«Содружество народов Евразии»
Автономная некоммерческая организация
по содействию в развитии сотрудничества
стран Содружества Независимых Государств

+7 (3532) 37-25-64

niiural@mail.osu.ru
avenali@mail.ru

III Российско-Узбекский образовательный форум. Обзор

27 Окт 2022

Состоялся: 26–27 октября 2022 г. в Самаркандском государственном университете.

Участники: более 200 руководителей высших учебных заведений, представителей производственных компаний, руководителей министерств и ведомств Узбекистана и России.

Со стороны России – представители таких вузов, как МГТУ имени Баумана, МГУ, РХТУ имени Менделеева, а также госуниверситетов Нижнего Новгорода, Казани, Воронежской области и других ведущих учебных заведений.

Со стороны Узбекистана – представители Ташкентского государственного транспортного университета, Ташкентского государственного технического университета, Ташкентского химико-технологического института, филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» и других. 

Ранее: Первый Российско-Узбекский образовательный форум прошел в октябре 2018 г. в Ташкенте. Второй форум прошел в ноябре 2021 г. в МГУ имени М. В. Ломоносова.

Организаторы: Минобрнауки России, Российский союз ректоров, Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, Министерство дошкольного образования Республики Узбекистан, Министерство народного образования Республики Узбекистан.

Цель: форум выполняет роль платформы для всестороннего расширения и вывода на новый уровень сотрудничества двух государств в сфере образования.

Главная тема 2022 г: «Интеграция образования, производства и науки – драйвер академической эффективности».

Ключевые темы обсуждений

– подготовка кадров для высшей школы и науки; 

– научное сотрудничество и гуманитарные проекты;

– межвузовское взаимодействие, развитие сети филиалов российских вузов в Узбекистане;

– совместные образовательные программы;

– изучение русского языка;

– взаимодействие систем дошкольного и среднего образования и прочее.

Формат: пленарные и сессионные заседания.

Сессии

– «Новые направления российско-узбекского сотрудничества в сфере образования: подготовка инженерных кадров»;

– «Образование как фактор устойчивого развития государства и общества. Опыт России и Узбекистана в создании системы непрерывного образования»; 

– «Подготовка педагогических кадров для систем дошкольного и школьного образования»; 

– «Перспективы сотрудничества в сфере университетской науки и инновационной деятельности».

Задачи

– представление актуальных проектов филиалов российских университетов в Узбекистане;

– подписание меморандумов о сотрудничестве и соглашений о партнерстве между технологическими компаниями России и Узбекистана;

– налаживание интеграции науки, образования, производства; 

– развитие кооперационных отношений в сферах техники и технологий, энергетики, химической промышленности, обучения, повышения квалификации, научной и инновационной деятельности;

– продвижение бренда российского образования за рубежом;

– дальнейшее расширение сети филиалов российских вузов в Узбекистане;

– обсуждение проектов создания совместных факультетов, кафедр, программ двойных дипломов.

Выступления:

Заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Наталья Бочарова: «Россия уделяет особое внимание укреплению отношений с Республикой Узбекистан, неотъемлемой частью которых стало двустороннее сотрудничество в сфере высшего образования и науки. Так, в Узбекистане действует наибольшее число филиалов российских вузов среди стран СНГ. Востребованных на рынке труда специалистов готовят в 14 филиалах вузов России, включая Московский государственный университет имени Ломоносова, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Российский экономический университет имени Плеханова и Российский государственный университет нефти и газа имени Губкина».

Также отметила: необходимо повышать уровень академической мобильности, инициировать и принимать участие в научно-образовательных проектах, расширять спектр студенческих мероприятий (фестивали науки, культуры, межвузовские конкурсы и олимпиады).

Президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ имени М. В. Ломоносова, академик Виктор Садовничий: «Связи между университетами России и Узбекистана – убедительный пример того, как наука и образование могут стать локомотивами сотрудничества двух крупных экономик, двух стран, ставящих перед собой масштабные задачи в области технологического развития. В этом году мы отмечаем 5-летие первого Форума ректоров России и Узбекистана, давшего мощный импульс к выстраиванию разнообразных форматов взаимодействия людей, организаций и целых сообществ. Наш диалог постоянно расширяется, пополняется линейка общих инициатив и проектов. Это и совместные образовательные программы, и академический обмен, и двухсторонние исследовательские площадки. Главная задача сегодняшнего дня – поддержание положительной динамики взаимного интереса научно-образовательных систем России и Узбекистана, вывод траектории партнерства на реализацию больших проектов в интересах обоих государств».

