Видеоконференция «Итоги досрочных парламентских выборов в Казахстане: расстановка политических сил в новом Мажилисе, стратегическая повестка дня, внешний фон»
Итоги выборов обсудят 23 марта 2016 г., с 14.30 участники видеоконференции, организованной Центром международных исследований «Каспий-Евразия»», телеканалом «Астрахань-24» и ЦАИ «Евразийский мониторинг» (Казахстан).
В рамках видеоконференции состоится презентация доклада «Парламентские выборы в Казахстане-2016: особенности и итоги», подготовленного специалистами ЦАИ «Евразийский мониторинг» (Казахстан) во главе с Андреем Чеботаревым.
В состоявшихся 20 марта 2016 года выборах депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан приняли участие 6 из 7 официально зарегистрированных в органах юстиции политических партий. При этом впервые в парламентских выборах приняла участие партия «Бірлік», созданная в апреле 2013 года на основе объединения действующих тогда партий «Әділет» и «Руханият».
Следует отметить, что от участия в данных выборах отказалась Демократическая партия Казахстана «Азат», находящаяся в оппозиции к руководству страны. По словам заместителя председателя партии Маржан Аспандияровой, «это такие выборы, участие в которых просто не имеет смысла» (см. https://vlast.kz/novosti/15357-partia-azat-veroatno-ne-budet-ucastvovat-v-parlamentskih-vyborah-zampred.html). Вместе с тем с заявлением в сентябре 2013 года бывшим тогда председателем ДПК «Азат» Булатом Абиловым о своем уходе из политики эта партия фактически прекратила свою деятельность и существует чисто номинально.
Главными особенностями рассматриваемых выборов стали, во-первых, их внеочередной характер и, во-вторых, параллельное проведение с ними выборов депутатов областных, районных и городских маслихатов. В подобном формате парламентские выборы проводятся уже в третий раз, аналогично с кампаниями 2007 и 2012 гг. Очевидно, что такой формат позволяет властям максимально контролировать электоральные процессы и ограничивать возможности для участвующих в них оппозиционных сил.
В соответствии с утвержденным 20 января 2016 года Центральной избирательной комиссией РК Календарным планом основных мероприятий по подготовке и проведению внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан, избираемых по партийным спискам, избирательную кампанию можно разделить на следующие основные этапы:
1. Этап выдвижения кандидатов и формирования партийных списков (20 января – 8 февраля 2016 г.).
Значимость данного этапа кампании по проведению парламентских выборов обусловлена определением, во-первых, количественного и качественного состава кандидатов от политических партий в депутаты Мажилиса Парламента РК и, во-вторых, основного идеологического компонента избирательной кампании соответствующей партии в лице ее предвыборной программы. Все это осуществлялось на съездах данных партий.
Как и в двух предшествующих парламентских кампаниях, внеочередной характер проведения прошедших выборов привел к заметному (по сравнению, например, с парламентскими выборами 1999 и 2004 гг.) сокращению временных сроков для осуществления участвующими в них партиями необходимых предвыборных процедур и мероприятий. С другой стороны, это обстоятельство в определенной степени повлияло на активизацию деятельности данных партий по мобилизации своих ресурсов и потенциала. В результате все они смогли быстро определиться со своими предвыборными программами и кандидатами.
Таблица 1. Количественные показатели выдвижения политическими партиями кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента РК
Политическая партия
Дата проведения съезда
Количество выдвинутых кандидатов
«Нур Отан»
29 января
127
Общенациональная социал-демократическая партия
30 января
27
Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл»
1 февраля
19
Коммунистическая народная партия Казахстана
2 февраля
22
Демократическая партия Казахстана «Ак жол»
3 февраля
35
«Бірлік»
5 февраля
8
Если брать во внимание качественный состав кандидатов от той или иной партии, обусловленный, в первую очередь, уровнем их весомости в политической элите республики, то условно среди них можно выделить следующие две группы:
1) ключевые кандидаты, рассчитывающие в зависимости от исхода выборов либо стать депутатами Мажилиса, либо продолжить свою политическую деятельность в рамках данной партии;
2) вспомогательные кандидаты, чья профессиональная деятельность не связана с партийно-политической работой. Вместе с тем присутствие этих людей в списках соответствующих партий было призвано сделать их более привлекательными в глазах электората.
