Улицу Худжанда переименовали в честь Всеволода Веселовского
Одной из улиц Худжанда в 1-м микрорайоне присвоено наименование улицы Архитектора Веселовского.
Вклад этого уникального человека в историю застройки городов Таджикистана огромен. Трудно найти в Худжанде, Душанбе, Кулябе, Бохтаре, Нуреке, Турсунзаде улицу, на которой не остались бы его творческие следы.
Всеволод Глебович Веселовский (1914–2001) родился в Кронштадте, в семье дворянина, военного инженера царской армии.
В 1937 г. с отличием окончил Ленинградский институт инженеров коммунального строительства и, получив диплом первой степени, был направлен в Советский Таджикистан, где его приняли на работу в проектную контору «Таджикгоспроект» г. Душанбе. Здесь в качестве архитектора-автора им был разработан целый ряд генпланов для поселков в сельской местности Кулябской области. Выполнены проекты детальной планировки городов Куляб и Курган-Тюбе.
Всеволоду Глебовичу, как архитектору выпала большая жизненная удача в период с 1937 по 1939 гг. сделать первый в истории древнего Ходжента Генеральный план, по которому город застраивался на его глазах более 60 лет. В 1939 г. проект был закончен и утвержден Совнаркомом Таджикской ССР. Председатель СНК Мамадали Курбанов вел заседание, Веселовский докладывал. Расчетное население – 130 тыс. жителей, в том числе 30 тыс. жителей на правом берегу на перспективу. В этом было много сомнений у присутствующих, недаром тысячелетия правый берег пустовал, такой суровый и знойный! Но Веселовскому удалось убедить большинство. Его правоту подтвердило время. Сейчас там живет большая часть всего населения Худжанда.
Кроме работы над генпланом Худжанда, Веселовский разработал проект центрального района города: административную площадь со зданием Горсовета и вдохновленную Пьяцеттой в Венеции площадь на берегу реки Сырдарья, ставшую культурным центром Худжанда.
С началом Великой Отечественной войны, 10 августа 1941 г. Веселовский добровольцем уходит в Красную Армию. Окончив инженерные курсы подготовки офицеров-сапёров обороняет Ленинград. В июле 1944 г. после тяжелейшего ранения получил инвалидность 2-й группы и был демобилизован из армии.
В сентябре 1944 г. Веселовский был назначен главным архитектором управления по делам искусств Ленинградского горисполкома и непосредственно руководил работами по восстановлению объектов культурного наследия Ленинграда и области, среди них Петергоф (Петродворец), дворцы-музеи в городах Павловске, Пушкине, Гатчине.
В мае 1946 г был направлен в Литовскую ССР, где работал в должности председателя Госстроя Литвы, одновременно являясь председателем Союза архитекторов.
Все послевоенные годы Всеволод Глебович никогда не забывал о Таджикистане и жил мечтой вернуться в Душанбе, ведь здесь началось его становление, как архитектора-градостроителя.
В конце 1960 г. Веселовский возвращается в Душанбе, и его назначают заместителем председателя Госстроя. Все последующие годы Всеволод Глебович умело совмещает государственную деятельность и общественную работу, научно-архитектурное творчество и журналистскую деятельность в качестве внештатного корреспондента журнала «Архитектура СССР».
Более 18 лет В. Веселовский (1962–1979) возглавляет Союз архитекторов Таджикистана.
Его стараниями и усилиями в 1962 г. в Таджикском политехническом институте было открыто архитектурное отделение, преобразованное позднее в архитектурно-строительный факультет, где в 1968 г. состоялся первый выпуск таджикских архитекторов.
Всеволод Глебович уделял огромное внимание сохранению историко-культурного наследия архитектуры таджикского народа, всего ценного, что образует культурную среду городских и сельских поселений страны. Им впервые была разработана необходимая для обеспечения региональной концепции научная база истории архитектуры Таджикистана. Выявлены исторические закономерности ее развития, национальные особенности и стилевые характеристики зодчества.
Особое внимание Всеволод Глебович уделял созданию выразительных архитектурных ансамблей в Душанбе и Ленинабаде (ныне Худжанде), поискам путей придания таджикского национального колорита зданиям и архитектурным ансамблям, проектируемым и строящимся в Таджикистане
В 1963 г. Веселовский составляет новый генеральный план Худжанда, который вплоть до 2005 г. являлся основным градостроительным документом развития города.
В 1962–1964 гг. совместно со скульптором Фуад Гасан оглы Абдурахмановым Всеволод Глебович работает над созданием проекта и сооружением памятника поэту А. Рудаки в Душанбе на одноименной площади перед сельскохозяйственным институтом.
В 1968 г. Всеволода Глебовича назначают по совместительству главным архитектором города Нурек. Вскоре в Нуреке были построены новые микрорайоны, утопающие в зелени четырех и пятиэтажки, рядом – детские площадки, магазины, спортивные комплексы.
В 1975 г. Веселовского избирают секретарем Правления Союза архитекторов СССР. В эти годы он много путешествует: США, ФРГ, Марокко, Япония, Индия, Куба, Бразилия и еще много других стран мира, где он побывал для установления творческих контактов с зарубежными архитекторами.
Среди друзей архитектора – художник Илья Глазунов, поэты Владимир Высоцкий и Мирзо Турсунзаде, актеры Кирилл Лавров и Юрий Визбор, альпинист Владимир Машков, глава Кубы Фидель Кастро и много других известных людей того времени.
В последние годы жизни Веселовский работал над осуществлением в натуре своего проекта – Таджикского национального университета в городе Душанбе. Местоположение нового университетского городка было выбрано в начале 70-х годов. В живописном месте у слияния рек Лучоб и Варзоб, на вытянутом треугольном участке (82 га) посреди причудливого гидропарка в обрамлении красочных альпинариев были построены учебные корпуса университета. Проект Веселовского, заключал в себе основную идею создания единого научного центра, «колыбели» знаний в таджикской столице, адаптированного для увеличившегося количества студентов.
Всеволод Веселовский всегда подчеркивал, что перед архитекторами, работающими в Таджикистане, стоит большая творческая задача найти новые формы синтеза искусства в современной архитектуре республики, на основе которого станет возможным создание полноценной архитектурной среды, эмоционально близкой народу, способной активно влиять на его жизнь, быт и культуру, развитие хорошего художественного вкуса. Эти слова вполне можно считать завещанием современным таджикским архитекторам.
Источник – https://www.asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/society/20210323/v-hudzhande-pereimenovali-ulitsu-v-chest-arhitektora-vsevoloda-veselovskogo