Петербургская компания возведет защиту от селей в столице Туркменистана
Производственное объединение «Возрождение» с 20-летним опытом строительно-монтажных работ выиграло международный тендер на возведение комплекса сооружений по отводу селевых вод на юге Ашхабада, у предгорья Копетдага.
20 марта 2020 г. на заседании Правительства Туркменистана вице-премьер по строительно-промышленному комплексу Шамухаммет Дурдылыев доложил об итогах конкурса Президенту страны Гурбангулы Бердымухамедову, который разрешил мэрии Ашхабада заключить контракт с российским подрядчиком. Глава государства подписал Постановление, согласно которому строительные работы начнутся уже в марте этого года и будут закончены в сентябре 2022 г. При этом подрядчик должен будет также благоустроить территорию, прилегающую к селеотводному комплексу.
Отметим, что столица Туркменистана ежегодно страдает от затоплений во время проливных дождей, создающих угрозу селей. Сход селевых потоков в районе Ашхабада отмечается раз в 15–20 лет, а самый катастрофический сель, с момента начала наблюдений с 1888 г., случился в 1972 г. Тогда были разрушены мосты, а селевой поток принес в город валуны размером до 1 метра. Скорость потока достигала 3 м/с, расход 240 м3/с. После того случая в 1976 г. был построен нагорный канал, который защищал от селевых потоков юго-восточную часть города, принимая паводковые и селевые массы с 7 логов и отводя их за пределы города. Длина канала составляла более 12 км. В 2018 г. мэрия Ашхабада начала дополнительно строить в городе ливневую канализацию. Однако, в феврале 2019 г. Президент посчитал такое техническое решение недостаточным.
Для разработки предложений по комплексу селезащитных мер в столице Туркменистана российская компания «Возрождение» привлекла проектно-изыскательский институт «Севкавгипроводхоз» из города Пятигорска. Институт является одной из крупнейших проектных организаций в водохозяйственной отрасли России, существующий с 1927 г. Большинство объектов, в проектировании которых принимал участие «Севкавгипроводхоз», расположены на Северном Кавказе, который является самым селеопасным регионом Российской Федерации.
Концепция инженерных сооружений для защиты Ашхабада от селевых потоков, максимальный расход которых может превышать 300 м3/с, заключается в строительстве дамб, и устройстве с помощью их 8 селехранилищ, в которые будут сводиться 12 селеопасных логов (русел с временным поверхностным стоком) и последующим контролируемым отводом водной составляющей селевых отложений в каналы и водопропускные сооружения.
Дамбы планируется разместить выше основных транспортных коммуникаций и городской застройки, что как отмечается «сведет риск повреждений и экономических потерь урбанизированных территорий от схода селей практически к нулю».
Селезащитная дамба плотинного типа будет представлять собой специально спроектированное сооружение необходимой устойчивой конфигурации, способное единовременно принять селевой сход максимального объема без разрушения и выдержать расчетную сейсмоактивность в 9–9,5 баллов.
Предполагается, что твердые частицы селевых потоков будут оставаться в верхнем бьефе дамбы, а условно чистая вода отфильтровывается и контролируемо сбрасывается через соответствующие сооружения в бетонные каналы.
В последующем после схода воды, осуществляются работы по очистке от накопленной твердой составляющей стока и подготовки сооружения для следующего случая схода селевых потоков.
Российским проектом предусмотрено, что расходы водных сбросов, принимаемые в бетонные каналы, шириной по дну 4 м, не будут превышать 4 м3/с, а расчетное время осушения селезащитных сооружений составлять от 2 до 15 суток.
Для отвода воды, поступающей в нижние бьефы селезащитных дамб, предполагается построить более 25 км бетонных каналов.
Водосбросные сооружения будут пропускать через себя и обычный поверхностный сток (после дождей или таяния снега, когда по руслам можно наблюдаться кратковременный поверхностный сток).
Кроме сбросных вод с селехранилищ, предполагается, что водоотводные каналы будут собирать и перехватывать дождевые воды с южных площадей города. Ширина каналов предусматривает последующий проезд техники по ним в эксплуатационный период.
Трассы каналов намечены таким образом, чтобы пропускать воду под дорогами через уже имеющиеся искусственные сооружения (мосты, водопропускные трубы).
Отмечается, что «строительство каналов не повлияет на жизнь города – дороги не будут перекрываться и создавать бытовой дискомфорт».
В местах, где имеющихся сооружений не будет хватать для пикового пропуска воды, закрытым способом будут устроены дополнительные переходы, также без перекрытия автомобильного движения. В российском проекте говорится, что «для жителей и гостей города строительство селезащитных сооружений пройдет незаметно».
В юго-западной части Ашхабада водоотведение предлагается осуществлять по сети бетонных каналов, в юго-восточной части комбинированной системой сбросов в бетонные, вновь устраиваемые, каналы, а далее – в имеющееся природное русло, очищенное и экологически реабилитированное.
Вся поступающая вода в итоге будет сбрасываться в существующий Ашхабад-канал.
В рамках работ по строительству комплекса селезащиты предусматривается обновление бетонной облицовки канала от парка «Серховузлы» до Каракум-реки, что позволит довести все воды (селевых потоков и дождевого стока) до существующего водопропускного сооружения (дюкера) под Каракум-рекой, отвести от города опасность затопления его водой, приходящей с предгорий.
При обновлении бетонной облицовки Ашхабад-канала предполагается реконструкция 3 мостов через него: 2-х автомобильных и 1-го железнодорожного.
Производственное объединение «Возрождение» является одной из крупнейших дорожно-строительных компаний в Северо-Западном регионе России. Она известна участием в строительстве Западного скоростного диаметра, реконструкции Петропавловской крепости, Дворцовой набережной в Санкт-Петербурге, реализацией инфраструктурных проектов в Москве, Великом Новгороде, Астрахани, Самаре, Ярославле. С 2009 г. филиал компании АО «ПО «Возрождение» работает в столице Туркменистана, г. Ашхабаде. С этого момента компания выполнила работы на более чем 40 объектах в Центральной Азии, в том числе построила 17 транспортных развязок транспортного коридора «Восток-Запад», провела реконструкцию проспекта «Арчабиль», эстакад и кольцевой автодороги в Ашхабаде.