Таблица 2. Ключевые и вспомогательные кандидаты в депутаты Мажилиса Парламента РК
Политическая
партия
Ключевые
кандидаты
Вспомогательные кандидаты
«Нур Отан»
1. Нурлан Нигматулин, руководитель Администрации Президента РК.
2. Аскар Мырзахметов, первый заместитель председателя партии.
3. Гульшара Абдыкаликова, государственный секретарь РК.
4. Дарига Назарбаева, вице-премьер РК.
5. Бахыт Султанов, министр финансов РК.
6. Арыстанбек Мухамедиулы, министр культуры и спорта РК.
7. Ахметжан Есимов, председатель правления АО «Национальная компания «Астана ЭКСПО-2017».
8. Куандык Бишимбаев, председатель правления АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек».
9. Алик Айдарбаев, аким Мангистауской области.
10. Даниал Ахметов, аким Восточно-Казахстанской области.
11. Амандык Баталов, аким Алматинской области.
12. Сергей Кулагин, аким Акмолинской области.
13. Бердыбек Сапарбаев, аким Актюбинской области.
14. Бактыкожа Измухамбетов, аким Атырауской области.
1. Кайрат Айдарбеков (Нуртас), эстрадный певец.
2. Дугалова Жанара, эстрадная певица.
3. Нурлан Алимжанов, актер.
4. Геннадий Головкин, профессиональный боксер, чемпион мира.
5. Илья Ильин, двукратный олимпийский чемпион.
6. Серик Сапиев, генеральный директор ТОО «Профессиональный спортивный клуб «Astana Arlans», олимпийский чемпион.
ДПК «Ак жол»
1. Азат Перуашев, председатель партии.
2. Ерлан Барлыбаев, заместитель председателя партии.
3. Казыбек Иса, заместитель председателя партии.
4. Екатерина Никитинская, депутат Мажилиса Парламента РК 5-го созыва.
5. Нурлан Жазылбеков, депутат Мажилиса Парламента РК 5-го созыва.
6. Меруерт Казбекова, депутат Мажилиса Парламента РК 5-го созыва.
-
КНПК
1. Жамбыл Ахметбеков, секретарь ЦК партии.
2. Тургун Сыздыков, секретарь ЦК партии.
3. Дмитрий Легкий, секретарь ЦК партии.
4. Владислав Косарев, депутат Мажилиса Парламента РК 5-го созыва.
5. Айкын Конуров, депутат Мажилиса Парламента РК 5-го созыва.
-
НДПП «Ауыл»
1. Толымбек Габдильашимов, первый заместитель председаеля партии.
2. Толеген Сыдыхов, заместитель председаеля партии.
3. Борибай Жексембин, секретарь партии.
4. Рустем Жоломан, руководитель Центрального аппарата партии.
Мейрамбай Оралов, директор Мемориально-музейного комплекса памяти жертв политических репрессий и
тоталитаризма «АЛЖИР».
ОСДП
1. Жармахан Туякбай, председатель партии.
2. Балташ Турсумбаев, член президиума партии.
3. Петр Своик, член президиума партии.
4. Амирбек Тогусов, член президиума партии.
5. Айдар Алибаев, член президиума партии.
6. Зауреш Батталова, президент Фонда развития парламентаризма в Казахстане.
7. Уалихан Кайсаров, президент фонда «Кенесары хан».
8. Ермурат Бапи, издатель газеты «Общественная позиция».
1. Жаннат Есентаев, поэт.
2. Аслан Курманбаев, блогер.
«Бірлік»
1. Серик Султангали, председатель партии.
2. Болат Байкадамов, заместитель председателя партии.
Толеген Куанышев, заместитель председателя партии.
4. Роза Куанышбаева, начальник управления имуществом и активами Федерации профсоюзов РК.
