«Содружество народов Евразии»
Автономная некоммерческая организация
по содействию в развитии сотрудничества
стран Содружества Независимых Государств

+7 (3532) 37-25-64

niiural@mail.osu.ru
avenali@mail.ru

Алексей Чекрыжов: Как обновленный Мажилис поменяет Казахстан?

В Республике Казахстан 19 марта 2023 г. состоялись внеочередные выборы в нижнюю палату парламента и местные органы власти. Результаты прошедшего голосования, как и сам электоральный процесс, в некотором смысле уникальны для Казахстана и характеризуются рядом особенностей. Так, впервые за очень долгое время в республике прошли выборы по одномандатным округам, а процедуру регистрации политических партий упростили. Кроме того, в бюллетенях казахстанцев появилась графа «против всех». Наконец, прошедшие выборы примечательны антирекордом по явке избирателей, которая составила лишь 54,19 % (6,5 млн человек).

По мнению казахстанских политологов, такая непопулярность выборов в Мажилис Парламента и маслихаты обусловлена недоверием граждан Казахстана к выдвинувшимся политическим партиям и их представителям. В то же время стоит отметить, что электоральное поведение казахстанцев (за исключением президентских выборов) в большинстве случаев и характеризуется неучастием. Особенно это актуально для Алматы и других крупных агломераций. Изменить эту ситуацию не смогли даже выборы одномандатников, которые обычно подстегивают политическую конкуренцию. Иными словами, доля проголосовавших – конечно, индикатор. Однако низкую явку все-таки стоит относить к сложившимся электоральным привычкам населения, нежели считать особым общегражданским вотумом.

В свою очередь сами результаты голосования одновременно соответствуют ожиданиям, но тоже демонстрируют новые для Казахстана тенденции. Так, вполне очевидно большинство правящей партии «Аманат». Несмотря на некоторый кризис, последовавший за январскими событиями 2022 г., политики старой формации остаются сильными. В то же время, состав парламента ощутимо расширился за счет сниженных барьеров.

Согласно данным ЦИК Республики Казахстан, в парламент прошли 6 из 7 партий. За правящую партию «Аманат» отдали голоса 53,9 % явившихся на выборы. В новом Мажилисе также представлены: народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл» (10,9 %), партия Respublica (8,59 %), Народная партия Казахстана (6,8 %), демократическая партия Казахстана «Ак Жол» (8,41 %) и Общенациональная социал-демократическая партия (5,2 %). Минимальный порог в 5 % голосов не прошла только партия «Байтак», за которую проголосовало 2,3 %. По одномандатным округам избрано 22 депутата от партии «Аманат» и 7 самовыдвиженцев.

В определенном смысле рано строить предположения о том, как будет работать новый состав парламента, и как прошедшие выборы скажутся на взаимоотношениях Астаны с зарубежными партнерами. С одной стороны, депутатский корпус обновился. В той же «Аманат» довольно много новых лиц. Отличный старт показала Respublica, которая фактически существует только 2 месяца. С другой стороны, реальная роль парламента пока не выросла, и это все еще системные партии с большинством правящей «Аманат». К тому же, еще не сформировано новое правительство, в системе которого тоже можно ждать изменений.

Однако определенные основания для прогноза будущей деятельности Мажилиса прослеживаются из самой предвыборной гонки и продвигаемой в ходе нее повестки. Как отмечают казахстанские политологи, абсолютное большинство выдвиженцев, независимо от партии, строили свои предложения вокруг тезиса «за все хорошее, против всего плохого». При этом реальных прагматичных предложений звучало не так много. Иными словами, главный вопрос будущей внутренней политики заключается в том, сможет ли обновленный состав Мажилиса удовлетворить существующие серьезные социальные запросы. Речь идет о полноценном участии в бюджетировании и в экономической политике. Социально-экономические проблемы населения и темпы их роста очевидны. Только на первый беглый взгляд это инфраструктурные энергетические барьеры, необходимость поддержки индустриализации, и, конечно, стабилизация инфляционных процессов, а также поддержка уровня доходов населения. Это и есть основа реальных политических очков.

Другой вектор Казахстана – внешнеполитический и внешнеэкономический – также находится в тумане парламентских изменений. Так, в ходе предвыборной гонки будущие депутаты серьезно дистанцировались от интеграционной повестки, усиленно лавируя между вопросами торгово-экономического взаимодействия с Россией и другими странами. Конечно, причины этого поведения ясны. В Астане подчеркивают, что придерживаются фарватера западных ограничений и рестрикций. Но маневрировать казахстанским политикам становится все тяжелее. К примеру, в феврале Казахстан принял решение закрыть свое торговое представительство в России, объяснив это оптимизацией госорганов. При этом, несмотря на санкции, объем торговли между странами ЕАЭС еще в октябре 2022 г. достиг исторического максимума в 73 млрд долларов. Кроме того, и Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отмечал: «Все разговоры о том, что Казахстан якобы охладел, а тем более собирается выйти из ЕАЭС и ОДКБ, абсолютно не соответствуют истине». Однако в политическим дискурсе парламентариев оценки ЕАЭС максимально сдержаны. Конечно, это не означает того, что новый Мажилис откажется от выгод торгово-экономического объединения.

Потенциально усиливающимся будущим вектором внешней политики можно назвать и новую веху турецкого проекта – Организацию тюркских государств. В рамках ОТГ Казахстан рассчитывает нарастить экономическое взаимодействие с Анкарой. Опять-таки, это вовсе не означает снижения темпов сотрудничества с Россией и Китаем. Но новому парламенту и правительству Казахстана скорее всего будут поставлены задачи интенсификации деятельности в рамках турецкого проекта тюркского мира.

Насколько сильно прошедшие электоральные процессы в Казахстане повлияют на внутреннюю и внешнюю политику страны – вопрос открытый. Степень и характер этих изменений будут завесить от объема полномочий Мажилиса. Вероятно, ожидать быстрых и стремительных сдвигов все-таки не приходится. Очевидно, что состав нижней палаты станет более активным в условиях удвоения числа представленных партий и роста плюрализма. Однако главную роль все еще будут играть политики старой формации.

Экспертное мнение