«Содружество народов Евразии»
Автономная некоммерческая организация
по содействию в развитии сотрудничества
стран Содружества Независимых Государств

+7 (3532) 37-25-64

niiural@mail.osu.ru
avenali@mail.ru

Алексей Чекрыжов: Сближение России и Китая – позитивный кейс для Центральной Азии

О сближении России и Китая в медиа, равно как и в экспертно-академической среде, говорят довольно давно. Последние события и заявления сторон, связанные с визитом Си Цзиньпина в Москву, являются лишь продолжением этих процессов, которые актуализировались не в 2022 г., а гораздо раньше. Как минимум на протяжении последнего десятилетия обе страны наращивают темпы экономического и политического сотрудничества, в частности, путем реализации трансграничных торгово-экономических программ и заключения большого числа соглашений в этой сфере. Для России и Китая эти процессы являются в некотором роде естественными и обусловленными целой системой множества внешних и внутренних факторов.

10 лет назад Си Цзиньпин озвучил концепцию, согласно которой приоритет в отношениях у Китая должен быть отдан России. И на протяжении последнего десятилетия Пекин эффективно придерживается этой стратегии, вполне считаясь с интересами Москвы. Так, несмотря на то что полгода назад Си намекал на возможность биполярного мира с Китаем и США во главе, после переговоров с президентом Путиным в Москве в марте этого года китайский лидер заявил, что они будут продвигать конструктивную силу для формирования многополярного мира и усовершенствования глобального управления. Не помешала этим заявлениям даже абсурдная ситуация с ордером на арест президента России со стороны Международного уголовного суда в Гааге. В СМИ и социальных сетях появилось большое количество заявлений о том, что Си Цзиньпин не приедет в Россию. Однако, если бы Си отменил визит, он показал бы, что политика Китая не является суверенной. Это вызвало бы непонимание не только в КНР, но и во всем мире.

Торгово-экономическое и политическое сближение не является единственным вариантом для этих стран. Оба государства могут найти других партнеров, но приоритет двухстороннего сотрудничества при сопутствующем подключении других регионов для России и Китая является предпочтительным. Существует несколько областей, где интересы этих двух стран пересекаются.

Огромный пласт взаимных интересов лежит в плоскости модернизации устоявшихся западоцентричных основ мировой экономики. Так, Россия давно реализует шаги по созданию пространства расчетов, свободного от доллара. Такие же идеи продвигает и Китай, который постепенно снижает зависимость экономики от США. Однако без участия Москвы Китаю будет сложно реализовать стратегию дедолларизации. Если же объединить усилия, то в средне- и долгосрочной перспективе можно добиться создания внедолларового пространства, которое впоследствии сможет распространиться и на другие страны. Кроме того, в призме экономического сближения у сторон есть множество других задач, связанных с формированием новых институтов цифровой экономики, сопряжением интеграционных и логистических программ и другими целями, перечисление которых можно продолжать довольно долго.

Еще одним важнейшим блоком взаимных интересов сторон является поддержка стабильности и безопасности в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Азии. Дело в том, что именно Россия и Китай являются главными интересантами того, чтобы в странах вышеозначенных регионов не существовало никаких приграничных, внутренних и любых других конфликтов. Это напрямую связано с геополитическим положением, экономическими интересами и стратегическими приоритетами Москвы и Пекина.

Объективно, Россия является важным игроком в Центральной Азии, государства которой граничат и с РФ, и с КНР. Этот регион является ключевым для России в контексте ее внешней политики и безопасности на своих южных границах. Одновременно и Китай имеет серьезные экономические и политические интересы в этом регионе, в том числе в связи с придвигаемыми Пекином транспортно-логистическими проектами.

При этом конкуренция между Китаем и Россией в Центральной Азии может оказать негативное воздействие на регион. Борьба за доминирование двух крупных акторов автоматически приведет к перекосам во внешней политике государств Центральной Азии. Иными словами, обострение конкуренции Москвы и Пекина, которая оставляет Центральную Азию без реальных рычагов балансировки для принятия независимых решений, уже сама по себе может привести к нестабильности и конфликтам в регионе.

В связи с этим, чтобы сотрудничество РФ и КНР было успешным, необходимо учитывать приоритеты всех сторон, включая, конечно же, интересы государств Центральной Азии. Китай и Россия вполне могут достичь своих целей, не ущемляя прав центральноазиатских столиц, если будут реализовывать многостороннюю политику сотрудничества. Например, Китай может предоставить инвестиции и экономическую поддержку для развития трансграничных и интеграционных проектов, а Россия может сосредоточиться на обеспечении безопасности и нейтрализации внешних угроз. В этом случае, государства Центральной Азия смогут получить не только экономический подъем, но и раскроют потенциал бесконфликтного устойчивого развития региона.

Экспертное мнение