«Содружество народов Евразии»
Автономная некоммерческая организация
по содействию в развитии сотрудничества
стран Содружества Независимых Государств

+7 (3532) 37-25-64

niiural@mail.osu.ru
avenali@mail.ru

Государственному русскому драматическому театру им. А. С. Пушкина в Ашхабаде исполнилось 90 лет

09 Окт 2016

Первый спектакль в истории театра – «Бешеные деньги», поставленный в 1926 г. в классической трактовке по произведению Александра Островского. Юбилейный театральный сезон-2016 по традиции стартовал с обращения к классике – спектаклем «Слуга двух господ» по Карло Гольдони. Тяготение к этому жанру отражает просветительскую миссию театра.

Русский драматический театр в момент открытия был первым не только в Туркменистане, но и во всей Средней Азии. Школа-студия при театре готовила молодых актёров как для своей сцены, так и для открывшегося спустя 3 года Туркменского государственного драматического театра (ныне Главного драматического театра).

В биографии Пушкинского театра есть и героические страницы. Одна из них – участие актёров во фронтовых концертных бригадах в годы войны1941–1945 годов. Другая, до слез растрогавшая ашхабадцев, перенесших страшное землетрясение 1948 года, – это открытие театрального сезона в полуразрушенном здании театра спустя несколько месяцев после трагедии. Сезон открывал спектакль туркменского драматурга Г. Мухтарова «Семья Аллана». Творческий коллектив осознавал свою консолидирующую миссию и отлично справился с нею.

Театр за свою многолетнюю историю переживал спады и подъемы творческой активности. Уход из жизни главного режиссера Рената Исмаилова стал невосполнимой утратой для родных, коллег и зрителей, настолько глубок и светел был талант корифея сценического искусства.

Начиная с 2004 года в театре стал ощущаться острый дефицит актерских и режиссерских кадров. Но творческий коллектив не опускал руки: приглашали режиссеров из других театров, ведущие актеры сами ставили спектакли. В 2007 году при театре была открыта школа-студия. Под руководством заслуженной артистки Туркменистана Натальи Лаукерт и других мастеров сцены студийцы постигали секреты и нюансы актерского мастерства. Результат превзошел все ожидания: дипломная и курсовая работы молодой труппы – «Маугли» по сказке Р. Киплинга и «А завтра была война» по пьесе Б. Васильева с успехом шли на сцене театра. Яркий дебют первого выпуска студии стал заметным событием в театральной жизни столицы. В Пушкинский театр стали поступать заявки на подготовку актерских кадров. Всего школой-студией подготовлены 140 актеров, работающих на разных сценических площадках.

В труппе театра более 30 актеров, из них 6 удостоены почетного звания «Заслуженный артист Туркменистана». Примечательно, что две трети труппы составляют молодые актеры – выпускники школы-студии. Большинство из них заняты в главных ролях. Главный режиссёр Аширмухаммет Рахманов даёт им возможность раскрыть актёрский потенциал, выразить своё творческое начало.

В последние годы репертуар театра полностью обновлен. Он включает 30 спектаклей различных жанров и драматургической стилистики, отвечая запросам зрителей разных поколений. Неизменным остается обращение к классике. Спектакли «Отелло» и «Укрощение строптивой» (Шекспир), «Проделки Скапена» (Мольер), «Женитьба» (Гоголь), «Вечер водевилей» (Чехов), «Без вины виноватые» (Островский), «Слуга двух господ» (Гольдони) по-прежнему пользуются большим успехом у публики.

Творческий коллектив Пушкинского театра часто обращается к произведениям туркменских драматургов. Эта традиция неизменна с момента основания театра. Здесь идут спектакли по пьесам Б. Абдуллаева «Где рождаются надежды», Г. Данатарова и С. Непесова «Перенгли», по повести А. Атаджана «Чужой», Б. Аманова «Зохре и Тахир» по одноименному дестану Молланепеса, Г. Данатарова и И. Столбуновой «Зов любви небесной» по дестану Андалиба «Юсуф и Зулейха».

Творчество Пушкинского театра, олицетворяющее диалог культур и созвучное времени, многогранно, современно и потому притягательно. Ашхабадские театралы, с нетерпением ожидающие премьер Пушкинского театра и с интересом следящие за новациями в прочтении культовых постановок, знают, что не всегда можно достать билет на любимый спектакль… Пожалуй, это лучшее свидетельство зрительского признания, доверия и любви.

Источник – http://www.turkmenistan.gov.tm/?id=11913

Экспертное мнение