Социальное проектирование в международных отношениях
5 июня 2018 г. в Уфе состоялась встреча приглашенных представителей экспертного и научного сообществ со студентами Республики Башкортостан в рамках проекта «Молодежная школа «Берлек».
Проект реализуется Геополитическим центром «Берлек-Единство» с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Спикеры осветили широкий спектр вопросов на общую тематику «Социальное проектирование как инструмент усиления общественной поддержки межгосударственного сотрудничества».
Общественная поддержка превыше всего
Мероприятие приветственным словом открыл руководитель Центра Радик Мурзагалеев, акцентировав при этом внимание на значимости социального проектирования в наши дни:
«Сегодня развитие социума невозможно без прогностических исследований и социального проектирования как такового. Причем, последнее играет одну из первых ролей, как в процессе выработки моделей решения различных социальных проблем, так и в рамках развития межгосударственного сотрудничества. Ведь диалог между странами невозможен без общественной поддержки. Поэтому, сразу после меня приглашенные представители экспертного и научного сообществ России, Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана прочтут вам заключительные лекции на обозначенную тематику».
Социальное проектирование в евразийском измерении
С приветственным словом выступила также Анна Власова, эксперт Политологического центра «Север-Юг» (г. Москва, Россия). Спикер в своем выступлении рассказала о деятельности Центра в сфере освещения и информационного сопровождения различных евразийских интеграционных процессов:
«Как и «Берлек», Центр «Север-Юг» работает над организацией как экспертных площадок для авторитетного обсуждения различных процессов на евразийском пространстве, так и в сфере просвещения евразийской молодежи об особенностях этих процессов. Вот уже 8 лет мы проводим в разных городах России и ближнего зарубежья Международный форум Победителей «Великая Победа, добытая единством».
А. Власова подробно рассказала о приведенном примере, а также объяснила, какое значение он имеет в рамках социального проектирования:
«Мероприятие проходило в Москве, Курске, Брянске, Минске и Астане. Форум объединяет ветеранов, участников поискового движения, представителей научного сообщества, неравнодушную молодежь. Организация подобных мероприятий призвана сохранять историческую память о нашем общем героическом прошлом, а также препятствовать фальсификации и искажению исторических событий, что, несомненно, является одним из направлений социального проектирования на международном уровне».
Стабильность как результат социального проектирования
Следующий спикер – Бахтиёр Эргашев, руководитель Центра исследовательских инициатив «Ma’no» (г. Ташкент, Узбекистан) посвятил свой доклад социальному проектированию в Узбекистане в контексте трансформирующейся внешней политики официального Ташкента, а также на пространстве Центрально-Азиатского региона в целом:
«Внешняя политика Узбекистана в период после обретения государственной независимости основывалась на двух базовых принципах. Первый принцип – сбалансированная равноудаленность от мировых центров сил. Второй – отказ от участия в многосторонних интеграционных объединениях и упор на двусторонние связи (военно-технические, экономические и др.). И такая внешнеполитическая позиция поддерживается обществом, что является одним из достижений, в том числе, успешного социального проектирования в стране».
Эксперт также отмечает, что особое значение для развития Центральной Азии, а также для укрепления стабильности в регионе имеет закрепление странами своей субъектности в международных отношениях и усиление внутренней кооперации:
«Наиболее оптимальным представляется путь постепенного выстраивания экономических связей между странами региона по тем направлениям и в тех формах, к которым готовы страны региона. Основой для формирования новых форматов регионального экономического сотрудничества на современном этапе может стать гармонизация и интегрирование транспортно-коммуникационных потенциалов стран региона (прежде всего Узбекистана, Казахстана и Туркменистана)».
Всемирные игры кочевников – уникальный социальный проект
Следующим с докладом выступила Мээрим Озубекова – директор Центра исследований и международного сотрудничества Дипломатической академии МИД Кыргызской Республики (г. Бишкек, Кыргызстан). Свое выступление спикер посвятила кыргызстанскому опыту социального проектирования:
«В Кыргызской Республике социальное проектирование активно начало развиваться в 2000-х годах и в данное время используется как инструмент в развитии межгосударственного сотрудничества. В данном контексте МИД Кыргызской Республики участвует в расширении гуманитарного и технического сотрудничества с иностранными государствами и международными организациями, а также в реализации экономической и социальной политики Кыргызской Республики».
М. Озубекова привела в качестве примера уникальный социальный проект – Всемирные игры кочевников, которые стали национальным брендом центральноазиатского государства:
«Сегодня глобализация, стандартизируя жизнедеятельность человека, становится причиной постепенного сужения культурного многообразия. В поисках путей сохранения культурного многообразия и гуманизации спорта, в 2012 г. Президентом Кыргызской Республики Алмазбеком Атамбаевым была предложена идея проведения первых в истории «Всемирных игр кочевников», миссией которых является возрождение и сохранение культуры, самобытности и укладов жизни народов мира в эпоху глобализации».
«Социальное нововведение» в диалоге Москвы и Астаны
С завершающим докладом выступил Алибек Тажибаев – руководитель Центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг» (г. Астана, Казахстан). Эксперт в рамках своего выступления дал развернутое определение термину «социальное проектирование»:
«Представляется, что социальным проектированием следует считать одновременно и научно-теоретическую, и предметно-практическую деятельность, направленную на развитие соцсистем, социнститутов, соцобъектов. Кроме того, объективно будет утверждать, что не малую роль в социальном проектировании играет «социальное нововведение» или же разработка материальных и духовных ценностей, направленных на положительное воздействие на нас с вами».
Спикер отдельно остановился на деятельности своего Центра в вышеозначенных процессах:
«Если говорить о социальном проектировании Центра «Евразийский мониторинг», то в качестве приоритетного направления работы уже не первый год можно указать информационно-аналитическое освещение того же российско-казахстанского диалога. Развитие и усиление взаимодействия между нашими странами – это неизменный и обусловленный многими причинами процесс. Бывают моменты, когда интенсивность нашего сотрудничества меняется, однако, благодаря должной экспертной работе, в необходимости конструктивного взаимодействия Москвы и Астаны адекватная часть общественности наших стран не сомневается».
В итоге, благодаря актуальной тематике, интересным выступлениям представителей научно-экспертного сообщества из России, Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана, встреча со слушателями Школы «Берлек» прошла в конструктивной и доброжелательной атмосфере открытого диалога, направленного на укрепление доверия между странами, и придала новый импульс к стратегическому осмыслению будущего современной молодежи в контексте интеграционных проектов и социального проектирования.
Прошедшая встреча стала заключительной в рамках реализации 6-тимесячной образовательной программы Молодежной школы «Берлек». После завершения докладов слушатели отметили высокий уровень организации учебного процесса, интерактивную форму подачи материала, увлекательные форматы проведения занятий, а также выразили благодарность Центру за возможность участвовать в дискуссии с представителями экспертного и научного сообществ зарубежных стран.
Геополитический Центр «Берлек-Единство» благодарит всех участников и партнеров за поддержку в проведении «Молодежной школы «Берлек» и выражает уверенность в том, что подобные инициативы дают новый толчок развитию научной мысли среди молодежи и ее дальнейшему стремлению к знаниям.