«Содружество народов Евразии»
Автономная некоммерческая организация
по содействию в развитии сотрудничества
стран Содружества Независимых Государств

+7 (3532) 37-25-64

niiural@mail.osu.ru
avenali@mail.ru

В Бишкеке найдена забытая могила композитора Петра Шубина

27 Июн 2022

Во время проведения работ на уборке скошенного сена на территории братского кладбища «Кызыл-Аскер» представители Поискового движения Кыргызстана наткнулись на заброшенную могилу известного композитора, руководителя первого коллектива народных инструментов в Кыргызстане Петра Федоровича Шубина. В честь него названа одна из музыкальных школ Бишкека, в просторечии – «Шубинка».

К сожалению, могила заброшена, не ухожена, выбитые на камне буквы едва различимы. Этот участок Братского кладбища «Кызыл-Аскер» – гражданский, несколько раз горел в предыдущие годы. Видимо, огонь съел краску-серебрянку.

«В прошлом году мы обнаружили могилу няни Михаила Фрунзе – и сотрудники музея Фрунзе привели захоронение в порядок. Теперь вот стало известно захоронение действительно удивительного человека, патриота Кыргызстана, талантливейшего человека, сумевшего сердцем понять всю мелодику гор и души кыргызского народа, – Петра Федоровича Шубина. Необходимо привести в порядок могилу и сделать новый памятник композитору, чтобы он снова не затерялся», – считают поисковики.

Петр Федорович Шубин (1894–1948) – народный артист СССР, член Союза композиторов Киргизской ССР, заслуженный деятель искусств Киргизской ССР, организатор и руководитель первого в республике оркестра кыргызских народных инструментов.

Он родился 10 июня 1894 г. в деревне Ташла Оренбургской губернии в бедной крестьянской семье. Обучаясь в 2-летней школе, маленький Петя пел солистом в школьном хоре и играл в оркестре народных инструментов. Вскоре стал «руководить» оркестром крестьянских детей, исполнявших «по слуху» польки и вальсы малолетнего композитора Петра Шубина. Оркестр и хор находились в личном ведении петербургской помещицы Тимашевой – дочери известного в России владельца театров графа Н. П. Шереметьева. Она-то и дала возможность мальчику получить музыкальное образование в Петербурге на курсах профессора Смоленского, где обучались в основном дети имущих классов. В 1915 г. Шубин экстерном окончил высшие музыкальные курсы по классу теории композиции и фортепьяно.

А потом грянули события 1917-го – революции и гражданская война. Петр вступил в Красную армию и в перерывах между боями создал свое первое большое музыкальное произведение с ярким для того времени названием «Атака красной конницы».

В 1922 г. демобилизовался и вернулся в Оренбург, где погрузился в творческий поиск. Его наиболее крупными сочинениями стали трехактный балет «Освобожденная Россия», симфония «Гибель богов», фантазия «Октябрьский переворот» (1922–1925), «Траурный марш» (1924), посвященный памяти В. И. Ленина.

В 1928 г. Петра Федоровича пригласили в Бишкек, где он остался навсегда и связал себя с развитием кыргызской профессиональной музыки. Работал в Театре рабочей молодежи, преподавал в музыкальном техникуме теоретические предметы, готовя национальные кадры. Основы профессии у Шубина осваивали многие будущие деятели музыкального искусства республики: первый кыргызский профессиональный композитор Мукаш Абдраев (1920–1979), основоположник национальной симфонической школы Аскар Тулеев (1920–1963), композитор, дирижер и педагог Ахмат Аманбаев (1920–1964) и многие другие.

В 1935 г. Петр Шубин возглавил музыкально-драматический театр. Для него он написал музыку к спектаклям: «Ажал ордуна» (1934), «Карачач» (1935), «Жапалак Жатпасов» (1936), «Столица» (1935–1937), «Платон Кречет» (1936–1938), «Жаңыл» (1946), «Коварство и любовью» (1947–1948) и др. Также является автором многочисленных фантазий, сюит, пьес, в том числе на темы кыргызских национальных песен и танцев.

В 1936 г. на базе небольшого театрального ансамбля Петр Федорович организовал первый в республике оркестр кыргызских народных инструментов, которым руководил до конца своей жизни. В составе оркестра было 22 музыканта, среди которых видные мастера народной музыки М. Куренкеев, К. Орозов, Ы. Туманов, К. Акиев, М. Мусурманкулов, А. Усенбаев, Ш. Термечиков, А. Огомбаев, М. Баетов, О. Болеболаев, С. Бекмуратов и др. Осенью 1936 г. оркестр выходит из состава театра и становится самостоятельным художественным коллективом, а Шубин возглавляет Республиканскую филармонию. Оркестр совместно с филармонией стали настоящей кузницей кадров, где воспитывались первые национальные дирижеры К. Молдобасанов, Н. Давлесов и многие другие. Выступления коллектива пользовались большим успехом не только в столице, но и в отдаленных местностях республики.

П. Ф. Шубин был депутатом Верховного Совета Киргизской ССР, награжден орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак почета». Отмечая его большие заслуги в развитии кыргызского музыкального искусства, Правительство республики присвоило одной из центральных музыкальных школ столицы имя Петра Федоровича Шубина.

Источник – https://www.vb.kg/doc/419766_v_bishkeke_naydena_zabytaia_mogila_kompozitora_petra_shybina_foto.html

Экспертное мнение