Артур Сулейманов: Стратегия-2025 несет в себе потенциал интеграционного прорыва
В рамках деловой программы юбилейного 25-го Петербургского международного экономического форума, который проходит на этой неделе, состоится сессия ЕЭК «ЕАЭС – новое качество интеграции». Повестка сессии определена заранее и коснется обсуждения практических шагов по реализации Стратегии-2025.
Одним из самых принципиальных вопросов остается создание до 2025 г. общих рынков ЕАЭС. Наиболее чувствительный из них – рынок энергоресурсов. Здесь важно подчеркнуть, что определенного прогресса удалось достичь по электроэнергетике.
Впереди большая работа по согласованию нефтегазовых рынков, которые в контексте заметного подорожания цен на энергоресурсы и экономического давления со стороны Запада приобретают геополитическое значение. Более того, интеграция по линии нефтегазовых ресурсов является не только предметом внимания со стороны ЕЭК, но и требует детального рассмотрения со стороны государств-участников союза с учетом сложившихся вызовов и угроз.
Поэтому в ближайшие 2–3 года будут последовательно подписываться международные договоры и соглашения, регламентирующие единые правила торговли, ценообразования нефти и газа, в том числе, во взаимоотношениях с третьими странами.
Рост мирового спроса на ключевые энергоресурсы будет только мотивировать ЕАЭС на скорейшее формирование общих рынков и позволит включить в орбиту организации новых партнеров.
Евразийские страны довольно эффектно и показательно справляются с последствиями пандемии. Вместе с тем, в текущих условиях также следует обратить внимание на импортозамещение и продовольственную безопасность. Эти аспекты напрямую связаны с последствиями пандемии, ростом нестабильности в международных отношениях и политико-экономическим внешним давлением. Такие задачи требуют взаимных уступок внутри ЕАЭС и расширения промышленной кооперации в вопросах импортозамещения.
Стратегию-2025 нельзя назвать декларативно-рядовым документом, поскольку он отражает новые возможности экономической интеграции с учетом региональных и глобальных ориентиров.
Новое качественное состояние ЕАЭС должно определяться современными трансевразийскими проектами, способными доминировать на внутреннем и внешнем рынках. Для этого до 2025 г. планируется создать Евразийскую систему обеспечения качества, которая бы позволила повысить конкурентоспособность продукции ЕАЭС.
Полагаю, что к разработке этой системы должны быть подключены активные участники бизнеса, которые на всех этапах оценки товара должны давать экспертные заключения и исключать недоброкачественную продукцию.
В то же время требуется комплексно проработать вопросы, связанные с новыми сферами сотрудничества, которые в Стратегии-2025 еще не получили полноценного отражения. В первую очередь, это цифровизация, человеческий капитал и противодействие климатическим изменениям, имеющие глобальное значение для ЕАЭС и мирового сообщества в целом.
Создание экосистемы цифровых решений в области транспорта, логистики, торговли и инвестиций позволит развивать открытость и технологичность ЕАЭС.
Развитие человеческого капитала напрямую связано с подготовкой новых кадров для ЕАЭС, способных включаться в любой жизненный цикл интеграционного проекта и доводить его до прогнозируемых результатов.
Как отмечает глава ЕЭК Михаил Мясникович: «Задача Евразийского экономического союза – создание условий для комплексной технологической трансформации экономик государств – членов и обеспечение «евразийской самодостаточности». Мы планируем сосредоточить усилия на вопросах импортозамещения и промышленной кооперации, а также будем выстраивать взаимовыгодное сотрудничество со стабильными международными партнерами».
Действительно, в условиях турбулентности международных отношений и мировой экономики ставка на стабильных партнеров является обоснованной. Важно не останавливаться на достигнутых результатах и дальше последовательно продвигать интеграцию, стимулирующую экономический рост государств и повышение благосостояния населения стран Евразийского союза.
Благодаря ЕАЭС, контур евразийской интеграции не только оформился в самодостаточный экономический институт мирового уровня, но и трансформировался в осознанное стратегическое преимущество государств-участников объединения в контексте вызовов современности. Иначе говоря, Евразийский союз прошел проверку временем и теперь ориентирован на интеграционный прорыв, который выведет деловое сотрудничество на евразийском пространстве на новый уровень. Пришло время, когда необходимо использовать по максимуму политические предпосылки и Стратегию-2025 для продвижения экономических интеграционных проектов, а также масштабировать реальную пользу и отдачу государствам-участникам ЕАЭС.