Санкционный синдром, или Как не затереться «мухе» меж «слонов»?
В конце января Государственный департамент США выступил с заявлением о возможном расширении «сферы действия» антироссийских санкций на государства и страны, ведущие бизнес с российскими предприятиями оборонно-промышленного комплекса. При этом, согласно закону «О противодействии противникам Америки посредством санкций», Госдеп уполномочен самостоятельно определять пределы подлежащей наказанию бизнес-активности. Какие риски несет в себе столь агрессивный внешнеполитический курс для взаимоотношений России с ближайшими соседями, в частности – с государствами Центральной Азии? С таким вопросом «IQ» обратился к экспертам по региону.
Примечательно: несмотря на нюансы специализации и на принадлежность к разным государствам, наши собеседники были едины в главном: санкции Вашингтона – это не инструмент экономического ослабления России, это тактика «нейтрализации» главных конкурентов США в существующем миропорядке. И Центральной Азии в этом процессе определена ее собственная роль.
Владимир ЖАРИХИН, заместитель директора Института СНГ:
– Центральная Азия – это то, что может разделить и рассорить Россию и Китай, двух «медведей», союз которых для американцев всегда был страшным сном. При этом, правда, сейчас они делают все, чтобы именно этот союз состоялся.
И, к слову, не только американцы, но и наши нынешние «лучшие друзья» и стратегические партнеры – Иран и Турция – тоже заинтересованы в том, чтобы создать определенную напряженность между Россией и Китаем, и тоже через Центральную Азию.
Но, к счастью, мы уже начинаем понимать, что «однозначных» друзей не бывает, равно, как и однозначных врагов, однозначных соперников. В современном мире все более сложно: в чем-то мы союзники, в чем-то – соперники. Поэтому не надо широко раскрывать объятия, но и становиться в позу неприятия тоже не стоит. Нужно жить с учетом того, что у каждого есть свои интересы.
Мне кажется, мы начинаем в этом потихоньку разбираться. Раньше мы были одной страной, теперь все самостоятельные. Но факт: в нашем неоднозначном мире очень многие сложные проблемы легче решать вместе.
Елена КУЗЬМИНА, заведующая сектором Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений РАН им. Е. М. Примакова:
– Перспектива введения американцами санкций в отношении государств-соседей России вполне реальна. Но я хотела бы обратить внимание на важный аспект: если мы посмотрим на экономическое взаимодействие стран Центральной Азии с Россией и Китаем, мы заметим, что это первый и второй, они могут меняться местами, торговые партнеры практически для всех государств региона. Исключение составляет только Туркменистан, у которого практически стопроцентная экономическая завязанность на КНР.
С учетом этого, в случае расширения пространства санкций странам Центральной Азии придется делать непростой выбор и, возможно, менять торговых партнеров.
Когда мы говорим о США и перспективах введения санкций в странах Центральной Азии, нельзя не учитывать, что многое будет зависеть от того, как поведет себя Европейский союз. Сегодня государства ЕС достаточно серьезно сопротивляются перспективам нарушения некоторых контрактов с Российской Федерацией, чего требует от них Вашингтон. И это серьезный момент, потому что для Казахстана, например, Европейский союз – крупнейший торговый партнер, и достаточно большая часть казахстанского экспорта, а это углеводороды, идет в Евросоюз через Россию.
Таким образом, страны региона должны будут очень серьезно просчитывать, как им реагировать на американские «инициативы». И зависеть ситуация будет не только от самих этих стран, но и от более широкого контекста. Но, конечно, поменять двух столь значимых экономических партнеров будет достаточно сложно для всех стран Центральной Азии, в большинстве которых Россия и Китай – это две трети (чуть меньше у Казахстана) торгового оборота, экономического взаимодействия.
Также нужно учитывать, конечно, вопросы трудовой миграции, потому что потоки, которые идут в любую другую сторону из перенаселенных стран Центральной Азии, несопоставимы с теми, что идут в Россию. Здесь тоже особняком стоит Казахстан, но и у этой республики достаточно серьезная экономическая завязанность на Российскую Федерацию и на Китайскую Народную Республику.
Шерадил БАКТЫГУЛОВ, независимый эксперт, политолог:
– Безусловно, свой отпечаток на взаимоотношения России и государств Центральной Азии накладывает, как бы сказать подипломатичнее, деятельность наших заокеанских коллег. В мае 2017 г. Конгресс США принял билль по созданию Фонда противодействия российской пропаганде. На 2018–2019 гг. в нем запланирована сумма в 120 млн. долларов на работу со средствами массовой информации, на деятельность по продвижению прав человека, верховенства закона и так далее.
Все это прекрасно, если реально работает на заявленные цели. Но если речь идет о том, чтобы, используя подобные технологии, выстраивать некую линию противостояния, превращать, например, территорию Кыргызстана в поле выяснения отношений между США и Россией, мне кажется, это не совсем хорошая тенденция. К этому надо быть готовыми, об этом надо говорить.
Кстати, если мы внимательно посмотрим на те процессы, которые разворачиваются в Азиатско-Тихоокеанском бассейне, мы увидим: наступление идет не только на Россию, но и на Китай. Политика, возможно, не такая жесткая, как в отношении Российской Федерации, но, тем не менее, тенденция есть.
В этих условиях нельзя допустить, чтобы Кыргызстан, другие страны Центральной Азии, превратились бы в арену выяснения отношений между крупными державами. У нас на этот счет есть поговорка: когда трутся два слона, всегда страдают мухи. Нам не хотелось бы быть «затертыми».
Нужно учитывать также, что санкционная политика дополняется всегда еще и «мягкой силой». И в этом смысле присутствие США в Кыргызстане весьма ощутимо и зримо.
Я совершенно согласен с мнением, что в современном мире опасен не только человек с ружьем. Среда безопасности формируется, в том числе, и информационными средствами. Считаю, что этому фактору в наше время необходимо относиться с особым вниманием и с большей осторожностью.
Думаю, было бы замечательно, если бы мы более активно обсуждали наши совместные проблемы, актуальные региональные вызовы не только по линии взаимодействия спецсулжб, но и по линии исследовательских центров.
Ольга Казанцева
Информационно-аналитическая деятельность «Российско-Казахстанского экспертного IQ-клуба» осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.