Россия и Казахстан разработают новый самолет на замену «кукурузнику»
Казахстан в 2021 г. вложит 1 млрд. руб. в разработку и производство опытных образцов нового российского самолета «Байкал» для местной авиации на замену Ан-2. Взамен Казахстан получит долю в проекте и лицензию на производство этих самолетов.
«Долю в проекте купит компания, которая номинирована Правительством Казахстана. Она называется «Казахстанская авиационная индустрия», – сообщил Олег Богомолов, директор по продажам Уральского завода гражданской авиации (УЗГА, г. Екатеринбург), который разрабатывает «Байкал».
«Казахстан планирует организовать собственное производство этих самолетов – в первую очередь для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, а в перспективе и для поставок на экспорт. Потребности рынка Казахстана оценивают в 100–150 машин типа «Байкал», в России – это 220–250 машин», – добавляет он.
ГосНИИ гражданской авиации (проводит исследования по рынку новых самолетов в России) оценивает спрос со стороны российских эксплуатантов в 2021–2025 гг. примерно в 360 самолетов вместимостью 9–19 мест, а в 2021–2030 гг. – в 600 штук. Запуск производства в Казахстане произойдет после реализации российской части проекта, то есть ориентировочно в 2023 г., уточняет Богомолов.
В дальнейшем казахстанская сторона может увеличить вложения до 2,5 млрд. руб. согласно подписанному соглашению, продолжает он. Средства могут быть направлены и на финансирование сертификационных испытаний, и на постройку опытных экземпляров для испытаний, и на опытно-конструкторские работы – это партнеры определят в дальнейшем.
Собеседник не раскрывает, в каком именно юрлице будет продана доля. Разработкой нового самолета занималась 100-процентная «дочка» УЗГА «Байкал инжиниринг», созданная в феврале 2019 г. Представитель Минпромторга подтвердил, что Казахстан заинтересован в финансовом участии в проекте, сейчас прорабатываются варианты сотрудничества.
Разработанный на замену 12-местному «кукурузнику» одномоторный турбовинтовой самолет с проектным названием ЛМС-901 «Байкал» имеет в салоне 9 мест. По техзаданию Минпромторга его взлетно-посадочные характеристики должны быть не хуже, чем у Ан-2, при этом крейсерская скорость – 300 км/ч (Ан-2 развивает скорость 150–190 км/ч).
Самолет сможет летать с коммерческой нагрузкой 2 т на расстояние не менее 1500 км, Ан-2 берет на борт до 1,5 т груза, дальность полета составляет 990 км. Рассматривается также вариант ЛМС-901 с гибридной силовой установкой – с долетными электродвигателями на крыльях на случай аварийного отказа основного двигателя. «Новый самолет полностью заменит парк типа Ан-2 и обеспечит организацию воздушного сообщения на территории труднодоступных регионов, а также выполнение широкого спектра авиационных работ», – считают в Минпромторге, который заказал разработку.
Ранее УЗГА был структурой «Ростеха», в апреле 2018 г. завод вышел из состава госкорпорации. Сегодня УЗГА занимается сборкой регионального 19-местного самолета L-410 чешского производителя Aircraft Industries (компания принадлежит Уральской горно-металлургической компании Искандера Махмудова и Андрея Бокарева). Завод также собирает по лицензии легкий вертолет Bell 407GXP.
Новый самолет должен быть и дешевле в эксплуатации, чем его зарубежные аналоги. Цена «Байкала» не должна превышать 120 млн. руб. в ценах 2020 г., себестоимость летного часа без учета лизинга – 30–40 тыс. руб. Это в 2 раза меньше, чем у конкурентов: у американской Cessna Caravan летный час стоит 73 000 руб., у Kodiak 100 – 67 000 руб.
Ожидается, что впервые «Байкал» поднимется в воздух в этом году, сертификацию модели предполагается завершить до конца 2022 г., первые поставки начать в 2023 г., рассказал Богомолов. По данным источника, знакомого с ходом движения проекта, самолет представят в июле на авиасалоне МАКС-2021 в Жуковском.
«Байкал инжиниринг» уже подписал протоколы о намерениях с рядом эксплуатантов, говорит Богомолов. Кроме того, машины планируется поставлять на экспорт – в Восточную Европу и Африку. Крупнейшим заказчиком самолета должна стать Единая дальневосточная авиационная компания, заявлял полпред Президента в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрий Трутнев.
«Для Казахстана вопрос замены парка Ан-2 весьма актуален, так же как и для России», – говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Казахстанский рынок для «Байкала» можно приблизительно оценить в «несколько десятков бортов», добавляет он. С ним согласен главный редактор отраслевого портала Avia.ru Роман Гусаров: «В Казахстане очень востребованы самолеты для местных линий, так как это огромная по территории страна с невысокой плотностью населения. Им нужен самолет, который будет без проблем садиться на грунте. Кроме того, разнообразие температуры в этой стране схоже с российским – может доходить до экстремально низких температур зимой и жары летом, а в российскую технику сразу заложены эти эксплуатационные параметры».
Ан-2, произведенные еще при СССР, до сих пор являются основными на местных воздушных линиях и используются в сельхозработах, самолет также состоит на вооружении ВВС в разных странах. В этом году самолету исполняется 74 года, эксплуатируется он с 1947 г. В России сегодня около 300 бортов числятся как имеющие летную годность, для пассажирских перевозок эксплуатируется порядка 30–35 штук, остальные – для авиаработ и частных, любительских или спортивных перевозок.
Источник – https://www.vedomosti.ru/business/articles/2021/03/04/860306-novii-kukuruznik