Артур Сулейманов: Задача ОДКБ – нейтрализовать или минимизировать действия НАТО в СНГ
15 мая 2022 г. исполнилось 30 лет со дня заключения Договора о коллективной безопасности и 20 лет с момента образования ОДКБ. Доверительная основа внутри альянса обеспечивается, в первую очередь, выполнением странами-участницами 3 основополагающих обязательств:
- воздержание от применения силы (угрозы силы) в межгосударственных отношениях;
- невступление в военные союзы, направленных против ОДКБ;
- отказ от военно-политической гегемонии и искусственного расширения состава организации.
В итоге единственным прецедентом с применением войск ОДКБ стала миротворческая миссия в Казахстане, продемонстрировавшая в январе текущего года мобильность и эффективность структуры (не было совершенного ни одного выстрела).
Вместе с тем, текущая международная обстановка ставит перед организацией новые цели и задачи, которые раньше рассматривались как гипотетические, но сегодня приобрели вполне конкретные контуры.
Во-первых, наблюдается смещение официальной повестки Европейского союза от экономической к военно-политической. Об этом свидетельствует высказывания высокопоставленных чиновников ЕС, тиражирующих политическую волю Вашингтона и, самое опасное, их стремления нарастить военно-технический потенциал в регионе.
Вступление Швеции и Финляндии в НАТО может и не создаст непосредственной угрозы России и другим государствам ОДКБ, но на такой вызов придется реагировать. Воинственно-настроенные к России европейские государства, потерявшие свою политическую субъектность, токсичны не только для СНГ, но и для самой Европы.
Экономические катаклизмы в ЕС, вызванные санкционной политикой и неприкрытой русофобией, могут в конечном счете выйти из-под контроля. Было бы большим заблуждением считать, что сейчас мы наблюдаем наивысшую степень консолидации Европы. Впереди еще неизбежная фрагментация европейской идентичности (американо-ориентированная, антиамериканская), острая конкуренция государств за энергоресурсы, миграционный коллапс и многое другое. Все это последствия синхронизации ЕС с НАТО, ускоряющей многократно кризисные явления.
Во-вторых, бесконтрольное расширение НАТО в восточном направлении. Еще в 1990 г. СССР давались обещания, что Североатлантический альянс не будет расширяться на Восток. С тех пор в НАТО официально вступили 10 европейских государств. Стало уже понятно, что к таким обещаниям американцы относятся несерьезно и ждут подходящего момента для новых активностей. И потому кредит доверия к НАТО исчерпан.
Подобные неконструктивные действия не соответствуют принципам неделимости глобальной безопасности и не отвечают интересам безопасности на постсоветском пространстве
В-третьих, НАТО постоянно повышает ставки. Помимо гибридной войны против России Западом предпринимаются попытки по сдерживанию усиливающегося Китая. Это может привести к новым военно-политическим альянсам.
В декабре 2021 г. МИД КНР опубликовало коммюнике, в котором выражена готовность сотрудничать с Россией и другими государствами ОДКБ в интересах безопасности и стабильности в регионе. Такой союз является вполне вероятным, поскольку государства имеют схожее понимание вызовов и угроз.
В-четвертых, Афганистан остается важным фактором в обеспечении безопасности на постсоветском пространстве. Вывод в 2021 г. американских войск из Афганистана определил новую политическую конфигурацию в стране и актуализировал новые риски для Центральной Азии.
В прошлом году на фоне сложившейся ситуации ОДКБ провел ряд крупных учений в Центральной Азии. В Кыргызстане на полигоне Эдельвейс прошли учения «Рубеж-2021», в которых отрабатывалось отражение нападений бандформирований.
В текущем году также запланированы учения:
– «Рубеж-2022» (антитеррористические учения в Таджикистане);
– «Нерушимое братство – 2022» (в Кыргызстане, постконфликтное урегулирование в кризисной зоне и проведение миротворческой операции);
– «Поиск-2022», «Эшелон-2022», «Взаимодействие-2022» (в Казахстане, отработка разведывательных, материально-технических и командно-штабных задач).
В условиях, когда НАТО ведет агрессивную политику по принципу «кто не с нами, тот враг», риски для ОДКБ и СНГ возрастают многократно. Сомнений в том, что НАТО – это не оборонительный, а наступательно-выжидающий альянс, больше не остается. Поэтому в новой Стратегии коллективной безопасности ОДКБ на период 2026–2030 гг. все это необходимо учесть.
Вот несколько соображений по этому поводу:
- Прессинг Запада усилится. С молчаливого согласия международного сообщества НАТО будет еще более агрессивно пытаться воздействовать на страны ЕАЭС, СНГ, ОДКБ, применяя для этого всевозможные инструменты. Возможно, пришло время вновь вернуться к проектам по синхронизации организаций с участием стран СНГ и включением в них новых партнеров.
- Экономические санкции не прекратятся. Они связаны с желанием разрушить экономику России и нанести максимальный урон союзникам. Вопрос болезненный, но не катастрофический. Необходимо подумать над тем, как государствам реагировать в экономической плоскости на прессинг Запада. Разработка общего подхода для смягчения санкций и предотвращения ухудшения экономического положения в государствах приобретают первостепенные значения.
- Гибридная война ведется, в том числе, в Сети. С учетом этого нужна современная концепция ОДКБ в области информационной безопасности, учитывающая вбросы, фейки, инструменты фактчекинга.
- Опасность несут американские биолаборатории. Основная задача таких центров заключается в сборе биологических материалов, изучении специфики распространения вирусов и опасных заболеваний. В связи с чем актуализируется координация стран ОДКБ по этому вопросу – отказ от зарубежных биолабораторий.
- Наращивание взаимодействий в Азии. Рассмотрение возможностей по гибкому формату сотрудничества СНГ, ОДКБ с ШОС.
ОДКБ играет ключевую роль в обеспечении безопасности на постсоветском пространстве. И это стабилизирующее значение должно только возрастать, основываясь на доверии внутри организации и в отношениях ОДКБ с другими структурами, государствами.