«Содружество народов Евразии»
Автономная некоммерческая организация
по содействию в развитии сотрудничества
стран Содружества Независимых Государств

+7 (3532) 37-25-64

niiural@mail.osu.ru
avenali@mail.ru

На «Мосфильме» обсудили будущее казахстанского кинематографа

13 Авг 2016

12 августа 2016 г. на киностудии «Мосфильм» состоялся круглый стол, посвященный обсуждению проекта концепции развития кинематографии в Республике Казахстан до 2050 г.

Заместитель председателя Союза кинематографистов России Олег Иванов рассказал предысторию встречи, прошедшей в конференц-зал киноконцерна «Мосфильм».

– В мае этого года было подписано соглашение о сотрудничестве в области кинематографии между Министерством культуры и спорта Республики Казахстан и Союзом кинематографистов Российской Федерации. Кроме того, что мы договорились обмениваться фильмами, реализовывать совместные показы, один из пунктов подразумевает, что мы должны сотрудничать по развитию кинематографии и определению механизмов и мер, которые направлены на развитие, – напомнил Олег Иванов. – В РФ с 2012 г. происходили очень серьезные изменения, касавшиеся и развития законодательной базы, и того, что касалось строительства новых кинозалов. И в этом смысле Республика Казахстан находится в таком состоянии, когда подобное развитие тоже необходимо. Здесь присутствуют люди, готовившие концепцию развития кинематографии в Республике Казахстан. В Казахстане уже прошли два круглых стола, посвященных этой теме, теперь было принято решение организовать такой круглый стол в России.

В продолжение беседы заместитель председателя Союза кинематографистов РФ обозначил цели и задачи состоявшейся встречи.

– Цель сегодняшнего круглого стола – обменяться соображениями о текущем состоянии кинематографии в Казахстане и обсудить решения и меры, которые должны быть приняты для ее дальнейшего развития. Еще один важный вопрос – что может дать нам наше сотрудничество. Сегодня, после того, как мы посмотрели на происходящие в Казахстане процессы, можно сказать, что у нас единое кинематографическое пространство, потому что со времен Советского Союза существуют связи, объединяющие наших кинематографистов, и у нас есть много возможностей для развития сотрудничества.

Генеральный директор Казахского научно-исследовательского института культуры Министерства культуры и спорта Республики Казахстан Андрей Хазбулатов рассказал о разработке концепции развития кинематографии в Республике Казахстан до 2050 г.

– Наш институт в 2014 г. разрабатывал концепцию культурной политики Республики Казахстан, которая тогда была принята указом президента, и эти два года идет реализация этой концепции. Наш институт является разработчиком и реализатором той концепции. В этом году по заказу Министерства культуры и спорта мы разрабатываем концепцию развития кинематографии и проект закона о кино. В Казахстане существует только закон о культуре, а закон о кино на протяжении 25 лет независимости никто не принимал. Мы очень плотно изучали международный опыт, в частности опыт Франции, однако российский опыт – самый близкий для нас. По итогам прошедших круглых столов, встреч с общественностью и кинематографистами Казахстана мы пришли к выводу, что закон о кино действительно нужен, – заявил Андрей Хазбулатов.

В рамках круглого стола были оглашены результаты социологического исследования зрительской аудитории Казахстана.

– Чтобы понять, куда двигаться казахстанскому кино, необходимо понять, чего хочет зритель, насколько он ждет казахстанское кино и на какие фильмы он больше ориентирован. Для этого мы провели большое социологическое исследование, выборка у нас была 1500 человек. Ошибка составила всего лишь 2,6 %, а это очень высокий показатель репрезентативности. В исследовании принимали участие лица старше 18 лет из крупных городов, пригородов, деревень, сел. Мы составили комплексный портрет казахстанского зрителя, — рассказала руководитель работ по изучению зрительской аудитории Казахстана Надежда Астахова. — Большинство граждан республики Казахстан поддерживает идею развития национальной кинематографии. Более 80 % участников исследования хотели бы видеть на экранах кинотеатров больше национальных фильмов на родном языке. 75 % аудитории кинотеатров видело один или несколько национальных фильмов в кинотеатре за последние 2–3 года. 2/3 участников исследования отметили, что качество национальных фильмов за последние два года стало выше. Ядро целевой аудитории кинотеатров – молодежь в возрасте до 25 лет.

40 % вообще не ходят в кинотеатры, либо посещают его не чаще нескольких раз в год, еще столько же ходят в кино несколько раз в месяц или в квартал. Молодежь приходит в кино в компании друзей или подруг, одни или вдвоем с близким другом или подругой. Зритель постарше посещает кинотеатр с ребенком (детьми) или с членом своей семьи/родственником. Почти половина опрошенных указали, что тратят на один поход в кинотеатр сумму в размере 1001–4000 тенге (примерно 190–760 рублей). 30 % зрителей рассматривают кинотеатр как место проведения досуга, выбирая подходящий под настроение фильм.

