«Содружество народов Евразии»
Автономная некоммерческая организация
по содействию в развитии сотрудничества
стран Содружества Независимых Государств

+7 (3532) 37-25-64

niiural@mail.osu.ru
avenali@mail.ru

Поисковики нашли в кыргызском Канте захоронение умерших от ран в 1941–1945 годах

17 Июл 2019

Представители поискового движения Кыргызстана «Наша Победа-Биздин Жениш» провели расследование и выяснили, что во время войны два офицера, умершие от ран в эвакогоспитале № 4433 поселка Кант, были захоронены на старом кладбище села Люксембург у реки Чупра, а в 1974 г. их останки в саркофагах были торжественно перезахоронены в парк Победы под основание памятника. Но в 2005 г. там же был установлен новый памятник «Солдатенок» и что стало с останками воинов – неизвестно.

Представители Поискового движения Кыргызстана «Наша Победа-Биздин Жениш» просят откликнуться архитекторов, строителей памятника «Солдатенок» в парке Победы Канта в 2005 г., чтобы рассеять самые страшные предположения, что во время строительства саркофаги с останками двух офицеров, умерших от ран, и перезахороненных со старого кладбища села Люксембург 9 мая 1974 г., раздавлены и утрачены. А может их заметили, промолчали и выбросили? Возможно, они там и лежат, и в этом нужна помощь саперов.

Долгие годы у поисковиков были лишь предположения и воспоминания санитарки фрунзенского госпиталя, которая рассказала, что в городе Кант были госпитали и умершие. Поисковики не раз разговаривали с архитекторами города на этом самом месте у памятника в парке Победы в Канте, проводили опрос населения, но никаких зацепок найти не получилось.

В этом году проводится акция «Сохраним памятники Победы-Кыргызстан!» по проверке мест захоронения воинов умерших от ран в госпиталях, а также исследования состояния мемориальных памятников, посвященных памяти кыргызстанцев – участников Великой Отечественной войны. Кроме этого, также проходит опрос населения, и просматриваются документы. При разговоре с руководителем общественной организации «Чайка» г. Кант Людмилой Жуковой неожиданно выяснилось, что появились кое-какие зацепки.

Кантовчанин Борис Корнеев рассказал по телефону, что в детстве все мероприятия на 9 мая проводились на старом кладбище села Люксембург, а потом все линейки переместились в парк Победы в г. Кант. Поисковики сразу же выехали на место: Борис Корнеев уверено провел приехавших на то самое место, где когда-то был памятник бойцам. Рядом река Чупра заросла зеленой тиной, старое кладбище заброшено.

В Канте поисковики побывали у дома, где располагался госпиталь, затем посетили госрегистр, мэрию. Созвонились с исполняющим обязанности военкома Иссыкатинского района. Настоящая сенсация ждала поисковиков в Чуйском областном государственном архиве, где сотрудница, даже не дослушав историю, сразу вынесла целую папку фотографий с перезахоронения:

К сожалению, сотрудники не сделали описания события, и у нас только фото. Здесь виден памятник без фамилий на кладбище в Люксембурге, и потом машина с двумя саркофагами на борту, и еще момент перезахоронения. Мы выставляем фото к 9 мая почти каждый год, пояснила она.

Борис Корнеев и поисковики сразу увидели на фото то самое место у Чупры. А архивисты вспомнили, что еще было постановление о перезахоронении, которое они пообещали поискать. Но вот дату назвать никто не смог. В тот же день исторические фото разместили в Фейсбуке – и на следующий день откликнулись сотрудники Чуйской администрации, и районной газеты «Знамя Победы». Они отыскали номер газеты за 14 мая 1974 г., где на первой полосе рассказывается о церемонии перезахоронения.

В тот же день архивисты обнаружили решение Исполкома Кантского районного Совета депутатов трудящихся «О перезахоронении останков советских воинов, умерших в госпитале во время Великой Отечественной войны». В нем говорилось, что «в связи с тем, что кладбище в с. Люксембург закрыто, 9 мая 1974 г. произвести перезахоронение останков в парк культуры и отдыха в поселке Кант». И внимание! «Урны с прахом воинов установить под надгробную плиту памятника павшим воинам кантовчанам в годы Великой Отечественной войны». И указываются члены комиссии: Грязнов А. А., зампредседателя райисполкома, председатель комиссии; зав. отделом агитации и пропаганды Кантского РК КП Киргизии, председатель районного ДОСААФ Цуприк; военный комиссар района Звинчуков А. М.; начальник Кантского комбината коммунальных предприятий, главврач санэпидстанции, начальник отдела внутренних дел района Ш. Хасанов; председатель Исполкома Кантского поссовета Чопенко В. Л.; начальник политотдела в. ч. № 23565 Комаров З. М.».