По сравнению с парламентскими выборами 2012 года партийный список партии «Нур Отан» сохранился в количественном отношении, но претерпел серьезные качественные изменения. Прежде всего, это связано присутствие в нем отмеченных выше высокопоставленных персон. Кроме того, если на прошлых выборах от данной партии баллотировались 49 бывших депутатов Мажилиса Парламента, то в этот раз таковые составили 33 человека. Тем самым «Нур Отан» демонстрирует серьезность намерений по обновлению персонального состава своих будущих депутатов.
Партийный список ДПК «Ак жол» в сравнении с прошлой кампанией претерпел заметное сокращение – с 63 до 35 кандидатов. Судя по всему, это обусловлено пониманием данной партией своих реальных возможностей и электорального потенциала. При этом в список вошли все бывшие депутаты от этой партии в последнем созыве Мажилиса Парламента, включая председателя «Ак жола» Азата Перуашева. Более половины из кандидатов (20 человек) являются представителями деловых кругов, что отражает общую ориентацию деятельности рассматриваемой партии.
КНПК в сравнении с 2012 годом сократила численность своих кандидатов всего лишь на одного (с 23 до 22 человек). При этом из 7 бывших депутатов Мажилиса Парламента РК 5-го созыва в этот раз не стал баллотироваться Тулеш Кенжин. В то же время в составе «народных коммунистов» увеличилось количество кандидатов среднего возраста (с 7 до 11 человек). Последнее обстоятельство демонстрирует наблюдаемые в последнее время процессы омоложения кадрового состава данной партии.
Партия «Ауыл» вошла в избирательную гонку в новом качестве, проведя в августе-сентябре 2015 года серьезный ребрендинг. Во-первых, состоялась смена ее руководящего состава, включая избрание новым председателем партии депутата Сената Парламента РК Али Бектаева. Во-вторых, произошло объединение партии «Ауыл» с Партией патриотов Казахстана, в которой незадолго до этого тоже сменилось руководство. В результате этого изменились название и идеологическая ориентация «Ауыла», который из социал-демократической партии преобразовался в народно-демократическую патриотическую. Примечательно, что на прошлых парламентских выборах КСДП «Ауыл» и Партия патриотов Казахстана выдвигали в совокупности 45 кандидатов (23 и 22 человек соответственно). Однако уже объединенная партия ограничила свой список 19 кандидатами. Данное обстоятельство демонстрирует сравнительно небольшой политический и организационный потенциал этой партии. В свою очередь, это во многом обусловлено тем, что при прежнем руководстве «Ауыл» продолжительное время не вел активной деятельности. А у нового актива было очень мало времени для полноценной подготовки к участию в парламентских выборах.
Сокращение, в сравнении с прошлой парламентской кампанией, списка ОСДП с 57 до 27 кандидатов стало следствием раскола в 2013 году между социал-демократами и «азатовцами», которые в 2009 году объединялись в одну партию – ОСДП «Азат». Данный раскол критически отразился не только на количественном, но и на качественном составе кандидатов от ОСДП в связи с отсутствием в этот раз в их составе таких видных общественно-политических деятелей, как Булат Абилов, Амиржан Косанов, Тохтар Аубакиров, Гульжан Ергалиева и Рысбек Сарсенбайулы. С другой стороны, в ряды социал-демократов вернулись баллотирующиеся от них в Мажилис Парламента еще в 2007 году не менее известные и активные политики Зауреш Батталова и Уалихан Кайсаров. К минусам ОСДП следует также отнести преобладание в ее списке представителей республиканского актива и, как следствие, низкий уровень представительства регионов (6 человек).
Количественный и качественный состав кандидатов от партии «Бірлік» является прямым следствием того, что практически с момента своего создания она не вела какой-либо деятельности, по крайней мере, публичного характера. Показательно в этом отношении, что свой веб-сайт эта партия открыла только после выражения намерения участвовать в прошедших парламентских выборах. Все это позволяет говорить об отсутствии у «Бірліка» принципиальной заинтересованности относительно своего участия в прошедшей кампании и ее результатах.
2. Этап регистрации партийных списков Центризбиркомом РК (20 января – 19 февраля 2016 г.).