По эффективности среди рекламных каналов для кинематографа на первом месте – реклама в интернете. Затем идут отзывы друзей, на третьем месте – реклама в мобильных приложениях. Среди главных причин отказов от похода в кинотеатр – на первом месте их недоступность, в первую очередь для граждан Казахстана, живущих за пределами крупных городов. Во-вторых, это развитие телевидения и интернета, которые создают условия для просмотра фильмов дома.

Любимым жанром кино жителей Казахстана остается комедия. Далее идут различия. Так, мужчины предпочитают триллеры, криминальные и детективные фильмы, военное кино. Женщины любят мелодрамы, драмы, сказки, детское и семейное кино. Зрители до 25 лет любят фэнтези, боевики, фантастику и фильмы ужасов. Аудитория старше 25 лет предпочитает семейное, историческое, документальное кино и биографии. На вопрос о том, в каких жанрах должно сниматься национальное кино, респонденты ответили, что хотели бы видеть больше национальных комедий, исторических и семейных фильмов и мелодрам.

Среди причин, по которым жители РК смотрят национальное кино, оказались близость большинству зрителей тематики фильмов, отражение значимых ценностей и проблем повседневной жизни, интерес к национальной истории и культуре и близость менталитета главных героев. Те, кто стабильно отказывается от просмотра национального кино, среди причин своего отказа называли сравнительно низкое качество, сюжетное однообразие, обилие плагиата или подражание Западу и России. Часть аудитории недовольна двуязычием фильмов и неграмотным казахским языком на экранах.

– Нас удивило большое различие казахстанской и российской аудитории. Так самым популярным жанром в России является драма, а комедия на втором месте, – заметил Олег Иванов. – По количеству посещений кинотеатров в год мы находимся на шестом месте: 190 млн. посещений при населении 140 млн. человек. Однако 50 млн. человек до сих пор не имеют доступа к кинотеатрам. Чаще всех в кино ходят люди в возрасте 27–28 лет и это избирательный зритель, предпочитающий иностранные фильмы. Это главная причина, по которой доля российского кино упала до 15 %. Так, в год на кино российского производства на территории РФ продается 33 млн. билетов. Для сравнения, столько же билетов продается в театры. Интересно, что в России сейчас снимают около сотни фильмов в год, а в течение 52 прокатных недель на большом экране показывают лишь 8 российских фильмов.

В Казахстане при населении 17 млн. человек количество посещений кинотеатров в год составляет 11 млн. Сейчас на территории Казахстана функционируют 93 кинотеатра. За год в Республике Казахстан снимают 10–13 фильмов и каждый фильм становится событием.

– Когда я спрашивал обычных людей, какое казахстанское кино вы смотрели там, все называют картину «Келинка Сабина». Это фильм про осовремененную девушку, которую выдают замуж в деревню. От фильма все в восторге и сарафанное радио делает ему еще больший успех, – объяснил заместитель председателя Союза кинематографистов России. – Простое по своей конструкции кино приобрело огромную популярность. При этом оно очень низкобюджетное, а в прокате фильм заработал 400 млн. тенге (76 млн. рублей).

– На мой взгляд, у казахстанского кинематографа есть потенциал трехкратного увеличения существующих показателей, — подчеркнул Олег Иванов. – То есть к 2050 г. нужно снимать по 30–35 фильмов в год. Увеличивать производство нужно хотя бы потому, что когда ты снимаешь пять фильмов, они все плохие, когда снимаешь 10 фильмов – один хороший, когда снимаешь 30 фильмов – три из них становятся событиями. Количество кинозалов до 2020 г. должно вырасти на 20 %, к 2030 году вырасти до 200 кинозалов, а к 2050 г. их число необходимо утроить. Так, в свое время Владимир Путин дал указание удвоить количество кинозалов в России из расчета четыре зала на 100 000 человек. Ведь Конституция РФ, как и Конституция Казахстана гарантирует равный доступ к культурным ценностям. Вопрос, откуда взять деньги на строительство этих кинозалов? В Казахстане никогда не выделялись средства на строительство киносети, но рано или поздно это должно произойти. Государство должно поддержать развитие сети кинотеатров, потому что там, где бизнес еще не открыл их, частным предпринимателям не выгодно открывать кинозалы. В городах с населением от 5 000 жителей надо провести инвентаризацию и наметить расширение киносети. Потому что если национальное кино не будет показываться в кинотеатрах, то его невыгодно финансировать из бюджета. Если взять все деньги, которое тратит наше государство на кино и разделить на число посещений, получится, что в среднем сейчас государство тратит 200 рублей на одно посещение. Это значит, что практически государство доплачивает 200 рублей за наши билеты. Сейчас министр культуры поставил задачу приводить по одному зрителю на фильм за каждые выделенные 100 рублей бюджетных денег. Исходя из этого соотношения, как раз и получается, что на 3 млрд. выделенных средств приходится 30 млн посещений отечественных фильмов в кинотеатрах. В Казахстане в этом смысле чудовищная ситуация, потому что на один билет государство сейчас тратит 5 000 тенге (950 рублей). То есть на каждого посетителя кинотеатра государство тратит почти тысячу рублей бюджетных денег, потому что маленькое количество зрителей смотрят национальное кино. Из-за маленькой прокатной площадки получается очень неэффективное использование бюджетных средств. Для повышения эффективности использования государственных денег необходимо утроить производство фильмов и количество кинотеатров. Подобное расширение киносети потребует примерно 4 млрд. тенге (760 млн. рублей). Кроме того, нужно привлекать частные инвестиции. Сейчас частное финансирование в этом сегменте составляет примерно 400 млн. тенге (76 млн. рублей) или 6 %. Я считаю, что долю частного финансирования нужно доводить до 30 % от общего объема, как в России. На государственные деньги много не снимешь.

