Проект «Молодежная школа «Берлек»
В июне 2018 г. Центр геополитических исследований «Берлек-Единство» завершил работу над проектом «Молодежная школа «Берлек», реализованным с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Идея социально значимого проекта была сформулирована сотрудниками Центра «Берлек-Единство» довольно давно. Этому способствовало участие экспертов Центра в образовательных и просветительских проектах Российского союза молодежи, Фонда поддержки публичной дипломатии им. А. М. Горчакова и других организаций. Как показал опыт, для молодых людей (студентов вузов постсоветского пространства) наиболее привлекательным форматом получения новых знаний и формирования профессиональных компетенций в области международных отношений являются интерактивные занятия с практикующими в профильных сферах экспертами-тренерами. В то же время зачастую подобные образовательные проекты обладают характерной чертой – интенсив-курс проходит в течение 3–5 дней. У такой модели есть явное преимущество в виде компактности курса, однако это же может стать их недостатком.
В свою очередь, Молодежная школа «Берлек» является просветительским проектом в формате 6-месячной научно-образовательной программы для российских студентов, обучающихся основам зарубежного регионоведения, политологии, международных отношений, востоковедения. Слушателями Школы стали студенты-граждане России и стран Центральной Азии, обучающиеся в ведущих вузах Республики Башкортостан (200 студентов-благополучателей), в чью профессиональную область интересов отнесены политические, социальные, экономические, культурные и иные процессы, происходящие в мире.
«Процессы, происходящие в мировой политике сегодня, актуализируют для будущих международников, регионоведов и политологов умение находить среди гигантского объема информации ту необходимую часть данных, которую можно использовать для анализа тех или иных событий. Учитесь быть объективными и беспристрастными, берите пример с сегодняшних гостей и с тех, кто будет приезжать к вам в рамках Школы «Берлек» в дальнейшем», – руководитель Геополитического центра «Берлек-Единство» Радик Мурзагалеев.
Социальная особенность и значимость образовательной программы заключается в том, что она не входит в цикл общепринятых учебно-образовательных программ курсов (дисциплин), установленных в соответствии с ФГОС ВО, и реализована некоммерческой организацией «Центр геополитических исследований «Берлек-Единство» в партнерстве с ведущим вузом Республики Башкортостан ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» на исключительно просветительской основе. Сама программа служит дополнением для изучения в дальнейшем целого ряда дисциплин, касающихся развития партнерских отношений России со странами Центральной Азии в современном мире.
«С недавних пор мы начали активную работу по перестроению классического образовательного процесса в практико-ориентированный и проектный – это то, что актуально сейчас во всем мире. И, забегая вперед, отмечу, что те знания, умения и практические навыки, которые вам даются в рамках Школы «Берлек», соответствуют тому, к чему ВУЗы придут в ближайшем будущем», – заведующая кафедрой «Международные отношения, история и востоковедение» Института экономики и сервиса УГНТУ, доктор исторических наук, профессор Светлана Галиуллина.
География проекта также обусловлена рядом объективных факторов. Республика Башкортостан представлена поликультурным, поликонфессиональным и многонациональным обществом, а ее территорию населяют в большей степени родственные с центральноазиатскими народы. Однако, даже несмотря на все факторы этнической и культурной близости Башкортостана с Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном, молодежь Башкортостана также подвержена рискам формирования по отношению к гражданам этих стран стереотипов, которые являются катализаторами социальной неприязни, «мигрантофобии», и формируют общее негативное отношение к названным государствам.
При подготовке социально значимого проекта эксперты Центра «Берлек-Единство» руководствовались тем, что для России немаловажно развитие экономического взаимодействия со странами Центральной Азии, чему также могут мешать вышеозначенные факторы. В результате распада СССР исчезли существовавшие моногосударственные торгово-экономические связи между бывшими административными субъектами единого государства. Сегодня процессы восстановления объемов утраченных торгово-экономических отношений только набирают обороты, попеременно сталкиваясь с естественными процессами выстраивания экономических барьеров новообразованных государств. В настоящее время решение задач по наращиванию торгово-экономического взаимодействия стран постсоветского пространства также отводится интеграционным экономическим организациям наднационального уровня. В этих условиях руководство государств отмечает необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов, в том числе международников и востоковедов, что будет отвечать целям интенсификации, в том числе, и экономического взаимодействия новообразованных государств постсоветского пространства.
«Преимущества в использовании эффектов и последствий глобализации экономики получат те страны, которые сумеют добиться опережающей капитализации общественных отношений и превращения человеческого капитала в социальный капитал. Формирование современной социальной структуры и опирающегося на него социального капитала можно считать основным направлением обеспечения конкурентоспособности любой страны в первой четверти XXI в.», – доктор философских наук, координатор Экспертной платформы «Большая Евразия» Сергей Масаулов.
Молодежная школа «Берлек» была проведена в 6 этапов, 5 из которых образовательно-тренинговые и 1 подготовительный. Первый образовательно-тренинговый этап «Национальные интересы Российской Федерации в Центральной Азии» реализовывался в феврале этого года. В этот период студенты изучили общие вопросы взаимодействия России и стран Центрально-Азиатского региона. Последующие образовательно-тренинговые этапы аналогично проводились в течение месяца (с марта по май), каждый из которых был посвящен перспективам интеграционного партнерства России с конкретным государством Центральной Азии – Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном соответственно. Успешное овладение знаниями по программе проекта обусловлено также высоким процентом практических форм занятий – постоянной и систематической работой студентов-благополучателей на интенсив-лекциях, презентациях, практикумах, скайп-ивентах и деловых играх.