На 19 февраля 2016 года Центральной избирательной комиссией РК были зарегистрированы списки отмеченных политических партий, включающие в совокупности 234 кандидатов. При этом 47 (20,1%) из них были депутатами Мажилиса Парламента РК 5-го созыва.
Следует отметить, что на аналогичном этапе прошлой избирательной кампании 2012 года наблюдалось сокращение количества выдвиженцев у всех партий, за исключением «Нур Отана», в связи с признанием Центризбиркомом РК их несоответствия законодательно установленным требованиям к кандидатам в депутаты Мажилиса Парламента и по другим обстоятельствам. На этих же выборах ничего подобного не произошло, что можно объяснить главным образом отсутствием остроты в отношениях между участниками данной кампании, особенно между властью и оппозицией.
Единственно, что по неизвестным причинам самостоятельно сократили число своих кандидатов – с 27 до 23 человек – социал-демократы. При этом среди выбывших оказались первоначально выдвинутые ОСДП представители национал-патриотических кругов Жанузак Аким и Габиден Жакей, входящие в состав Казахского национального совета.
Отдельно от кандидатов, баллотирующихся по спискам политических партий, Центризбиркомом была проведена регистрация 9 кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента РК, избираемых Ассамблеей народа Казахстана (АНК). Их выдвижение состоялось 26 февраля на заседании Совета АНК, а регистрация – 2 марта текущего года. Среди данной группы кандидатов следует выделить вице-министра внутренних дел Владимира Божко, президента АО «Республиканская газета «Егемен Қазақстан» Сауытбека Абдрахманова и двух депутатов Мажилиса Парламента 5-го созыва Ахмеда Мурадова и Романа Кима.
3. Этап проведения предвыборной агитации (20 февраля – 18 марта 2016 г.).
Данный этап является наиболее ключевым в избирательной кампании, поскольку в его рамках участвующие в парламентских выборах партии заняты активным взаимодействием с избирателями в целях получения от них поддержки во время голосования.
Нельзя не отметить, что парламентские выборы проходили в условиях критической ситуации в экономике и социальной сфере Казахстана, ставшей во многом следствием проведенной в августе 2015 года девальвации национальной валюты – тенге, а также кризисных процессов в глобальной экономике, включая снижение мировых цен на нефть. В этих условиях произошло ухудшение социального самочувствия определенной части казахстанского общества.
Все это создавало риски снижения уровня электоральной активности казахстанцев и отсутствия у них интереса к предвыборной деятельности соответствующих партий. Хотя, с другой стороны, данное обстоятельство стимулировало наиболее заинтересованные в исходе выборов партии на максимально проявление активности и креатива в процессе работы с избирателями.
Среди особенностей прошедших выборов выделяется заметное преобладание среди участвующих в них партий тех, кто поддерживает официальный политический курс. Из оппонентов же действующей власти здесь присутствовала только ОСДП. Данное обстоятельство позволило резко снизить, по сравнению с предыдущими парламентскими кампаниями, в рамках предвыборной агитации проявление жесткого оппонирования как между самими партиями, так и по их отношению к властям.
Одним из ключевых инструментов агитационной работы партий являются их предвыборные программы. Для ознакомления с ними избирателей были главным образом задействованы веб-сайты рассматриваемых партий, а также отдельные независимые интернет-порталы. Помимо этого основные тезисы предвыборных программ партий также нашли свое отражение в материалах различных печатных и электронных СМИ.
Анализ предвыборных программ участвующих в парламентских выборах партий позволяет выявить следующие их основные аспекты.
Таблица 4. Основные аспекты предвыборных программ (платформ) партий
Политическая
партия
Название предвыборной программы (платформы)
Ключевые программные лозунги (слоганы)
Ключевые тезисы предвыборной программы (платформы)
«Нур Отан»
«Казахстан-2021: Единство. Стабильность. Созидание»
1. Казахстан – наш общий дом. Казахстан – наша крепость. Нурсултан Назарбаев – наш Лидер.
2. «Нур Отан» единственная политическая сила, которая может сказать сейчас: Мы в ответе за Казахстан!.
3. Мы – партия Национального Лидера. Мы – партия единства Казахстана. Мы – партия общенациональной ответственности.
