Алексей Чекрыжов: ЕАЭС усиливает продовольственную безопасность стран-участниц
С марта этого года многие международные экспертные организации говорят об угрозах глобального продовольственного кризиса. Ожидаемо, эти опасения связаны с военной операцией на территории Украины и беспрецедентными санкциями против России. Очевидно также, что геополитические ограничения Запада только ускоряют кризисные процессы.
На этом фоне страны ЕАЭС также стараются минимизировать продовольственные риски. Стоит отметить, что если в марте инфляционные опасения в странах ЕАЭС находились на максимальном уровне, то сегодня официальные ведомства фиксируют дефляционные процессы.
Правительства стран Евразийского союза уже с прошлого года предпринимают попытки точечного сдерживания цен на стратегически важные товары. Так, в Казахстане и России применялись и нетарифные, и таможенные инструменты для снижения темпов продовольственной инфляции. К примеру, в период пандемии в наших странах уже действовали ограничения на экспорт некоторых видов зерновых и другой сельскохозяйственной продукции.
Здесь нельзя не отметить, что продовольственный кризис и вышедшая за пределы коридоров инфляция – явления общемировые. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, индекс цен на продовольствие (FFPI) в апреле текущего года составил 120,9 п., что на 2 п. выше, чем в марте, и на 28,4 п. выше, чем в апреле 2020 г. Конечно, весной 2022 г. значение FFPI достигло максимального уровня в 158,5 п., а продолжительность роста цен также является самой большой за последние годы.
Не последнюю роль в удорожании продовольствия играют и усиливающиеся транспортно-логистические проблемы. Например, не так давно в мире неожиданно возник дефицит транспортных контейнеров, выросла цена фрахта. В результате, стоимость перевозки товаров из Китая увеличилась в 3–4 раза, что, конечно, также закладывается в цену продукции.
Усиливающиеся негативные тенденции берут начало еще с общеизвестных кризисных причин пандемии. Все это актуализирует перед правительствами евразийской пятерки, равно как и перед наднациональными органами, задачи обеспечения продовольственной безопасности.
В каком-то смысле о продовольственной безопасности в ЕАЭС заговорили достаточно поздно. Лишь в 2019 г. Евразийской экономической комиссией вынесен на общественное обсуждение проект Концепции о коллективной продовольственной безопасности государств-членов. К тому же, проектный вариант этой Концепции подвергался критике со стороны экономистов за устаревшие подходы к мониторингу и оценке продовольственной безопасности, а также за отсутствие инклюзивного характера норм. Тем не менее, обновленный вариант документа одобрен ЕЭК и предполагает мониторинг продбезопасности по унифицированной для всех стран ЕАЭС системе. Однако в нынешнее время для государств объединения нужны конкретные практико-ориентированные меры поддержки.
Интересным представляется проект чрезвычайного продовольственного фонда ЕАЭС. Еще в прошлом году в Совете Федерации вице-премьер РФ Алексей Оверчук обозначил, что страны-участницы ЕАЭС уже начали обсуждать возможность создания чрезвычайного продовольственного фонда объединения. Такие программы не являются уникальными, и уже доказали свою эффективностиь в других государствах мира.
Также особое внимание со стороны государственных органов стран ЕАЭС уделяется модернизации транспортно-логистической инфраструктуры в призме задач усиления продовольственной безопасности. Помимо планов по формированию складов вдоль границ участников Евразийского союза, профильными органами ЕАБР сегодня инициируются исследования, которые в перспективе должны лечь в основу проекта Концепции Евразийской товаропроводящей системы. Развитие Евразийской товаропроводящей системы позволит интеграционному блоку комплексно решить ряд стратегических вопросов. Среди ключевых – повышение конкурентоспособности производителей сельскохозяйственной и пищевой продукции.
Конечно, искусственное удержание цен на продовольственные товары в странах ЕАЭС сегодня имеет смысл. Однако таких мер недостаточно. В средне- и долгосрочной перспективе евразийским государствам предстоит решать первопричины барьеров продовольственной безопасности. И именно здесь наднациональная инфраструктура ЕАЭС должна максимально активно включаться в решение общих проблем государств.