Основные моменты доклада: 

– предложение использовать ресурсы университетского сообщества и колоссальный научно-образовательный потенциал для всестороннего развития различных форм и направлений российско-узбекского диалога в гуманитарной сфере;

– предложение организации ряда стратегических научно-образовательных проектов, которые могут помочь дальнейшей интеграции научно-образовательных пространств двух стран, например, таких как Международный фестиваль науки NAUKA 0+;

– предложение организовать работу с регионами Узбекистана по проекту Российского Союза ректоров по созданию научно-образовательных консорциумов «Вернадский». Основная цель проекта – повышение роли университетов в научно-технологическом и социально-экономическом развитии регионов страны; 

– отмечена роль филиалов ведущих российских университетов в Узбекистане, возможности для реализации совместных инновационных проектов.

– предложение актуализировать рабочие программы и графики совместных мероприятий на ближайший год, возобновить традиции встреч в формате круглых столов или рабочих встреч представителей администраций вузов, чтобы обсуждать текущие задачи между форумами.

Ректор Чеченского государственного университета имени А. А. Кадырова Заурбек Саидов выступил с докладом на сессии «Перспективы сотрудничества в сфере университетской науки и инновационной деятельности», поднял тему актуальной повестки исследований университета в областях геоэкологии, сельского хозяйства и регенеративного животноводства.

Ректор Южного федерального университета Инна Шевченко: «ЮФУ совместно с вузами Узбекистана постоянно организовывает культурно-образовательные и научные мероприятия, проводит семинары, круглые столы, открытые лекции, научные исследования и др.

Так, в рамках Дней культуры Узбекистана в Южном федеральном округе в ЮФУ состоялось открытие Российско-Узбекистанского центра образования, языка и культуры, цели которого – проведение совместных исследований в области языков, перевода и межкультурной коммуникации в условиях трансформаций, обусловленных современными глобальными вызовами, популяризации русского языка и культуры в Узбекистане, поддержка и изучение узбекского языка в ЮФО, привлечение выпускников школ и вузов Узбекистана к обучению по основным и дополнительным программам ЮФУ, развитие сотрудничества в образовательной, научной и социокультурной сферах между вузами и странами.

Сегодня в ЮФУ по основным образовательным программам обучается 131 студент из Узбекистана по 52 направлениям подготовки, включая 2 студентов подготовительного факультета». 

Проректор Северного (Арктического) федерального университета по информационной политике, международному и межрегиональному сотрудничеству Константин Зайков представил доклад на сессии, посвященной новым направлениям российско-узбекского сотрудничества в сфере образования при подготовке инженерных кадров:

«Я представил модели непрерывного образования и важность своевременной профориентационной работы, начиная уже с дошкольного и школьного возраста, в рамках подготовки будущих инженерных кадров. В нашем университете существуют 9 базовых кафедр, и более чем 95 % образовательных программ имеют практическую компоненту с привлечением работодателей, что позволяет обучать студентов с актуальными компетенциями для экономики. Этот опыт САФУ показателен и интересен, в том числе и для высших учебных заведений Республики Узбекистана, которые тоже сейчас занимаются улучшением образовательных программ, повышением их практикоориентированности и связи с предприятием».

Президент Алтайского государственного университета, руководитель проекта «Тюркский мир Большого Алтая», профессор Сергей Землюков выступил с докладом «Эффективные и перспективные формы взаимодействия АлтГУ с университетами Центральной Азии»:

«В настоящее время идет формирование глобального общества знаний и экономики знаний, при этом у России и азиатских стран есть сопряжение взглядов на основные вопросы этого глобального будущего, и именно сейчас требуется усиление процессов международной научно-образовательной интеграции на основе лучшего мирового опыта, через совместные проекты, через новые формы трансграничного сотрудничества».

Ректор Астраханского государственного университета Константин Маркелов представил концепцию инженерной школы и рассказал об опыте работы университета в этой сфере. На базе университета функционирует Каспийская высшая инженерная школа, которая позволяет школьникам получить углубленные знания в области математики, физики, робототехники, 3D-моделирования, программирования, необходимые в инженерной деятельности:

«Таким образом, реализация индивидуальных образовательных траекторий и проведение подготовительной работы в школах позволяет получить серьезные результаты. Междисциплинарные проекты за счет элективных дисциплин дают возможность приобрести и развить коммуникационные навыки. За счет введения проектной деятельности со школьной скамьи обучающиеся более уверенно подходят к выбору своей дальнейшей профессии. Данный подход позволяет осуществлять подготовку мотивированных высококвалифицированных кадров, компетенции которых отвечают мировым запросам инженерного образования».

