Двойные дипломы, но разные учебные программы: эксперты обсудили создание единого образовательного пространства в странах Большого Каспия
28 октября 2021 г. в Астрахани состоялась экспертная онлайн-встреча «Модернизация высшего образования в регионе Большого Каспия: тенденции, проблемы и решения». Ее участники – эксперты в области образования, науки, политологии и международных отношений из Азербайджана, Казахстана, России и Узбекистана – обсудили создание общего образовательного пространства стран Прикаспия. Организатором встречи выступили Центр международных исследований «Каспий-Евразия», Астраханский государственный технический университет и Ассоциация государственных университетов и научно-исследовательских центров прикаспийских стран.
Двойные дипломы открывают новые горизонты для студентов Прикаспия
Экспертная встреча, посвященная модернизации высшего образования в странах Большого Каспия, стала своего рода подведением промежуточных итогов в области работы высшей школы в 2021 г. Он, как и 2020-й, оказался непростым в силу ковидных ограничений. Однако представители каспийских вузов поделились не только своими проблемами, но и позитивным опытом международного сотрудничества.
Так, директор Морской академии Каспийского государственного университета технологий и инжиниринга им. Ш. Есенова Болат Сарсенбаев (г. Актау, Республика Казахстан) рассказал о совместной работе с коллегами из Азербайджанской Республики: «2 года мы вели переговоры с Азербайджаном по поводу двухдипломного обучения, преимущества которого состоят в том, что студент получает больше компетенций, чем при обычном обучении. По законам Республики Казахстан двухдипломное образование подразумевает унификацию учебных программ и дисциплин. В результате переговоров нам с азербайджанскими коллегами удалось добиться усредненного учебного плана по направлениям морской подготовки, и Азербайджан уже принял к себе 13 наших студентов, которые сейчас проходят обучение в Баку».
По словам главы Морской академии, в планах у казахстанского вуза заключить договор с Астраханским государственным техническим университетом об открытии его филиала в Актау. Напомним, что АГТУ стал первым периферийным вузом России, открывшим свой филиал за рубежом, в г. Ташкенте (Республика Узбекистан).
Филиал АГТУ в Ташкенте – новый шаг в каспийской интеграции образования
Решение о создании ташкентского филиала астраханского вуза было инициировано Президентом Республики Узбекистан в апреле 2018 г. Сегодня в республике действуют 123 высших учебных заведения, но астраханский филиал АГТУ особенно ценен своей подготовкой специалистов рыбной отрасли. В Узбекистане это направление считают перспективным.
По словам директора филиала АГТУ Марии Цибизовой, сейчас там проходят обучение 970 человек: «Я рада, что мы находим общие точки соприкосновения с коллегами из стран постсоветского пространства. Особенность ташкентского филиала вуза в том, что там учатся по российским стандартам. Мы за расширение границ и сотрудничества».
«Развитие образования в Узбекистане идет большими темпами. Выработана концепция развития, одобренная Президентом Республики. Если раньше охват наших выпускников составлял всего 8 %, то сейчас эта цифра увеличилась до 28–29 %, а в планах поднять ее до 50 %. У нас увеличивается число вузов, и открытие филиала – результат эффективной работы и развития системы высшего образования в Республике Узбекистан. Надеемся, что эта тенденция будет расти и поддерживаться на высоком уровне», – отметил в ходе экспертного совещания исполнительный директор филиала АГТУ в Ташкенте Абдуллажон Хамракулов. Он также поддержал идею коллег из Казахстана о системе двойных дипломов в вузах Большого Каспия: «Это будет большой помощью и поддержкой для развития Республики», –резюмировал исполнительный директор филиала.
В обсуждении создания единого образовательного пространства региона Большого Каспия принял участие и представитель столичного казахстанского вуза – в эти дни в Астрахань для знакомства с лабораторной базой и изучением рыболовства приехал профессор Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева Зерекбай Аликулов. «АГТУ имеет большой опыт в сфере развития рыболовства, и сейчас мы налаживаем сотрудничество между нашими университетами, обмениваемся позитивным опытом. Отмечу, что нас интересуют не только образовательные процессы, но и научная сфера сотрудничества», – сказал эксперт.
