Позитивный опыт национальной политики Казахстана
Республика Казахстан традиционно считается многонациональным государством, население которого представлено более чем 130 этносами, говорящими на разных языках и исповедующими различные религии. Власти страны стремятся создать условия для гармоничного сосуществования всех этнических групп с целью сохранения национальной и религиозной толерантности и обеспечения благополучия всех граждан. Правительство Казахстана обладает серьезным опытом в области укрепления национального единства и развития культурного разнообразия. В связи с этим, справедливо утверждение, что наиболее позитивные практики и опыт Астаны можно распространить и на другие многонациональные государства региона, в частности Россию, Кыргызстан, Узбекистан.
В марте 2023 г. Центр геополитических исследований «Берлек-Единство» завершил реализацию второго этапа Евразийской миссии «Юрта». Этот проект ставит своей целью экспертный анализ национальных политик России, Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана, а также последующую разработку рекомендаций по противодействию национализму с учетом опыта этих государств. Вторая в рамках проекта экспертная сессия, посвященная анализу национальной политики Республики Казахстан, состоялась 30 марта 2023 г. Ее участниками стали этнологи, социологи, политологи, философы и другие специалисты из Уфы, Астаны, Алматы и Костаная.
Открыл работу российско-казахстанской экспертной сессии директор Центра «Берлек-Единство» Радик Мурзагалеев. Спикер отметил, что разработка рекомендаций по противодействию радикальным явлениям и объединение интеллектуального потенциала ученых из России и Центральной Азии с учетом существующих рисков внешнего характера – одно из приоритетных и постоянных направлений деятельности Центра «Берлек-Единство», включая уже действующий экспертный бренд «Юрта»:
«Мы надеемся, что для представителей целевой группы экспертов из нескольких стран СНГ участие в проекте позволит расширить географию научных изысканий и усилит профессиональные коммуникации в рамках противодействия национализму. При этом особые ожидания у нас связаны и с тем, что мероприятия и аналитические материалы «Юрты» косвенно содействуют общественной безопасности России и Центральной Азии на государственном, академическом, экспертном уровнях и нивелируют риски национализма».
Модератор мероприятия Алексей Чекрыжов рассказал казахстанским экспертам о целях, задачах и специфике Евразийской миссии «Юрта». Представитель организаторов мероприятия в своем выступлении обозначил основные факторы-стрессоры, характерные для постсоветского пространства, которые также обусловили социальную значимость проекта:
«Среди внешних факторов актуализации исследований в области национальной политики важно отметить существующие вызовы XXI века – турбулентность мировой экономики, нарастание геополитического противостояния, рост влияния этнорелигиозного фактора на возникновение современных международных конфликтов, усиление миграционных потоков и увеличение числа беженцев.
Более того, геополитическая ситуация в мире не только повсеместно признается сложной, но и имеет тенденцию к постоянному обострению. В частности, негативно влияют на стабилизацию национальной политики в Центрально-Азиатском регионе санкционное противостояние между крупнейшими государствами мира, дестабилизация ситуации на границах стран региона».
В ходе работы экспертной сессии коллектив Центра «Берлек-Единство» представил на обсуждение и оценку научного пула одноименную аналитическую справку «Межнациональное согласие в Казахстане». Основные положения исследования озвучил эксперт-политолог Центра «Берлек-Единство» Артур Сулейманов:
«Абсолютное большинство современных государств имеет и будет иметь сложный в этническом отношении состав населения, который порой порождает межэтнические противоречия и провоцирует конфликты. Так и в Республике Казахстан на постоянной основе проживает более 130 этносов, и в этой связи государство изучает и применяет международный опыт, имплементирует международно-правовые нормы, связанные с вопросами обеспечения общественного согласия и единства в стране.
Из общих признаков современной национальной политики, которые характерны для многих областей Казахстана, можно назвать интенсивные темпы урбанизации в мегаполисах, способствующие их перенаселенности, и снижение экономической активности в малых городах (моногородах). В целом темпы урбанизации в Казахстане ускоряются и имеют положительный тренд даже по международным меркам. Усиливается разрыв между численностью населения, проживающих в городах и сельских местностях. Доля городского населения увеличивается за счет рождаемости и миграционного притока.
Открытые данные свидетельствуют и об общем увеличении численности населения страны за последние 3 года. Кроме того, происходит усложнение динамики этносоциальных процессов в республике, связанных с миграцией, усилением этнодемографической специфики различных регионов и размещением этносов внутри страны.
Доли основных этносов согласно кратким итогам переписи 2021 г., опубликованным 1 сентября 2022 г., распределились следующим образом: казахов – 70,4 %, русских – 15,5 %, узбеков – 3,2 %, украинцев – 2 %, уйгур – 1,5 %, немцев – 1,2 %, татар – 1,1 %, других этносов и не указавших национальность – 5,1 %.
Таким образом доля казахов в национальном составе Казахстана достигла 70 %. По данным переписи 2009 г., тогда показатель был 63,1 %. Вторым по численности этносом остаются русские. При этом прослеживается снижение по этому показателю по сравнению с прошлой переписью (с 23,7 % до 15,5 %). Третьим по численности этносом являются узбеки. По сравнению с данными 2009 г. ситуация выглядит следующим образом их доля выросла с 2,9 % до 3,2 %.