Тот факт, что решение было выполнено, мы видим на архивных фото и в газете.

Но в 2005 г. на месте памятника и захоронения двух воинов, умерших от ран, устанавливается памятник «Солдатенок». И на нем не вписываются имена перезахороненных, и даже нет упоминания о том, что именно здесь покоятся останки воинов. Будто и не было их. Ничего, ни единой строчки.

Памятник установлен на том же месте, что и предыдущий, а что стало с саркофагами, с останками? Как понять строители ставили новый фундамент, или посадили все на старый? Они не могли не натолкнуться на саркофаги, не могли не заметить, если передвигали или ломали фундамент. А если вскрывали и ставили свой, то увидели и промолчали? Или их попросили молчать? Мы теряемся в догадках. Из Мэрии г. Канта мы получили письмо о том, что к возведению памятника в 2005 г. они не имели никакого отношения. Странно, но проектные документы должны быть переданы в мэрию, это же муниципальный объект. И если не они строили, то кто? задались вопросом поисковики.

Надо отметить, что многие скептически отнеслись к поискам, мол, слушаете какие-то россказни: какой-то мальчик в детстве услышал, а там может никого и нет. Но Борис Корнеев оказался человеком настойчивым и неравнодушным, он опросил своих знакомых. И оказалось что те, кто учился в школе № 3, помнят эти события 1974 г. Кто-то стоял в почетном карауле, а кто-то читал стихи Рождественского «Помните! Через века, через года помните». И получилось что пионеры 70-х оказались людьми неравнодушными. Будем надеяться, что строители и архитекторы откликнуться и захотят пролить свет на эту историю.

Чтобы разобраться до конца, помимо самих документов, которые должны храниться в архивах, нужно получить разрешение на земельные работы, и привлечь военных саперов, которые есть только в инженерном управлении ГШ ВС. Надо найти строителей, авторов проекта, скульптора, чтобы они также участвовали в этих работах, помогли сориентироваться. Может быть, останки так и лежат под какой-то плитой?

Тем временем поисковикам удалось установить имена 2-х офицеров, местом захоронения которых значиться «кладбище Люксембург р. п. Кант». И умерли они в госпитале № 4433. Оба до сих пор считаются пропавшими без вести. Пока неясно, по какой причине после захоронения офицеры Советской армии оказались безымянными. В сетях начался поиск родных воинов.

Сверка госпитальных документов помогла заполнить белое пятно беспамятства. В ходе поиска также выяснено, что во время войны еще двое солдат умерли от ран в госпитале и похоронены в селе Гавриловка Сокулукского района. Пока их место захоронения не установлено. И кто об этом помнит? Кто отвечает за паспортизацию воинских захоронений на территории Кыргызстана? И той войны и всех последующих?

Были похоронены на кладбище с. Люксембург – перезахоронены в г. Кант:

1. Лейтенант БУЛАТ Петр Никифорович, 1905 г. р., командир взвода 789-го артполка 251-й стрелковой дивизии. По ОБД «Мемориал» на него 3 документа – пропал без вести. В армии с 1939 г. С фронта ждала жена Булат Ольга Николаевна г. Днепропетровск, улица Мопра, 42-3. Умер в госпитале № 4433 28 октября 1941 г. и был похоронен в р. п. Кант, Люксембург.

2. Капитан ЗАВАРЗИН Михаил Лаврентьевич помощник начальника 1-го отделения штаба 186-й стрелковой дивизии. В армии с 1929 г. Уроженец Курской области, Курского района. Жена Тамара Михайловна Заварзина. Проживала в Покрово-Парфинском районе. Умер в госпитале № 4433 – первично захоронен на кладбище с. Люксембург.

Источник – https://www.vb.kg/doc/379983_poiskoviki_nashli_v_kante_zahoronenie_ymershih_ot_ran_v_1941_1945_godah.html

Экспертное мнение