В ходе Молодежной школы «Берлек» слушатели проекта встретились более чем с 20 практикующими экспертами – представителями научно-академического и общественного сообществ указанных государств. Среди приглашенных гостей: кандидат экономических наук, доцент Денис Щербаков – директор Центра развития международной деятельности Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ «Высшая школа экономики» (г. Москва, Россия); Эдуард Полетаев – президент Общественного фонда «Мир Евразии» (г. Алматы, Казахстан); Акбота Жолдасбекова – декан факультета Международных отношений Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева (г. Астана, Казахстан); Бахтиёр Эргашев – руководитель Центра исследовательских инициатив «Ma’no» (г. Ташкент, Узбекистан); Алибек Тажибаев – руководитель Центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг» (г. Астана, Казахстан), Сергей Масаулов – доктор философских наук, координатор Экспертной платформы «Большая Евразия» (г. Москва, Россия), а также другие специалисты и эксперты.
«Особо импонирует в проведенной работе то, что был привлечен широкий круг экспертов, прежде всего, из стран Центрально-Азиатского региона, которые передавали свой опыт и знания российским студентам. Также можно приветствовать использование социологического подхода (анкетирования) на общую тему «Страны Центральной Азии глазами студентов российских вузов» при оценке результатов работы студентов Молодежной школы», – президент Общественного фонда «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова.
Реализованный проект Молодежной школы «Берлек» показывает, что представители студенческой молодежи выступают акторами будущего сближения России и обозначенных государств Центральной Азии. Именно молодежь, которая сегодня формирует свои профессиональные компетенции и имеет определенный багаж знаний о культурно-исторических, экономических и политических связях России с Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном, в будущем станет конкурентоспособной, высококвалифицированной силой российской общественности.
Реализация проекта позволила создать международное экспертно-образовательное пространство, способствующее росту профессионализма студентов-благополучателей и научно-академического интереса к историко-культурным, социальным и иным связям России с Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном.
Молодежная школа «Берлек» привила студентам систематические знания и практические компетенции о значимости историко-культурных, социальных и иных связей России с Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном, которые в дальнейшем будут использованы ими в профессиональной деятельности. В свою очередь это способствует:
– нивелированию рисков возникновения социальной напряженности в молодежной среде (в системе межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, в том числе социальной неприязни, «мигрантофобии», рисков этнических конфликтов);
– преодолению негативных стереотипов в отношении стран Центрально-Азиатского региона;
– формированию и систематизации знаний о текущих социально-экономических, политических, культурных и иных процессах современности в условиях «информационного плюрализма».
По завершении Молодежной школы «Берлек» эксперты одноименного Геополитического центра выпустили аналитический доклад «Методические рекомендации по реализации гуманитарных проектов в молодежной среде: Россия – Центральная Азия». В своем исследовании сотрудники проекта выявили, что в гуманитарной области, связанной с изучением социально-политических, экономических, культурных и иных процессов, формируется особый социальный заказ на установление реального диалога с экспертным сообществом, способным предметно представить проблемный аспект. Авторы доклада сформировали рекомендации для общественных организаций по реализации подобных Молодежной школе «Берлек» гуманитарных проектов.
«Работа структурно представлена двумя главами. В первой главе мы попытались донести читателю идею о значимости социально-гуманитарного проектирования в решении важных проблем молодежи. Подробно остановились на общетеоретических основах социально-гуманитарного проектирования и предметно разобрали преимущества проектной работы. Вторая глава содержит методические рекомендации по реализации гуманитарных проектов в молодежной среде на конкретном примере – получившем поддержку Фонда президентских грантов в текущем 2018 г. проекте «Молодежная школа «Берлек»», – презентация аналитического доклада руководителем сектора изучения этнополитики и конфликтологии Геополитического центра «Берлек-Единство» Артуром Сулеймановым.
В конце июня на базе медиацентра «Россия-Башкортостан» эксперты Центра «Берлек-Единство» провели пресс-конференцию по результатам реализованного проекта. Сотрудники организации представили результаты завершенного социально значимого проекта журналистам и ответили на вопросы о полученных результатах:
- были созданы максимально благоприятные условия для изучения слушателями Школы актуальных материалов в сфере политологии, истории и экономики, касающихся интеграционного взаимодействия России и стран Центральной Азии;
- повысилась мотивационная активность и гражданская позиция студентов-благополучателей к участию в общественно-значимых мероприятиях, направленных на укрепление межкультурного и межэтнического диалога между народами на пространстве СНГ;
- сформирована методическая система внедрения международных экспертных площадок в образовательный процесс с целью развития профессионализма и самореализации студентов-благополучателей.
«Подобные проекты должны поддерживаться на государственном уровне и быть включены в государственную молодежную политику, основной целью которой должно стать расширение возможностей для самореализации молодежи и усиление ее потенциала», – Международное информационное агентство «Fars News», Азиз Пиримкулов.
Центр геополитических исследований «Берлек-Единство» благодарит всех участников и партнеров за поддержку в проведении «Молодежной школы «Берлек» и выражает уверенность в том, что подобные инициативы дают новый толчок развитию научной мысли среди молодежи и ее дальнейшему стремлению к знаниям.
Геополитический центр «Берлек-Единство»