Президентские выборы в Узбекистане в фокусе внимания ученых и экспертов
Меньше недели осталось до главного события политической жизни Узбекистана этой осени – президентских выборов 2021 г. Как проходит новый избирательный цикл в Узбекистане, чем данные выборы отличаются от предыдущих, какую оценку дают международные наблюдатели, обсудили эксперты из России и Узбекистана на Международном круглом столе «Особенности нового политического цикла в Узбекистане», который состоялся 15 октября 2021 г. в онлайн-формате на платформе Zoom.
Инициаторами проведения данного мероприятия выступили Информационно-аналитический центр «Евразия-Поволжье» и Научно-образовательный центр сотрудничества со странами СНГ и Балтии Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского.
В своем приветственном выступлении заместитель руководителя Секретариата Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ – директор Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан МПА СНГ Иван Мушкет акцентировал внимание на международном наблюдении за выборами Президента Узбекистана, назначенными на 24 октября текущего года. Согласно 8-й статье Избирательного кодекса Республики Узбекистан во всех мероприятиях, связанных с подготовкой и проведением выборов, а также на избирательных участках в день выборов, в ходе подсчетов голосов имеют право присутствовать наблюдатели, как от политических партий, органов самоуправления граждан, средств массовой информации, так и наблюдатели от иностранных государств и международных организаций. В этом году спектр международных организаций, направивших своих наблюдателей в Узбекистан весьма широк: СНГ, ОБСЕ, Организация исламского сотрудничества, Совещание по мерам взаимодействия в Азии и другие. Группа наблюдателей от Межпарламентской ассамблеи СНГ состоит из 59 человек.
Тему международного наблюдения продолжил руководитель экспертной группы МИМРД МПА СНГ профессор Санкт-Петербургского университета Станислав Ткаченко, который уже дважды за последний месяц посетил Узбекистан. Эксперт остановился на анализе предвыборных программ кандидатов на должность президента, подчеркнув, что их содержание свидетельствует о развитии партийной системы и ориентации партий на ценностные основы, на анализе опубликованного доклада Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, его положительных оценках и аспектах, требующих, по мнению авторов доработок. По итогам мониторинга в рамках Миссии наблюдателей СНГ С. Ткаченко отметил высокий профессионализм Центральной избирательной комиссии Узбекистана, позитивные изменения, основанные на новом Избирательном кодексе. Также эксперт позитивно оценил стремление узбекского руководства вести диалог с движением Талибан (запрещенным в России) по недопущению распространения нестабильности на территорию республики.
Состояние экономической ситуации в Узбекистане рассмотрела в своем докладе заведующая сектором Центра постсоветских исследований Института мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова РАН Елена Кузьмина. Она отметила, что Узбекистан подошел к выборам с достаточно хорошими результатами, несмотря на пандемию и сложности в мировой экономике. Этому способствовали начатые реформы в области финансовой и налоговой политики, взаимных отношений с соседними государствами, миграционного вопроса. Экономические и социальные изменения в Узбекистане стали гарантией того, что население, безусловно, выразит широкую поддержку действующему президенту. Однако на повестке остаются вопросы структурной перестройки экономики, проблемы бедности, чрезмерного вмешательства государства в экономику и перераспределение ВВП. Эти вопросы необходимо решать, поскольку от них зависят социальные настроения в обществе, социальная стабильность, а значит и стабильность государства.
Особенности нормативно-правовой базы выборов и демократических принципов в Узбекистане подробно проанализировала в своем выступлении профессор Национального университета, эксперт Института демократии и прав человека Саидахон Агзамходжаева.
Внешнеполитические приоритеты в предвыборных программах кандидатов в президенты были рассмотрены в докладе Гульрух Абдусаламовой, руководителя Центра повышения профессионального мастерства и научных исследований при Ташкентском международном университете образования.
Сравнительный анализ роли и деятельности некоммерческого сектора в предвыборный период провели в своих выступлениях основатель Международного женского общественного фонда «Женщина Востока» Саодат Турсунбаева, и руководитель Научно-образовательного центра сотрудничества со странами СНГ и Балтии Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского Иван Дорошин.
В заключительном выступлении доцент Ташкентского филиала Российского экономического университета Равшан Назаров представил полный расклад всего политического спектра Узбекистана от левых до правых (от народно-демократической партии до партии «Национального возрождения») в их классических и современных формулировках.
Выводы, к которым пришли участники круглого стола можно обобщить как следующие:
Правовые основания организации и проведения президентских выборов в Узбекистане соответствуют международным стандартам в области демократических выборов, Национальное законодательство содержит основные положения, позволяющие проводить президентские выборы с опорой на независимые избирательные органы, на основе всеобщего права при тайном голосовании. Выдвижение 5 кандидатов позволяет обеспечить состязательность избирательного процесса. Агитационная работа проходит в спокойной и конструктивной обстановке. Центральной избирательной комиссией Узбекистана проделана большая работа по подготовке к проведению выборов, как на территории республики, так и за ее пределами, для чего открыты 55 избирательных участка при дипломатических и консульских представительствах 49 государств мира. Для международных наблюдателей созданы все условия для выполнения их функций и задач в рамках действующего законодательства.
Участники круглого стола договорились провести еще одну встречу, посвященную уже анализу состоявшихся выборов Президента Республики Узбекистан и их итогов.