Алексей Чекрыжов: Грозят ли Центральной Азии вторичные санкции?
Общепризнано, что объем рестрикций и других ограничений, введенных против Российской Федерации с 2022 г., является рекордным и беспрецедентным.
Конечно, в этих условиях одной из главных задач Москвы является нивелирование рисков санкционного давления. Большую поддержку в этом оказывает инструментарий международного торгово-экономического сотрудничества с основными партнерами. Однако страны Запада не церемонятся ни с кем – взаимодействие с Россией для таких государств может обернуться уже вторичными санкциями.
Страны Центральной Азии для России, равно как и наоборот, являются традиционными экономическими и политическими партнерами. Эти государства даже в текущих сложных условиях реализуют множество трансграничных проектов в энергетическом секторе, транспортно-логистической отрасли, в сфере безопасности и, в целом, во всех сферах международного сотрудничества. Вместе с тем, для Запада важно максимальное отторжение стран Центральной Азии от России и, по мере сил, от Китая. Сложившаяся геополитическая ситуация является очень благодатной почвой для задач такого рода.
В частности, полгода назад Вашингтон ввел санкции против компании «Promcomplektlogistic» из Узбекистана. Организация была включена в «черный список» из-за экспорта микрочипов российской «Радиоавтоматике», которая также находится под санкциями ввиду поставок оборонной промышленности РФ. Взаимодействие узбекистанской и российской компаний лишь косвенно относится к ВПК РФ. Тем не менее, Вашингтону хватило и этого.
Другим примером являются ограничения в отношении российской платежной системы «Мир». Многие зарубежные банки, которые ранее проводили операции с этой системой, были вынуждены отказаться от обслуживания пользователей «Мира». Реакция зарубежных банков объясняется все тем же – боязнью попасть под вторичные санкции и потенциальным недопуском к кредитованию со стороны международных финансовых организаций. В этом смысле Запад держит практически всю международную финансовую систему под дулом экономического оружия. В случае прямого взаимодействия с российскими контрагентами США и ЕС не постесняются нажать на спусковой крючок.
Учитывая ужесточение риторики и постоянное наращивание количества антироссийских рестрикций, нельзя исключать и других вторичных ограничений против торгово-экономических партнеров России. Так, на Западе весьма тщательно наблюдают за процессами реэкспорта товаров из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. Речь идет даже о перепродаже широкой номенклатуры потребительских товаров со стороны Центральной Азии, которая, к слову, велась и задолго до 2022 г. Прошлым летом министерство финансов США уже включило вышеозначенные государства в список стран, через территорию которых могут поставляться санкционные товары в Россию и Беларусь.
Однако то, насколько далеко готов зайти Запад в вопросах вторичных санкций по отношению к Центральной Азии, является открытым вопросом. Дело в том, что подобная агрессивная политика против стран этого региона будет тождественна экономическому терроризму. Это значительно ухудшит политические позиции Вашингтона и Европы в Центральной Азии и ощутимо сократит сферу влияния прозападных лоббистских групп. В связи с этим Запад вынужден лавировать между объемом ограничений и первичной задачей по снижению взаимодействия России, Казахстана, Узбекистана и других государств региона. Тем не менее, система мировой экономики уже трещит по швам. Вашингтон зачастую не считается даже с интересами своих европейских партнеров. Центральная Азия перед экономическим террором Запада защищена еще меньше.