Алексей Чекрыжов: Вызовы коллективной безопасности Центральной Азии
Архитектура глобальной системы безопасности сегодня сталкивается с беспрецедентными угрозами. Страны коллективного Запада уже не скрывают своих стремлений продвигать геополитические и геоэкономические интересы любой ценой, в том числе, с применением излюбленных инструментов дестабилизации государств и целых макрорегионов. Мировые лидеры, конечно, видят эти угрозы и пытаются выстроить барьеры внешнему воздействию. Однако в противовес этому применяются инструменты экономического и политического давления – санкции, обслуживающие интересы все тех же игроков.
Все последние события показывают, что постсоветское пространство и, в частности, страны Центральной Азии тоже подвержены означенным рискам. Конечно, в каждом государстве региона есть свои триггеры и нерешенные проблемы, которые сказываются на общественно-политической жизни населения. Однако уже невозможно отрицать, что наличие любых противоречий может быть использовано внешними интересантами.
Ярким примером является Республика Казахстан, в которой еще свежи воспоминания января. Эксперты чаще всего компромиссно относятся к причинам массовых насильственных акций. Среди них называются социально-экономические проблемы населения, демографические риски и кризис транзита власти. Специалисты также согласны и с тем, что спусковым механизмом послужили вполне мирные акции протеста. Наконец, подавляющее большинство экспертов сходятся во мнении, что настолько сильного всплеска насилия не могло быть без внешнего вмешательства и без подключения спящих экстремистских ячеек.
В соседнем Кыргызстане тоже складываются некоторые аналогичные, а также свои уникальные риски. Стоит отметить, что государство за прошедшие 30 лет уже пережило несколько крупных насильственных акций, которые приводили к смене власти. Несмотря на это, население Кыргызстана пока не допускает того, чтобы подобные события дестабилизировали общество. Однако в республике хватает и перманентных угроз, которые в совокупности способны быстро хаотизировать страну. Речь идет о тех же скрытых экстремистских группировках, наличии сетей неправительственных организаций, продвигающих определенные опасные нарративы. При этом в стране есть и актуальные для всего мира социально-экономические триггеры-стрессоры. Все это только усиливается в постпандемийный период, а также в условиях общемировой геополитической конфронтации.
Серьезные негативные сигналы и угрозы региональной безопасности сегодня наблюдаются и в Республике Таджикистан. С 1990-х годов в стране попеременно разгорается и тлеет конфликт на территории Горно-Бадахшанской области. В мае в этом регионе вновь активизировался политический протест. Неделю назад власти были вынуждены объявить антитеррористическую операцию в ГБАО. Примечательно, что чуть раньше в этом месяце лидер террористической Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) Мухиддин Кабири объявил о создании военного крыла оппозиции властям Таджикистана. Уже только эти факты позволяют говорить о внешнем вмешательстве для использования внутренних противоречий в стране. Кроме того, стоит учитывать, что все эти события происходят на фоне вооруженных столкновений между Талибаном (в России признан террористической организацией) и Фронтом национального сопротивления в северной афганской провинции Панджшер.
Афганский фактор является сильнейшей угрозой для всего евразийского региона. Именно на таджикистанском направлении может быть создан коридор для прохода вооруженных группировок из Афганистана в Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан и Россию. Отсюда и обеспокоенность лидеров государств любой эскалацией политического кризиса в Республике Таджикистан. С учетом постоянного внешнего подогревания этих процессов, обозначенные риски игнорировать нельзя.
Главным инструментом противодействия таким угрозам считается ОДКБ. Действительно, его участники неоднократно заявляли о том, что любые угрозы Таджикистану будут пресекаться. При необходимости и при обращении Душанбе могут быть применены коллективные силы блока.
Однако в некотором роде наднациональную организацию коллективной безопасности можно рассматривать в качестве «последней инстанции». ОДКБ вмешается только при эскалации перечисленных рисков, при наличии прямых угроз населению государств-участников (здесь можно вновь обратиться к опыту Казахстана). Тем не менее, для решения перечисленных проблем странам региона важно самим выстраивать препятствия внешнему вмешательству. Это системная работа, которая должна проводиться по всем направлениям: в медиапространстве, среди населения потенциально конфликтных регионов, с использованием экспертных наработок. Иными словами, несмотря на наличие важнейшего наднационального гаранта безопасности в лице ОДКБ, всем странам региона нужны собственные системы инструментов и мероприятий, упреждающих перечисленные угрозы на самом зачаточном этапе их развития.