Ядром общественного согласия и общенационального единства Казахстана является принцип интеркультурализма, что также в наибольшей степени отвечает стратегическим целям и задачам деятельности Ассамблеи народа Казахстана (АНК) как института государственно-общественного регулирования сферы межнациональных отношений.
Все это требует дальнейшего укрепления единства, сплоченности и патриотизма народа Казахстана, совершенствования государственной политики в межэтнической сфере, активизации деятельности представителей АНК».
По результатам презентации аналитической справки эксперты из Республики Казахстан представили собственные рекомендации для доработки и дополнения исследования. Так, директор казахстанского Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев отметил, что среди обозначившихся в последние годы проблем в сфере межэтнических отношений Казахстана выделяются следующие:
·отсутствие единого видения оптимальной модели межэтнических отношений и общественного согласия;
·формирование негативных этнических стереотипов и присутствие «языка вражды» в публичном пространстве;
·политизация сферы межэтнических отношений, создающая условия для манипуляции этническим самосознанием в целях, не совместимых с Конституцией Республики Казахстан. Результатом таких манипуляций могут стать этническое отчуждение, ксенофобия и межэтнические конфликты;
·недостаточная вовлеченность представителей этнических групп в процесс принятия решений, снижение представленности этносов на государственной службе и в правоохранительных органах;
·низкий уровень координации работы государственных органов с институтами гражданского общества, общественными и религиозными объединениями, СМИ, организациями образования, культуры и спорта по вопросам дальнейшего развития и укрепления межэтнического согласия в обществе;
·негативное воздействие внешних факторов на сферу межэтнических отношений в Казахстане».
Спикер отметил, что среди приоритетных задач в области межэтнического согласия для Казахстана стоит выделить формирование единого видения оптимальной модели межэтнических отношений и общественного согласия посредством разработки и принятия Концепции государственной политики Республики Казахстан в сфере межэтнических отношений.
Заведующая кафедрой регионоведения Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева Айгерим Оспанова акцентировала свое выступление на важности просветительской и воспитательной работы в рамках реализации национальной политики:
«Думаю, что все присутствующие знают о довольно громких кейсах межэтнических конфликтов, произошедших в Республике Казахстан за последние пару лет. Однако хотела бы обратить ваше внимание на то, что все массовые столкновения всегда вырастали из обычных бытовых конфликтов представителей разных этносов.
В этой призме особенно важным видится соответствующее воспитание молодежи Казахстана. К примеру, в ЕНУ им. Л. Н. Гумилева реализуется немало проектов, направленных на популяризацию традиций и культуры всех народов страны, проводятся соответствующие фестивали. Кроме того, хорошо зарекомендовала себя практика распространения институтов медиации, значительно снижающих степень конфликтогенности общества. Старшее поколение казахстанцев всегда существовало в условиях многонационально общества, и этот опыт важно передать молодым людям».
Руководитель Общественного фонда «Мир Евразии» Эдуард Полетаев, комментируя презентацию аналитической справки Центра «Берлек-Единство», отметил исторические аспекты развития и эволюции национальной политики Казахстана:
«За годы независимости численность населения Казахстана увеличилась на 2 млн. 400 тыс. человек, даже несмотря на период 90-х годов прошлого века, когда усиливались миграционные потоки. На сегодняшний же день численность неуклонно растет, а население молодеет.
Политика по укреплению межнационального согласия на постсоветском пространстве более открыта, и она эффективней реализуется. Разница очевидна если обратить внимание на кризис общеевропейской идентичности. Там сейчас одной из основных проблемных тем являются вопросы миграции и адаптации переселенцев. Полагаю, что это может быть связано с тем, что европейский мультикультурализм имеет корни в коммерческой составляющей, то есть начался приток мигрантов именно в момент нехватки рабочих мест: в 60–70-е годы прошлого столетия.
В этой связи нелогичными выглядят советы и рекомендации от некоторых западных экспертов по устройству межнационального согласия в Казахстане. Ведь на постсоветском пространстве ситуация совершенно иная. Казахстанцы вне зависимости от нации или народности считают Казахстан своей родиной. Кстати, у нас Ассамблея народа имеет конституционный статус, и все ее решения обязательны для рассмотрения всеми органами государственной власти».
Экспертная сессия «Межнациональное согласие в Казахстане» стала вторым дистанционным мероприятием международного экспертного пула из серии аналогичных брифингов, посвященных обсуждению особенностей национальной политики стран СНГ. Так, уже в апреле 2023 г. Центр «Берлек-Единство» совместно с кыргызстанскими коллегами проведет следующую проектную встречу, посвященную анализу преимуществ и возможных проблем национальной политики Кыргызской Республики. По результатам сессий аналитические справки будут доработаны с учетом рекомендаций экспертного пула и станут основой итогового продукта проекта – Аналитического доклада «Евразийская стратегия противодействия национализму», который будет представлен в июне 2023 г. в ходе очного международного форума «Юрта».
Проект «Евразийская миссия «Юрта» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.