Артур Сулейманов: СНГ нужен общий учебник по истории Великой Отечественной войны
На текущем заседании Международной ассоциации (комиссии) историков и архивистов СНГ обсуждался вопрос, который напрашивался давно. Речь идет о подготовке совместного учебного пособия по истории Великой Отечественной войны. По плану работа над текстом завершится до конца текущего года, а издание выйдет в 2023 г.
При всем многообразии мнений преобладающее большинство историков и политологов СНГ понимает важность и в целом одобряет это намерение.
В частности, есть виденье ценности исторического наследия и опасности угроз, вызванных попытками искажения общей истории и оправданием нацизма. Поэтому совместный труд исторического сообщества нескольких государств, сохраняющего свою приверженность исторической правде и противодействию фальсификациям, выступает в качестве стабилизирующего фактора СНГ.
Само решение о создании комиссии было принято еще в октябре 2021 г. В ее состав входят представители России, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Функции Секретариата возложены на Институт всеобщей истории РАН, который созывает ее заседания и формирует проект повестки обсуждения.
Уникальность ассоциации в том, что ее представители уделяют внимание исследованию малоизученных и дискуссионных моментов истории, то есть рассматривают, в том числе, наболевшие вопросы и дают им взвешенную оценку. Тема, связанная с распространением объективной информации о событиях Великой Отечественной войны, без преувеличения является системообразующей.
Безусловно, в общей истории, помимо добрососедских отношений, встречаются и болезненные вопросы, которые периодически обсуждаются на различных уровнях. Вместе с тем, в последние годы все более четко проявляется тенденция объединения усилий историков СНГ, особенно после открытых выступлений политических деятелей Запада против СССР и принижения его роли в Победе над фашизмом.
Стоит учитывать, что за всеми акциями по пересмотру исторических фактов Великой Отечественной войны стоят конкретные политические задачи: помешать интеграционным процессам на постсоветском пространстве и проведению сбалансированной внешней политики государств СНГ, подорвать чувство собственного достоинства народов-победителей и нарушить стабильность в Евразии, исказить устоявшиеся представления об общей истории и превратить их в миф.
Поэтому неудивительно, что Запад, который борется с идеями евразийской интеграции и видит в России противника, предпринимает попытки исказить историю тех лет в конъектурно-политических интересах. И использует для этого, в том числе, образовательные ресурсы.
Так за последние десятилетия книжные фонды стран СНГ последовательно пополнялись учебниками и художественной литературой, принижающими роль СССР в мировых и региональных процессах.
Разработка совместного учебного пособия по истории Великой Отечественной войны должна учитывать несколько важных моментов.
Во-первых, содержать обстоятельную информацию о всех народах, участвовавших в освобождении мира от фашизма.
Во-вторых, обращаться к первоисточникам и статистическим данным.
В-третьих, отвечать современным требованиям. Во времена, когда не было интернета, учебник и библиотеки были единственными средствами информации. Теперь ситуация иная и конкурировать приходится с глобальной сетью.
В-четвертых, отражать общую точку зрения стран СНГ на исторические процессы того времени. Пусть даже с определенными оговорками.
В-пятых, не противоречить основным учебникам истории, используемым в странах СНГ и, по возможности, синхронизироваться с ними.
Выделенные моменты заслуживают отдельной проработки и при их выполнении учебное пособие действительно может стать фундаментом исторической мысли СНГ по событиям Великой Отечественной войны.
В целом историческому образованию на постсоветском пространстве уделяется особое значение. И это объясняется важными сдвигами в системе международных отношений, требующими осмысления с учетом понимания истории.
Так, например, профильными министерствами в России уже вынесены предложения об увеличении объемов преподавания истории в вузах до 144 академических часов и введении уроков исторического просвещения в начальных классах с нового учебного года.
Притяжение исторических кругов свидетельствует, прежде всего, о том, что за 30-летний период странам Содружества удалось достичь не только значительных результатов в экономике и политике, но и укрепить научно-исследовательские связи между собой, в том числе, в вопросах изучения общей истории. Написание учебного пособия – это важный шаг в сохранении исторической памяти. На данный момент речь не идет о полноценном учебнике, внедрение которого потребует множества согласований с профильными министерствами государств СНГ. Вероятнее всего, это будет уже новый этап в работе комиссии после 2023 г. Но о нем можно будет говорить только после завершения работы над пособием.
На сегодняшний момент в мире, как правило, отсутствует официальная позиция на исторические факты, и это приводит к плюралистическому пониманию личностей и событий, которые становятся объектом трактовки отдельного ученого или педагога. Особенно эта проблема касается школьников и студентов младших курсов, изучающих историю. Поэтому актуальность разработки общего учебника, отражающего официальную позицию СНГ и выступающего основным в учебной деятельности (например, при подготовке к Единому государственному экзамену или другим вступительным испытаниям), возрастает многократно.