4. Единство и согласие, подкрепленные сильным лидерство – вот главная формула казахстанского успеха XXI века. «Нур Отан» – партия мира и согласия.
1. Укрепление и защита межэтнического мира и согласия.
2. Консолидация усилий общества на непримиримое противодействие коррупции и искоренение причин ее возникновения.
3. Содействие продвижению позиции Казахстана на международной арене и проведению многовекторной внешней политики.
4. Строительство открытой Евразии в интересах обретения Казахстаном новой роли в геополитике и мировой экономике.
5. Превращение аграрного сектора в один из ключевых драйверов будущего экономического роста.
6. Формирование в республике инвестиционного климата, соответствующего стандартам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
7. Увеличение доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны.
8. Обновление системы адресной социальной помощи с предоставлением ее только тем, кто в ней нуждается, в зависимости от дохода каждой семьи.
9. Формирование Общества Всеобщего Труда посредством поддержания эффективного предложения на рынке труда, повышение уровня квалификации трудовых ресурсов, сбалансированности рынка труда путем роста продуктивной занятости и мобильности населения.
«Ак жол»
«Ак жол – время работать»
1. Государство обязано поддержать тех, кто зарабатывает сам, платит налоги в бюджет и дает работу другим!
2. Главное богатство страны – не нефть и металлы, а наш талантливый и трудолюбивый народ!
3. В Обществе Всеобщего Труда - любой честный труд достоин уважения!
4. У каждого казахстанца должна быть крыша над головой!
5. Село и агропромышленный комплекс – наш надёжный человеческий и экономический ресурс!
6. Нужно поставить государственные органы на службу простым людям!
7. Мир, спокойствие и безопасность каждому казахстанскому дому, каждой казахстанской семье!
1. Переход к избранию депутатов маслихатов всех уровней по спискам политических партий.
2. Развитие институтов местного самоуправления, наделение их необходимыми организационными и экономическими ресурсами для решения вопросов местного значения.
3. Обеспечение справедливого, публичного и прозрачного рассмотрения всех споров и конфликтов граждан с представителями органов власти.
4. Введение всеобщего декларирования доходов и расходов граждан.
5. Добиться реального владения 90% казахстанцев государствен-ным языком к 2020 году.
6. Усиление миграционной политики по возвращению соотечественников (оралманов) на историческую родину
7. Освобождение малого и среднего бизнеса от уплаты налогов в течение трех лет с момента создания предприятия.
8. Обеспечение доступности жилья для людей с различным уровнем доходов.
9. Обеспечение политики поддержки казахстанской продукции в рамках ЕАЭС и ВТО.
КНПК
«За наше общее дело!»
1. Коммунистическая Народная партия Казахстана – партия
ленинского типа.
2. Мы выступаем против западного индивидуализма,
стяжательства и бескультурья.
3. Мы, коммунисты Казахстана выступаем за наше общее дело!
1. Поддержка всех начинаний по
укреплению единства народа, стимулированию творческого и
производительного созидания, качественного социального развития общества.
2. Поддержка в реализации
государственных мер по развитию системы адресной социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения.
3. Выступление против изъянов западного потребительского индивидуализма, стяжательства и бескультурья.
4. Продвижение ценностей гражданского патриотизма, коллективизма, интернаци-онализма, ориентации на достижение общего блага.
5. Поддержка политики экономической интеграции в рамках ЕАЭС.
«Ауыл»
«Вернем традиции аулу!»
1. Мы - партия духовного созидания и нравственного прогресса!
2. Партия «Ауыл» является источником возрождения морально-нравственных устоев нашего народа!
3. Мы сохраним национальное достояние для грядущих поколений!
4. Кто кормит страну - должен жить достойно!
5. Новое созидание начнем с «Аула»!
1. Разработка и реализация государственной программы «Инфраструктура села», направленной на комплексное развитие сельских территорий.
2. Создание продовольственных фондов, гарантирующих ежегодные закупки данной продукции у ее производителей по стабильным и справедливым ценам
3. Восстановление плодородия сельскохозяйственных земель.
4. Введение налога на роскошь.
5. Принятие Концепции государственной семейной политики на период до 2025 года.
