Разоблачение фейков, или как различить правду и ложь. Российские и узбекские журналисты обменялись мнениями
В Ташкенте прошел тренинг для журналистов, главной темой которого стали фейковые новости и их разоблачение. Организаторами диалога выступили Политологический центр «Север-Юг», Представительство Россотрудничества в Узбекистане и Информационный портал PLOV.Press.
Поделиться своим опытом в Ташкент приехали заместитель председателя Союза журналистов России Алексей Вишневецкий и телеведущая, журналист телеканала «Москва 24» Мария Рыбакова.
Известная российская телеведущая подробно остановилась на эволюции фейков. По мнению Марии, такие информационные вбросы прошли путь от теории о плоской Земле до оружия в глобальных конфликтах. С появлением социальных сетей скорость их распространения стала мгновенной и масштабной. Поэтому сегодня не только профессиональным журналистам важны навыки верификации, но и простым людям, которые становятся невольным оружием в этой инфовойне.
Эксперт также поделилась чек-листом, как распознать фейк:
- Анонимный источник, либо он отсутствует.
- Мало конкретики, много эмоций.
- Новость провоцирует конфликт.
- Копирование одного и того же текста в сетях.
- Смотрим первоисточник и источники другой стороны.
В свою очередь Алексей Вишневецкий рассказал о перспективах и стратегии развития журналистики в новых реалиях, двойных стандартах в медийной практике и этике журналиста.
Никто не обязан смотреть или читать только одно медиа, рынок сегодня предоставляет большой выбор. И если потребителю не нравится подача материала, он может найти что-то еще. Именно поэтому основная задача журналиста – привлечь внимание потребителя своим медиа продуктом.
К сожалению, большая аудитория сегодня «покупается» на яркую картинку и броские заявление в тексте. К примеру, молодежная аудитория не хочет копаться в деталях, а ведь только так можно отличить, где правда, а где ложь. С другой стороны, для любого молодого поколения свойственно взросление. Те молодые люди, которые сегодня имеют свое негативное мнение к традиционным медиа, изменят позицию – это лишь вопрос времени, потому что для каждого человека настает этап, когда он идет читать более солидные издания, анализировать, копаться в деталях.
Эксперты также говорили, что в наше время просто необходимо вырабатывать «информационную гигиену», то есть относится к медийным каналам избирательно. По мнению Алексея Вишневецкого, не существует «независимых СМИ», есть государственные и негосударственные, с определенной аудиторией, целями и задачами.
По итогам встречи участники выразили общее мнение, что подобные профессиональные диалоги нужны и актуальны как никогда. Для журналистов – это очередной способ повысить квалификацию и изучить новые методы с борьбы фейками.
Также необходимо помнить, что любой журналистский материал уже через пару десятков лет может стать историческим источником. Поэтому очень важно использовать проверенные факты и донести до будущего поколения правду.