Ректор Российского химико-технологический университета имени Д. И. Менделеева Илья Воротынцев и заместитель директора филиала РХТУ в Ташкенте Батир Нурматов поделились с коллегами лучшими практиками создания модели бесшовного образования на примере Менделеевского университета.

Воротынцев: «Система имеет несколько уровней. Ранняя профориентация школьников осуществляется в рамках программ детского технопарка: учащимся 5–11 классов предлагаются как длительные образовательные программы, так и краткосрочные курсы, семейные мастер-классы. Систематическое углубленное изучение химии и математики развивается у учащихся в рамках проекта «Менделеевские классы». Мы предоставляем обучающимся возможность самостоятельного выбора маршрута обучения в проекте. Параллельно с этой работой мы создаем среду для непрерывного профессионального развития обучающихся. Во время учебы студенты приучаются оставаться в курсе тенденций в химической отрасли, расширять свои знания в профессии, повышать свой интерес к ней, что, в конечном итоге, делает их более эффективными».

Итоги:

В заключении пленарного заседания форума принята итоговая резолюция III Российско-Узбекского образовательного форума. Состоялся обмен документами между министерствами дошкольного образования, народного образования и ректорами около 20 вузов обеих стран.

В рамках форума на первоначальных переговорах обсуждались вопросы практического сотрудничества и двусторонних проектов между руководителями ведущих российских компаний, представителями министерств и ректорами Узбекистана. По итогам взаимных обсуждений ожидалось подписание около 10 контрактов. Основное направление – применение опыта технологического производства, разработанного в России, в вузах Узбекистана.

Совместная работа вузов преимущественно направлена на:

– академический обмен научно-педагогическими работниками, студентами и аспирантами;

– проведение совместной научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности по актуальным направлениям;

– обмен научной информацией и предоставление доступа к научным центрам и исследовательским лабораториям; 

– организацию и проведение симпозиумов, семинаров, научно-практических конференций, круглых столов, телемостов, совместной публикации статей, докладов и других научных трудов в периодических изданиях;

– организацию программ повышения квалификации и переподготовки для профессорско-преподавательского состава;

– консультирование и оппонирование диссертационных работ аспирантов и соискателей ученых степеней.

На полях форума состоялся ряд плодотворных встреч с последующим подписанием ряда соглашений, среди которых:

– МГУ имени Ломоносова подписал меморандум о взаимопонимании с Ташкентским государственным юридическим университетом; дорожную карту по реализации меморандума о взаимопонимании с Министерством дошкольного образования Республики Узбекистан на 2022–2024 гг.; договоры о сотрудничестве с Национальным университетом Узбекистана имени Мирзо Улугбека, Каракалпакским государственным университетом имени Бердаха, Самаркандским государственным университетом;

– МГТУ имени Баумана и Андижанский машиностроительный институт подписали соглашение о сотрудничестве;

– Предприятие «Щелково Агрохим» договорилось о разработке наукоемких проектов в агрохимии с Каршинским государственным университетом»

– Ташкентский университет востоковедения подписал 4 соглашения о сотрудничестве с МГИМО;

– Соглашения о сотрудничестве также подписали: Алтайский государственный университет с Самаркандским государственным университетом, Казанский государственный университет – с Ташкентским юридическим университетом, Нижегородский государственный университет – с Ферганским, Белгородский – с Каршинским государственным университетом;

– Бухарский государственный медицинский институт подписал меморандум о взаимопонимании с Чеченским государственным университетом имени А. А. Кадырова;

– Южный федеральный университет подписал дорожные карты адресного сотрудничества в области науки, инноваций и образования, межвузовского партнерства и обмена опытом с Бухарским государственным университетом, Самаркандским государственным институтом иностранных языков и Узбекским государственным университетом мировых языков, а также соглашение о сотрудничестве с Наманганским инженерно-технологическим институтом;

– Северный (Арктический) федеральный университет подписал дорожную карту по сотрудничеству с Наманганским инженерно-строительным институтом;

– Астраханский государственный университет заключил соглашения о сотрудничестве с Ташкентским государственным экономическим университетом и Наманганским инженерно-технологическим институтом;

– Российский химико-технологический университет имени Менделеева заключил соглашения о сотрудничестве с Ургенчским государственным университетом, Термезским государственным университетом, Каракалпакским государственным университетом имени Бердаха, Ташкентским химико-технологическим институтом, компаниями АО «Щелково Агрохим» и СП ООО «Central Asia Fertilizers».

Экспертное мнение