Обучение в европейском вузе доступнее, чем в каспийском: в чем проблема учебных программ
Однако, помимо позитивного опыта и планов кооперации, эксперты озвучили и ряд проблем, которые сложились в сфере высшей школы в последние годы. Вызовам и угрозам каспийской интеграции в сфере высшего образования был посвящен доклад профессора Азербайджанского экономического университета Эльшада Мамедова: «Крайне важным моментом, на мой взгляд, является то, что мы, несмотря на происходящие дезинтеграционные процессы, все же сохраняем площадки для дискуссии и взаимодействия. Сегодня мы столкнулись с общими проблемами, которые связаны с отходом от позитивных трендов времен советского периода. Тренды 90-х годов XX в. были направлены на полный отказ от советского прошлого, что негативно сказалось на качестве образовательного процесса в наших странах. Повальное стремление к мнимым западным стандартам, на мой взгляд, привело к снижению качества в системе образования стран постсоветского пространства».
По мнению эксперта, для решения сложившихся проблем и преодоления дезинтеграционных процессов странам Каспия необходимы кооперация и согласование существующих учебных программ: «Мы старались реализовывать программы двойных дипломов с российскими и украинскими университетами, но в итоге сталкивались с большим проблемами, так как наши образовательные стандарты слишком разные. Эти вопросы должны подниматься и обсуждаться на самом высоком уровне».
Мнение поддержала и руководитель Центра международных исследований «Каспий-Евразия» Ксения Тюренкова: «Я согласна с вами по поводу учебных стандартов и программ. Парадокс заключается в том, что как участникам Болонской системы нам с европейскими вузами сотрудничать проще, чем вузами стран Прикаспия, это наша основная проблема на пути образовательной кооперации, решить которую в одночасье не получается, но мы как эксперты делаем все, что от нас зависит».
Успешным интеграционным проектом в сфере высшего образования в странах Каспийского региона можно считать Ассоциацию государственных университетов и научно-исследовательских институтов стран Прикаспия. О своем позитивном опыте сотрудничества рассказала руководитель международного отдела АГТУ (на базе которого и работает штаб-квартира Ассоциации) Евгения Юкина: «Да, у нас случаются сложности законодательного порядка, но никто не обещал, что будет легко. К примеру, создание филиала в Узбекистане – это сложный, большой проект, много сил уходит на взаимодействие с узбекской стороной. И подобные сегодняшней нашей встрече экспертные мероприятия, совещания являются для нас большим подспорьем. В ходе них всегда рождаются новые идеи, принимаются компромиссные решения, решаются проблемные вопросы. Сейчас мы думаем о том, чтобы пригласить в АГТУ Эльшада Мамедова в качестве лектора, создать программу сотрудничества по ряду направлений с Азербайджанским экономическим университетом, а также сделать предложение бакинскому вузу о разработке совместной программы двойных дипломов. Мне кажется, сейчас мы движемся прямыми шагами к интеграции. Мы будем делать все, чтобы не отходить от этого вектора развития».
Заключительным в ходе совещания стало предложение руководителя Центра «Каспий-Евразия» Ксении Тюренковой о создании единой рейтинговой системы вузов стран Большого Каспия: «Если мы говорим о создании единого образовательного пространства, то нам нужны и альтернативные рейтинги наших вузов внутри Каспийского региона. Тем самым мы повысим возможности студенческой мобильности, когда студент в России откроет для себя региональные вузы Азербайджана, Казахстана или Узбекистана. Сейчас сложилась ситуация, в которой российские вузы чаще принимают студентов из стран Прикаспия, в то время как вузы Казахстана, Азербайджана или Узбекистана не являются столь же привлекательными для российских студентов. Не потому, что они в чем-то уступают, а потому, что о них нет должной информации, не выстроена соответствующая инфраструктура».
В завершении встречи эксперты приняли решение обсудить образовательную повестку Каспийского региона еще раз, но более подробно и в расширенном формате, чтобы выработать конкретные предложения и проекты.