Информационное и аналитическое сопровождение евразийской интеграции
16 июня 2020 г. Аналитический портал «Деловая Евразия» и Информационно-аналитический центр «Евразия-Поволжье» провели международную виртуальную дискуссию с участием представителей стран ЕАЭС и партнеров объединения.
Как отметили организаторы, цель мероприятия – сделать всесторонний и объективный анализ существующих механизмов и инструментов подготовки и трансляции информационных и аналитических материалов по развитию Евразийского экономического союза.
В дискуссии участвовали представители деловых кругов, эксперты, государственные служащие, научные работники, журналисты, члены международных организаций, наднациональных органов.
В число стран, направивших своих участников, вошли: Беларусь, Германия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Украина.
Высокий уровень мероприятия был обеспечен за счет участия Асансеитовой Саадат, заместителя директора Департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), Сергея Горбачева, представителя пресс-центра Евразийского банка развития, Кудякова Олега, заместителя председателя Правления Российско-Кыргызского Фонда развития, Зайнетдинова Владимира, пресс-секретаря Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Нефедова Виктора, руководителя Представительства Россотрудничества в Кыргызской Республике.
В ходе дискуссии эксперты отметили ряд ключевых аспектов, характерных для информационного и аналитического сопровождения евразийской интеграции.
Тема глубоко изучается экспертным сообществом – как сторонниками интеграции, так и ее оппонентами. Наиболее качественные аналитические материалы, имеют узконаправленную аудиторию и, прежде всего, предназначены для государственных служащих, национальных профильных ведомств.
При этом в СМИ информация о развитии евразийской интеграции в основном попадает не от первоисточника или компетентных специалистов, а от экспертов или журналистов. Такая информация носит зачастую поверхностный ситуативный характер, а ее авторы стремятся к повышению своего рейтинга, или рейтинга СМИ, но не к продвижению интеграции.
Как итог, массовое сознание имеет слабое представление о процессах евразийства. Вместе с тем, именно гражданское общество своей реакцией на текущие события в мире, как-то: пандемия коронавируса COVID-19, падение экономик, культурный разлом, угрозы безопасности, демонстрирует высокий уровень запроса на интеграционный процесс. Свой запрос общество выражает в ином, отличном от научного и экспертного сообщества, понятийном аппарате. Соответственно нужно давать новые предложения со стороны экспертов и СМИ по форме, содержанию и форматам подачи материала.
Для более результативного продвижения евразийской интеграционной повестки экспертам и представителям НКО, реализующим проекты в сфере информационного сопровождения ЕАЭС, необходимо формировать общую информационную стратегию; проработать идейное наполнение (идеологию) интеграции, ее ценностное содержание, понятное для всех граждан; развивать сетевые формы взаимодействия; вовлекать большее количество журналистов-международников в интеграционную повестку (через обучение, тренинги, пресс-туры, конкурсы); использовать разный уровень и новейшие методики подачи материала для разных целевых групп.
На уровне Евразийской экономической комиссии необходимо рассмотреть вариант создания информационного агентства, возможно, создания сети специализированных СМИ. Также важной задачей является активизация работы в СМИ на национальных языках и мониторинг отношения к интеграции бизнеса и общества через данный тип СМИ.
Практически все участники мероприятия отметили важность подготовки кадров, специалистов в области евразийской интеграции с широкими знаниями по всем сферам международных отношений, государственного планирования, экономики, внешнеэкономической деятельности, истории, культуры.