«Содружество народов Евразии»
Автономная некоммерческая организация
по содействию в развитии сотрудничества
стран Содружества Независимых Государств

+7 (3532) 37-25-64

niiural@mail.osu.ru
avenali@mail.ru

Алексей Чекрыжов: Основа электрогенерации Кыргызстана – гидроэнергетика

Летние месяцы принесли несколько знаковых новостей для энергетической отрасли Кыргызстана. Так, в начале июня 2022 г. был дан старт строительства Камбаратинской ГЭС-1 в Джалал-Абадской области, проект которой предполагает возведение одной из крупнейших гидроэлектростанций в Центральной Азии. Кроме того, в Бишкеке обсуждают новую редакцию Закона «О возобновляемых источниках энергии», который предусматривает регулирование отношений, связанных с ВИЭ, основные принципы государственной политики в этой области, а также экономические и организационно-правовые механизмы ее реализации.

Власти Кыргызстана справедливо рассматривают вопросы наращивания электрогенерации в качестве одного из приоритетов экономической политики. Еще недавно население страны сталкивалось с веерными отключениями электроэнергии, при которых трудности испытывали как домашние хозяйства, так и промышленные предприятия. К слову, по сообщениям министра энергетики Кыргызстана Доскула Бекмурзаева, будущий осенне-зимний период таких отключений не предполагает. Проблема отчасти решается импортом электроэнергии. Основными экспортерами являются соседи Кыргызской Республики – Казахстан, Узбекистан и Таджикистан.

Тем не менее, официальные лица Кыргызской Республики ставят целью не только самообеспечение страны электроэнергией, но и наращивание мощностей генерации для последующего экспорта. С учетом темпов роста населения и увеличения числа предприятий развитие энергетической отрасли государства должно идти по экспоненте.

По словам специалистов этой области, на сегодняшний день Кыргызстан использует лишь 10–11 % от гидроэнергетического потенциала страны. Единственный действующий в Кыргызской Республике комплекс представлен Нарынским каскадом ГЭС, включающим в себя 5 станций, крупнейшей из которых является Токтогульская.

В то же время, малые реки Кыргызстана позволяют соорудить более 80 малых ГЭС, формат которых в стране используется минимально. Процесс таяния ледников усиливается, и через 10–20 лет роль малых ГЭС возрастет. Кроме того, необходимость возведения небольших гидроэлектростанций обусловлена и другими экономическими задачами Кыргызстана. Гидроэнергетика естественным образом связана с гидромелиорацией и сельским хозяйством. Однако, помимо однозначно позитивных аспектов, такие ГЭС имеют ряд критических недостатков. Прежде всего, это низкая и длительная окупаемость малых ГЭС. По этой причине довольно затруднительно привлечь в отрасль новых инвесторов.

Отсюда и повышенное внимание к проекту Камбаратинских ГЭС, разработка и реализация которого тянется не одно десятилетие. Потенциально, уже только 2 станции каскада увеличат производство электроэнергии на 6,2 млрд. кВтч в год. Для того чтобы понимать значимость проекта, стоит пояснить, что по завершению строительства Камбаратинских ГЭС Кыргызстан не только решит внутренние электроэнергетические проблемы, но из импортера превратится в экспортера электроэнергии. Таким образом, развитая система из малых ГЭС вкупе с крупными проектами будет способствовать достижению сразу нескольких целей: во-первых, решится проблема энергодефицита страны; во-вторых, отрасль станет приносить доход; в-третьих, Кыргызстан сможет усовершенствовать ирригационную систему страны и региона Центральной Азии.

Тем не менее, для эффективного использования потенциала гидроресурсов не менее важны законодательные и институциональные изменения. Здесь власти республики сталкиваются с проблемой десинхронизации задач и инициатив различных ведомств. Так, месяцем ранее Президент Садыр Жапаров подписал Закон Кыргызской Республики «О возобновляемых источниках энергии». Документ, согласно его обоснованию, предусматривает регулирование отношений, связанных с возобновляемыми источниками энергии, устанавливает главные принципы государственной политики данной области. Несмотря на безусловную важность и необходимость этого нормативно-правового акта, последние вносимые изменения подвергаются критике со стороны ряда экспертов. Дело в том, что существующие отраслевые нормы не кодифицированы и нередко дублируют друг друга, что отражается на работе профильных государственных органов. Зачастую потенциальные инвесторы вынуждены получать разрешительные документы сразу в нескольких ведомствах, что усиливает бюрократизацию отрасли. В этой связи задачи по совершенствованию правового регулирования энергетической отрасли для властей Кыргызстана все еще актуальны.

Экспертное мнение