Казахский научно-исследовательский институт культуры провел опрос 24 экспертов в области кинематографии. Из них 20 экспертов – казахстанские и еще 4 – международные. Об этом во время круглого стола рассказал социолог и аспирант Высшей Школы Экономики Никита Большаков. Так, уровень развития кинематографии был оценен экспертами как средний или близкий к среднему. Однако в последние годы отмечается ухудшение ситуации. «В последнее время пошел какой-то застой. Я встречаюсь с ребятами, они начинают жаловаться, что студия закрыта, денег нет, проекты останавливаются. Ну, кроме 1–2 картин», — приводятся в докладе слова казахстанского оператора. Тем не менее, как отмечают эксперты, казахстанское кино имеет большой потенциал. «Очень много молодых, талантливых и способных, которые стоят в очереди и жаждут снимать», — цитируют казахстанского режиссера авторы исследования.

Эксперты отмечают препятствия со стороны государства в направлении копродукции. «Все делается для того, чтобы этого не было. <…> наши когда выделяют, просят, чтобы 100 % прибыль от проката и интеллектуальная собственность принадлежала Казахстану <…> это перекрывает все возможности для копродукции», — подчеркивает эксперт. Кинематографисты отмечают серьезные проблемы с дистрибуцией. «Дистрибуции у нас нет вообще. Мы просто являемся придатком России в данный момент. А самостоятельной дистрибуции у нас нет», — рассказал эксперт. Международный прокат казахстанского кино тоже находится в плачевном состоянии – казахстанские фильмы за рубежом не прокатываются.

Тем не менее, есть четыре основных достижения казахстанского кинематографа, отмеченные экспертами. Во-первых, это участие в международных кинофестивалях. «Что ни фестиваль, обязательно казахское кино востребовано. К моему удивлению, отборщики приезжают иногда и ищут. Это хорошо. Значит, о казахском кино заговорили по всему миру», – цитируют режиссера авторы доклада. Еще одним достижением казахстанской киноиндустрии эксперты называют «Партизанское кино». Это кино с небольшим бюджетом, которое снимается на частные деньги и противостоит национальной линии и мейнстриму. Также эксперты отмечают значительные инвестиции в развитие технологий. «Помимо фестивалей, к достижениям можно отнести то, что мы на уровне производим, опираясь на новейшие технологии. Даже в 3D технологии мы сделали фильм», – замечает руководитель киностудии.

В качестве основных проблем эксперты называют прокат национального кино, отсутствие необходимых кадров и недостаточную финансовую поддержку со стороны государства. Особенно остро стоят проблемы в существующей системе государственной поддержки и регулирования отрасли. Так, отсутствует закон о кино, нет связи между государством и частным сектором. Дают о себе знать и пережитки старой системы госдотаций.

Среди перспектив развития эксперты отмечают связь с идеологией и ценностями, увеличение количественных показателей и качественного многообразия, а также развитие детского и анимационного кино.

Эксперты составили ряд рекомендаций, которые помогли бы реализовать потенциал казахстанского кинематографа. Во-первых, по их мнению, необходимо создать прозрачную систему финансирования отрасли. В этом должны помочь принятие Закона о кино и последующее увеличение финансирования. Во-вторых, нужно поднимать национальный прокат. Кроме того, следует заняться сбором и анализом отраслевой статистики. Также немаловажной экспертам видится подготовка специалистов.

Что касается конкретных предложений к Закону о кино, казахстанские кинематографисты считают целесообразным усилить защиту авторских прав, ввести налог на показ зарубежных фильмов, снизить налоги и создать условия для копродукции. Кроме того, они предлагают развивать прокат за счет кинофикации сел и малых городов. Предлагается создать систему статистического учета и аналог российского Фонда Кино.

В заключение встречи Олег Иванов обозначил четыре основные цели, которые необходимо достигнуть для реализации потенциала казахстанского кино. Это качество и конкурентоспособность фильмов, их доступность (как территориальная, так и жанровая, финансовая и информационная), инвестиционная привлекательность индустрии и эффективность государственной поддержки. Необходимый бюджет поддержки казахстанского кино, по его словам, можно оценить приблизительно в 350 тысяч долларов.

Круглый стол на тему «Обсуждение проекта Концепции развития кинематографии в Республике Казахстан до 2050 г.» был организован Казахским научно-исследовательским институтом культуры Министерства культуры и спорта Республики Казахстан и Союзом кинематографистов России при поддержке киностудии «Мосфильм».

Источник – http://unikino.ru/kazakhstan-cinema-future-2050/

Экспертное мнение