С. Султангалиев: «Осчастливить» народ без участия самого народа в общественных процессах невозможно»
Осуществляемый в Казахстане процесс модернизации общественного сознания сопровождается, как это ни парадоксально, усилением тенденции архаизации общества. Причины этого явления – в отсутствии четко сформулированной государственной идеологии и в «дистанцированности» власти от народа, считает политический аналитик, главный редактор информационно-аналитического портала Резонанс.Kz Султанбек СУЛТАНГАЛИЕВ.
Такое мнение казахстанский эксперт высказал в ходе состоявшегося недавно в Алматы Центральноазиатского медиа-форума «Информационный образ Большой Евразии: роль медиа в формировании будущего Евразийского пространства».
Некоторые тезисы по теме, озвученные С. Султангалиевым в контексте повестки Дискуссионной панели «Центральная Азия между архаикой и модерном», «IQ» приводит из первых уст.
Прагматика и философия архаики
Наблюдаемый в настоящее время «симбиоз» архаики и модерна в развитии не только казахстанского общества, но также социумов других государств Центральной Азии, можно прокомментировать двумя посылами.
Первый из них – популярный философский: народ имеет власть такую, которую заслуживает. Иными словами, власть отвечает объективно наличествующим коренным интересам традиционного общества.
Второй посыл прагматичный: именно существующие в настоящее время в государствах региона политические режимы поддерживают, сохраняют и стараются укрепить традиционное общество, потому что оно во многом соответствует целям и личным, в том числе материальным, интересам тех или иных политических групп.
Но проблема в том, что в глобальном мире невозможно самоизолироваться на долгое время от тех экономических, политических и социальных процессов, которые в нем происходят, отгородиться от глобальных информационных потоков.
Любая попытка самоизоляции, закрепления архаичной структуры, в исторической перспективе обречена на неудачу. Общество не может не модернизироваться.
Да, возможен период в 30–40 лет, когда тот или иной социум может оставаться фундаментально неизменяемым, но это, опять же, связано, как правило, с конкретным устройством политической системы, обусловленным, чаще всего, личностным фактором. Но и такая система рано или поздно неизбежно должна меняться. В противном случае она разрушается, и под ее «обломками» может погибнуть и государство.
Наглядный пример – история Советского Союза, главной причиной разрушения которого были не интриги Запада и не предательство Горбачева, а то, что КПСС – правящая партия – не смогла переформатироваться, адаптироваться к новым методам управления страной и развития экономики. Именно по этой причине советское общество вошло в стадию стагнации, что неизбежно привело к деградации государства как системы.
Главный фактор устойчивости государства – своевременное осуществление реформ – политических, экономических и социальных. Необходимо вовремя модернизировать общество.
То, что сейчас происходит, в частности, в Казахстане – осуществление так называемого процесса модернизации общественного сознания, стратегии «Рухани Жангыру» – великолепная и актуальная идея. НО! Реализация процесса вызывает очень много вопросов. По сути, вся модернизация свелась к «паркетным» мероприятиям: форумы, круглые столы, дискуссии, пафосные выступления в официальных СМИ, – все это впечатляет. При этом очевидно, что в круговороте общественной модернизации вертится, скажем так, исключительно интеллектуальная элита общества, и вся эта кипучая деятельность на поверхности не проникает в души и сердца людей. А реформа, которая не затрагивает всего населения, обречена на формализацию, и значит – неэффективна.
Побочный эффект – риск радикализации
«Побочный эффект» процесса архаизации – радикализация общества. Как правило, человек просто так не приходит к каким-то радикальным морально-духовным подвижкам. Это очень редкий случай. В основном это происходит под влиянием иных людей-адептов, под влиянием пропаганды в информационном поле, в том числе – в социальных сетях.
В Казахстане в последние годы активно и успешно развивается такое движение как салафизм. Не буду вдаваться в религиозную составляющую явления, как агностик я весьма трепетно отношусь к этой тонкой теме, но подчеркну ее политическую составляющую: по сути, сейчас в нашем обществе формируется новая социальная страта, новая группа людей с совершенно иным мировоззрением, с другими взглядами на жизнь, с другим понятийным аппаратом. И эта группа увеличивается в численности.
По большому счету, это зарождение отдельного «субэтноса». И здесь принципиальный момент – не внешняя атрибутика, не борода, не короткие штанишки, главное – мировоззрение. В том числе – отношение к социальному прогрессу, к общественным отношениям, семейным ценностям, к правам женщин и правам детей и так далее.
Это очень серьезный аспект, который уже оказывает влияние на общественное сознание. Пока еще он малозаметен, но, думаю, уже через одно поколение перед нами встанет проблема столкновения двух мировоззренческих течений в казахстанском обществе. И не только в казахстанском – в других государствах Центральной Азии аналогичная картина.
Эта проблема способна расколоть общество не просто по разногласиям дискуссионного плана, но буквально расколоть общество и государственность в том числе.
Вероятность такой угрозы велика, тем более, это моя личная точка зрения, распространение нетрадиционных религиозных течений, например, в Западном Казахстане, получает поддержку и покровительство со стороны региональных кланов. И это необходимо учитывать.
Идеология & идеология
Глупо отрицать, что власть не борется с нетрадиционными течениями, которые содержат в себе потенциал радикализма. Проблема в том, что власть при этом не опирается на здоровые силы общества. Она сама по себе, общество – само по себе. Более того, складывается впечатление, что власть боится общества. Представьте ситуацию, допустим, в стране произошел теракт, и люди вышли на улицу, выражая осуждение преступному деянию. Что будет с этими людьми? Их попросту посадят на 15 суток и оштрафуют за несанкционированный митинг. Вот здесь проходит противоречие, которое становится все острее и острее – непонимание, отчуждение между властью и обществом растет, хотя, казалось бы, власть делает все возможное ради общества. Но народ нельзя искусственно «осчастливить», люди должны сами понимать суть общественных процессов и участвовать в них.
Замечательно, что в стране принимаются законы, направленные на противодействие распространению радикальных идей, но, насколько они эффективны – большой вопрос. Потому что только репрессивными мерами невозможно бороться с идейными течениями, противостоять идеологии может только идеология.
К сожалению, в Казахстане государственной идеологии в полноценном варианте не существует. Мы ограничиваемся плясками с бубнами вокруг очередных посланий президента. Но проходит год, озвучивается новое послание, и о прежнем все благополучно забывают…
Это не идеология. Это очередная политическая кампания, посредством которой с серьезными деструктивными силами бороться невозможно.
Поэтому, считаю, вопрос формулирования государственной идеологии по-прежнему очень актуален для Казахстана.
Информационно-аналитическая деятельность «Российско-Казахстанского экспертного IQ-клуба» осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.