6. Установление квотирования первого рабочего места для выпускников средних специальных и высших учебных заведений.
7. Увеличение масштабов строительства социального жилья для молодых семей.
ОСДП
«Верни себе голос, верни себе страну!»
1. ОСДП идет на выборы, чтобы добиться от власти осуществления много лет предлагаемых нашей партией преобразований, сделать Казахстан экономически эффективным, социальным, успешным, свободным, подлинно стабильным и независимым государством!
2. Верни себе голос! Верни себе страну!
1. Обеспечение всей полноты политических прав граждан.
2. Наделение парламента полномочиями по самостоя-тельному формированию правительства.
3. Создание в городах и сельских населенных пунктах выборной системы местного самоуправ-ления, обладающей всеми полномочиями для решения местных вопросов.
4. Сокращение минимум в два раза численности госслужащих.
5. Отмена частной собственности на земли сельхозназначения.
6. Бесплатное и бессрочное предоставление каждому желающему жителю аула сельхозучастка для целевого использования, а горожанам - участков в пригородной зоне для жилищного строительства и садово-огородного хозяйства.
7. Выработка подходов к возвращению государству стратегических секторов экономики в соответствии с законодательством.
8. Двукратное увеличение прожиточного минимума с соответствующим повышением зарплат, пенсий и пособий.
9. Перевод всей государственной системы образования на бесплатную основу.
«Бірлік»
«Чистые помыслы! Чистые дела! Чистая среда!»
1. Главной заботой Политической партии «Бiрлiк» является народ Казахстана, его надежды, интересы и устремления.
2. Мы - партия, уверенная, что прогресс, благополучие и сила Казахстана - в единстве его граждан. Мы должны быть вместе!
3. Мы за чистоту среды, справедливость и духовное возрождение народа.
4. Мы готовы внести свой вклад в общее для всех казахстанцев дело – построить свободный, сильный и процветающий Казахстан.
1. Обеспечение межэтнического, межкультурного и межконфессионального согласия.
2. Последовательное расширение сферы применения государственного языка.
3. Возрождение сферы культуры и расширение сети культурно-образовательных учреждений.
4. Обеспечение высокого качества жизни граждан, соответствующего мировым стандартам.
5. Модернизация сельско-хозяйственного производства и активное развитие сельского предпринимательства.
6. Экологизация промышленного и территориального развития, введение обязательного экологического аудита, внедрение и развитие разных форм экологического страхования.
7. Повышение экологической культуры и формирование экологического правосознания общества, создание общественного контроля за охраной окружающей среды.
Очевидно, что партия «Нур Отан» однозначно позиционирует себя в качестве партии Президента РК – Лидера нации и руководствуется в своей деятельности его стратегией. Это дает ей основные преимущества, так как она может рассчитывать на фактор Главы государства как своего лидера с точки зрения его популярности и поддержки его политического курса среди населения страны. В пользу «Нур Отана» также сказался акцент на единство и консолидациювсех слоев казахстанского общества, этносов и религиозных конфессий республики.
Что касается остальных партий, то они в своем большинстве не раскрыли своих возможностей и конкретных механизмов по обеспечению отраженных в их предвыборных программах целей и намерений. Еще одним слабым местом можно считать отсутствие здесь примерных расчетов положительного эффекта предлагаемых соответствующими партиями мер социально-экономического характера. Все это способствует превалированию в содержании их предвыборных программ явно популистского стиля.
В программах ДПК «Ак жол» и КНПК также обращает внимание отсутствие конкретных результатов деятельности их депутатских фракций в Мажилисе Парламента РК 5-го созыва. Хотя упоминание соответствующих результатов усилило бы предвыборные программы и агитационный потенциал данных партий. В отличие от них партия «Нур Отан» аналогичное отсутствие компенсирует демонстрацией своего единства с системой государственной власти.
В отличие от прошлой избирательной кампании ДПК «Ак жол» в этот раз не позиционировала себя в качестве идейно-политического преемника национально-освободительного движения «Алаш». Скорее всего, это обусловлено недостаточным подкреплением данного имиджа конкретными практическими делами.
