Алексей Чекрыжов: Российское направление приоритетно для экспорта нефти Казахстана
В начале июля 2022 г. решение суда Новороссийска о приостановке работы Каспийского трубопроводного консорциума стало поводом для обсуждения политизации нефтетранспортных проектов России и Казахстана. В казахстанских медиа проявились мнения, что российская сторона намеренно блокирует поставки казахстанской нефти, преследуя геополитические цели. Под эту теорию подвели выступление Президента Казахстана на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме, в ходе которого Касым-Жомарт Токаев озвучил позицию Казахстана по признанию ЛНР и ДНР.
Тем не менее, детальная проверка инфраструктуры КТК, в результате которой Ространснадзор выявил аварийную утечку нефти, была инициирована со стороны России еще в марте. Судебному решению предшествовала многомесячная экспертиза, что позволило сформировать доказательную базу конкретного дела. Иными словами, требования по устранению утечек КТК были вполне обоснованы в призме работы экологических надзорных ведомств.
В ответ представители КТК выступили с гарантиями максимально оперативного устранения выявленных технологических недостатков. Уже спустя неделю судебные органы РФ отменили запрет на деятельность консорциума, обязав КТК выплатить административный штраф в размере 200 тыс. рублей. В масштабах отрасли объем взыскания можно признать мизерным.
Стоит отметить, что ни для Казахстана, ни для России напряженность в отношениях, связанных с общими транспортными проектами, не сулит ничего хорошего. Это понимают в обеих странах. Однако любое техническое решение, связанное с торгово-экономическим взаимодействием сторон или третьими странами, рассматривается в политическом дискурсе. К примеру, в свое время вопросы применения ограничений внутри Евразийского экономического союза многие также окрестили «торговыми войнами» евразийцев.
Случай с недельным сбоем в работе КТК стал поводом для высказываний о полном отказе от транзита казахстанской нефти по территории России. Однако подобный сценарий нереализуем. Остановка эксплуатации инфраструктуры консорциума повлечет за собой серьезное сокращение нефтедобычи на 3 крупнейших месторождениях страны – «Карачаганак», «Кашаган» и «Тенгиз». В благоприятных для экспортеров условиях высоких цен на нефть снижение добычи можно признать маловероятным. К тому же и сами акционеры КТК и разрабатываемых нефтяных проектов на подобное не согласятся. Дело в том, что добычей казахстанской нефти в основном занимаются иностранные компании, в том числе ExxonMobil, Total, Chevron, китайская CNPC и прочие. Дополнительно, за прошедшее полугодие Национальный фонд Казахстана наконец пополнился на большую сумму, нежели из него было изъято денежных средств.
Возможность отказа от использования инфраструктуры КТК должна быть обеспечена альтернативными способами транспортировки нефти. Фактически, такой альтернативы сегодня не существует. Наиболее предпочтительным потенциальным вариантом называют Транскаспийский маршрут экспорта. Однако для реализации этого проекта нужно модернизировать всю транспортную инфраструктуру. В нее включаются железнодорожные пути, логистические хабы на берегу Каспийского моря, и, наконец, сложный проект возведения каспийского нефтепровода до Баку, который пока не продвинулся дальше стадии технико-экономического обоснования. Помимо технологических сложностей прокладки трубопровода, здесь также затрагиваются вопросы экологической безопасности и экономические интересы других государств Каспийской пятерки, что значительно усложняет проект.
Другие направления экспорта казахстанской нефти тоже имеют барьеры для увеличения объемов транспортировки. Наращивание продаж в Китай ограничено в условиях сильного дисконта российской нефти. К тому же не факт, что западные регионы КНР будут нуждаться в дополнительных объемах углеводородов. В свою очередь потенциал южного направления экспорта тяжело раскрыть ввиду нестабильности Афганистана. Существуют перспективы нефтяного экспорта и в Иран. Однако этот сценарий требует формирования обширного танкерного флота, на что мощностей у Казахстана пока нет.
Таким образом, российское направление транспортировки казахстанской нефти остается приоритетным. Более того, в интересах сторон – расширение возможностей КТК, а также нефтепровода Атырау-Самара. В таком случае Казахстан сможет нарастить экспорт с месторождения Кашаган, которое само по себе является долго окупаемым проектом.