Россия и Казахстан укрепляют молодежные контакты
Студенты двух стран побывали на мастер-классах по страновому брендингу в рамках Школы молодежной дипломатии, которая работала в Москве 24–25 ноября 2015 г. Этот новый образовательный проект был создан в прошлом году для укрепления гуманитарных связей России и Казахстана. Проект интересен тем, что он нацелен на будущую элиту – слушателями школы являются в основном молодые дипломаты, политологи, историки и журналисты.
Школа молодежной дипломатии предназначена для российских студентов и студентов из Казахстана, обучающихся в России. Проект долгосрочный, он призван вовлечь их в обсуждение интеграционных процессов, происходящих на евразийском пространстве, а также стать площадкой для диалога российской и казахстанской молодежи.
- Мы приглашаем студентов гуманитарных факультетов, – говорит советник-посланник Посольства Казахстана в России Ерлан Байжанов. – Это в чистом виде обучающий семинар, куда студенты приходят получать дополнительные знания. Понятно, что происходит тесное и профессиональное общение казахстанской и российской молодежи. Это интеллектуальное будущее наших государств. Их общение чрезвычайно важно с точки зрения укрепления казахстанско-российских отношений. Есть экономические скрепы, но есть и духовные скрепы между нашими народами, и они могут формироваться благодаря таким форматам.
Школа молодежной дипломатии была создана в 2014 г. Посольством Республики Казахстан в РФ совместно с Высшей школой экономики. В прошлом году главной темой была евразийская интеграция. В нынешнем году в качестве ключевой темы была выбрана публичная дипломатия – национальные бренды, современные коммуникационные стратегии государства. Мастер-классы вели специалисты в области маркетинга территории, брендирования, социальной антропологии.
К выбору темы подтолкнула дискуссия, развернувшаяся вокруг возможного ребрендинга Казахстана. Несколько месяцев назад Президент Нурсултан Назарбаев предложил придумать для Казахстана новый яркий образ и сам же его и предложил – Страна Великой степи. В рамках Школы молодежной дипломатии студентам рассказывали, что бренд – это не просто красивая обертка. Сама «конфетка» тоже должна быть вкусной. За каждым успешным брендом стоит огромное содержание, будь то Страна восходящего солнца (Япония), Страна утренней свежести (Корея) или Поднебесная (Китай). Что касается России, то даже лидеры рынка признают, что сложнее всего было бы придумать бренд для России и США – слишком много разных граней.
Российскую и казахстанскую молодежь учили, как ломать негативные стереотипы о странах и как создавать новую привлекательную реальность, но не противоречащую той, что имеется. «Не нужно пытаться представить, что у нас жизнь лучше и комфортнее, чем там. Это будет неправда. Нужно говорить правду. Например, Россию и СНГ можно представлять как то место, где ты можешь проявить себя, как в свое время Дикий Запад США, когда его осваивали. Здесь еще много ниш, много возможностей, конкуренция еще не такая высокая, как в Европе», – объяснял директор курса «Маркетинг и бренд-менеджмент» Британской Высшей школы дизайна Андрей Пуртов.
Рассказывали студентам и о «soft power». По сути, именно они ею и должны быть. «Доверие к институтам сильно изменилось, – говорит Андрей Пуртов. – Люди верят больше блогерам, чем политикам. В такой ситуации порой гораздо более эффективно инвестировать в коммуникации, которые делаются по неофициальным каналам. Популярное сейчас понятие «мягкой силы» заключается в воздействии на определенные целевые аудитории через молодежную дипломатию, через блогеров, через публичные фигуры, и оно может определять восприятие страны даже в большей степени, чем информация из официальных источников».
Школа молодежной дипломатии – это тоже своего рода soft power, попытка победить в борьбе за умы молодежи. Ведь будущие отношения между странами во многом зависят от того, как сейчас относятся друг к другу представители нового поколения государств.
В этом году обучение в школе прошли 100 человек. Судя по отзывам, слушатели курса в дальнейшем готовы работать над улучшением образа своих стран. «Думаю, каждый гражданин страны должен ставить такую цель – чтобы его страна была узнаваема за рубежом», – говорит студентка филологического факультета МГУ им. Ломоносова Куралай Талапкызы. После обучения в Москве она хочет вернуться в Казахстан и заниматься брендингом страны.
Источник – http://tass.ru/novosti-partnerov/2472228