Только ОСДП и ДПК «Ак жол» выступили с предложениями относительно проведения реформирования политической системы республики. При этом последняя из них коснулась в данном случае только представительных органов власти и институтов местного самоуправления. Практически все партии, за исключением социал-демократов, в своих программах выступили с крайне минимальным количеством предложений и намерений именно политического характера. Очевидно, что тем самым они проявили свою лояльность к руководству страны, доверив решать соответствующие вопросы ему.
Партии в своем большинстве фактически также распределили между собой разные сферы интересов. У «Ак жола» — это развитие экономики и поддержка частного бизнеса, «Ауыла» — развитие сельского хозяйства и инфраструктуры сельских населенных пунктов, «Бiрлiка» — экология, КНПК – борьба с фаст-фудом, киноблокбастерами, тривиальной литературой и другими продуктами западной потребительской культуры. Определенную универсальность относительно дальнейшего развития Казахстана выдержали «Нур Отан» и ОСДП. Хотя последняя сильно отстает от партии власти уровнем масштабности предложенных мер и возможностей по их реализации.
4. Этап проведения голосования и подведения его итогов (20–21 марта 2016 г.).
Согласно предварительным итогам парламентских выборов, которые были озвучены ЦИК РК 21 марта, при участии в голосовании 7 564 281 человек (77,1% от общего числа внесенных в списки избирателей) политические партии получили следующее количество голосов:
1) «Нур Отан» — 82,15 %;
2) ДПК «Ак жол» — 7,18%;
3) КНПК — 7,14%;
4) НДПП «Ауыл» — 2%;
5) ОСДП — 1,18%;
6) «Бірлік» — 0,29 %.
Таким образом, можно говорить о сохранении по итогам прошедшей избирательной кампании прежнего статус-кво в Мажилисе Парламента РК, представленного «Нур Отаном» как партией парламентского большинства и его партнерами по парламентской работе в лице находящихся в меньшинстве «Ак жолом» и КНПК.
Очевидно, что на такой расклад повлияло сочетание определенного проявления традиционного для Казахстана административного воздействия на электоральные процессы и их результаты и отсутствие у значительной части населения республики запроса на проведение каких-либо кардинальных изменений в системе государственной власти и на новые партии, в которых многие казахстанцы не видят выразителей своих интересов.
Основным фактором очередной победы «Нур Отана» является официальное положение этой партии. Причем речь здесь идет не только о роли главы государства как ее лидера, но и достаточно активной работы самой партии в межвыборный период, благодаря своему статусу и ресурсам.
В пользу «Ак жола» и КНПК свою роль, видимо, сыграли относительно хорошие показатели работы их депутатских фракций в бывшем созыве Мажилиса Парламента, а также достаточно активная агитационная деятельность на выборах.
Партии «Ауыл», несмотря на проведенный ребрендинг до выборов и предпринятых усилий во время избирательной кампании, все-таки не хватило времени проявить себя в своем новом качестве и привлечь внимание потенциальных избирателей. Поэтому она пока не смогла выйти за пределы своего обычного электорального рейтинга.
Против ОСДП сыграли низкий уровень ее активности в межвыборный период, неспособность выступить объединяющим ядром протестного электората на фоне кризисных процессов в экономике и социальной сферы страны, снижение авторитета в оппозиционной среде после безуспешной попытки объединения с «азатовцами» в ОСДП «Азат» и политическая непоследовательность в виде частых колебаний представителей руководящего состава партии между социал-демократическими и национал-патриотическими ценностями и идеями.
Партии «Бірлік» с учетом довольно неоднозначных особенностей ее деятельности до выборов изначально было уготовано пополнить собой круг «аутсайдеров» партийной среды Казахстана. Фактически она заняла позиции партии «Руханият», на основе которой и была образована в 2013 году после ее объединения с Демократической партией «Әділет».
В любом случае Мажилис Парламента РК 6-го созыва сохранил свой многопартийный и плюралистический формат, что должно положительно отразиться на результатах его предстоящей работы. Налицо также приверженность значительной части населения Казахстана стабильному развитию страны, что обуславливает легитимность прошедших выборов и их результатов.