«Содружество народов Евразии»
Автономная некоммерческая организация
по содействию в развитии сотрудничества
стран Содружества Независимых Государств

+7 (3532) 37-25-64

niiural@mail.osu.ru
avenali@mail.ru

В России впервые пройдет выставка одного из ярчайших художников Узбекистана Николая Карахана

18 Окт 2019

Первую персональную выставку живописца в РФ представит с 12 ноября по 1 декабря 2019 г. Государственный музей Востока в Москве.

Экспозиция покажет 120 произведений из частного собрания Олега Колосова: живописные и графические работы, а также редкие архивные документы. Выставка приурочена к 120-летию со дня рождения Николая Карахана, которое будет отмечаться в 2020 г.

Произведения Николая Карахана неизменно участвуют в выставках, организуемых ведущими российскими музеями и посвященных среднеазиатскому изобразительному искусству. Однако персональная экспозиция этого ярчайшего художника, чье творчество отражает целую эпоху становления и развития изобразительного искусства Узбекистана XX века, откроется впервые в России в залах на Никитском бульваре. Олегу Колосову удалось собрать большую коллекцию работ Карахана, которая насчитывает несколько сотен произведений как раннего авангардного периода, так и военного и послевоенного времени. На выставке будет продемонстрировано значительное количество работ, хранящихся в коллекции Колосова в Москве и в Милане.

Николай Карахан родился 30 мая 1900 г. в закавказском селе Нахичеваник в Нагорном Карабахе. В 1907 г. семья переехала в Ташкент, где будущий живописец окончил гимназию. В 1917 г. Карахан учился у Ивана Казакова, а в 1918-м поступил в Туркестанскую краевую художественную школу в Ташкенте, где получил академическое образование. Его преподавателями были Алексей Исупов и Сергей Юдин. С 1920 по 1924 годы Карахан служил в Красной Армии в качестве художника в области агитации и пропаганды. В 1926 г. он стал членом Ташкентского филиала Ассоциации художников революционной России, а с 1934 по 1941-й вел курс живописи в Ташкентском художественном училище.

Творческий путь Карахана можно разделить на 2 этапа, каждый из которых отмечен яркими особенностями живописной манеры художника. 1920–1930-е годы – ранний авангардный период – становление таланта живописца. Второй – зрелый период – приходится на военные и послевоенные годы. В начале 1930 г. Карахан вступил в Союз художников Узбекистана. Он стоял у истоков подготовки и организации первых художественных выставок в республике. В 1939 г. Николай Карахан принял участие в оформлении фресками «Мир завтрашнего дня» павильона СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке, который посетило около 44 миллионов человек.

Важнейшую роль в творческой судьбе Николая Карахана сыграл художник авангардного направления Александр Николаевич Волков. В начале 1930-х годов А. Н. Волков возглавил группу молодых художников – так называемую бригаду Волкова, в которую вошли такие талантливые живописцы, как Николай Карахан, Урал Тансыкбаев, Алексей Подковыров, Павел Щеголев, Бахрам Хамдами. Они мечтали о создании большого национального стиля, старались найти яркий и образный живописный язык, органично соединяющий выразительные возможности западного и восточного искусства. Карахан, как и многие другие художники, искренне восхищался происходящими преобразованиями, стремясь фиксировать рождение новой жизни, главными героями которой стали колхозники, строители, рабочие.

В годы Великой Отечественной войны Карахан вместе с другими членами Союза художников Узбекистана участвовал в патриотической визуальной агитации на улицах Ташкента. В эти годы он создал серию работ на тему «Узбекистан в годы Великой Отечественной войны».

С 1941 г. художник окончательно оставил преподавание, чтобы целиком отдать себя живописи. Он принимал участие во всех республиканских и многих выставках союзного значения.

В 1950-е годы Николай Карахан был назначен на пост председателя Художественного фонда Узбекистана и вошел в Совет Худфонда СССР.

Николаю Карахану посчастливилось получить признание уже при жизни. В июне 1960 г. ему было присвоено звание народного художника УзССР.

На протяжении жизни Карахан написал множество работ. Среди них крупные полотна, небольшие этюды, графические эскизы. Уже в ранних его произведениях проявился великий дар пейзажиста, который в дальнейшем развился, дав миру прекрасные живописные полотна. Карахан много путешествовал по Средней Азии. Сохранились его этюды, написанные в Ферганской долине, в отрогах Чимгана, на полях Ташкентской области, на высокогорье Памира и в Язъяванской степи. С 1940-х годов в работах художника все больше проявляется созерцательное начало. Карахан создает пейзажи, разнообразные по сюжетам, выбору ландшафтов, композиции и колористическим решениям; в них живет восхищение художника красотой окружающего мира.

Жизнь Николая Карахана совпала с большими историческими событиями: рождение нового Советского государства, Великая Отечественная война. Он чутко реагировал на происходящее, что, несомненно, отражалось на характере творчества. Получив образование у прекрасных мастеров старой школы, имея возможность перенимать опыт у авангардиста Александра Волкова, общаясь с современниками-живописцами, Карахан смог создать свой неподражаемый стиль, который воплотился в живописи талантливой, эмоционально насыщенной и искренней.

Николай Карахан умер в Ташкенте 18 июня 1970 г. во время работы над картиной «Дорога домой». Это незавершенное произведение, ставшее последним высказыванием художника, будет также представлено на выставке.

Произведения Николая Карахана находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном музее Востока, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее искусств Узбекистана (Ташкент). Значительной коллекцией работ Карахана обладает Государственный музей искусств им. И.В. Савицкого в Нукусе.

Источник – https://www.orientmuseum.ru/events/2019/karahan/index.php

Экспертное мнение