О двудипломных проектах и российско-казахстанском диалоге высших школ
Какие процессы характерны для диалога России и Казахстана в сфере образования? На какие актуальные проблемы взаимодействия российской и казахстанской высших школ следует обратить внимание в первую очередь, и какие способы их решения являются наиболее перспективными? На эти вопросы Центру геополитических исследований «Берлек-Единство» (г. Уфа, Россия) отвечает доктор PhD, зав. кафедрой регионоведения Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева, доцент А. Н. Оспанова (г. Астана, Казахстан).
– Айгерим Нуралиевна, накануне Вашей встречи со студентами вузов Республики Башкортостан нам хотелось бы подробнее узнать о тенденциях во взаимодействии высших школ России и Казахстана. Какие основные особенности сотрудничества наших стран Вы можете выделить?
– Наши страны в социокультурном плане представляют собой фактически единое пространство и, несмотря на существование разделяющих границ, общность культурных, духовных и даже цивилизационных оснований развития общества сохраняется и по сей день. Более того, взаимоотношения с Россией рассматриваются Казахстаном в качестве основного приоритета внешней политики.
Сама же история взаимоотношений России и Казахстана как дружественных суверенных государств началась в 1992 г. Эта связь выдержала испытание временем и на современном этапе служит ярким примером стратегического партнерства. За этот период создана прочная нормативно-правовая база, охватывающая практически все области сотрудничества двух государств.
В свою очередь, в сфере образования Казахстан и Россия ведут активное сотрудничество, как в рамках интеграционных объединений (в условиях взаимодействия СНГ и ШОС уже подписан ряд документов в области интеграции образования, рассматриваются возможности унификации национальных классификаторов и перечней специальностей, разрабатываются механизмы сближения присваиваемых квалификаций и т. д.), так и в рамках межвузовских соглашений.
– Какие пути развития Вы считаете наиболее перспективными в деле развития российско-казахстанского сотрудничества в образовательной сфере?
– На мой взгляд, сотрудничество можно развивать через следующие проекты:
- Академическая мобильность.
- Двудипломные проекты.
- Научные стажировки.
- Совместные научные проекты.
Особую роль следует уделить сотрудничеству посредством развития двудипломных программ.
Преимущества получения образования по такой схеме совершенно очевидны: за тот же период обучения обучающийся приобретает 2 диплома, имеющих законный статус в двух странах. Несомненно, что такой подход способствует межгосударственным интеграционным процессам, расширяет возможности трудоустройства выпускника, повышает его мобильность и т. д.
Но обеспечивается ли при этом повышение качества образования? Думается, что в каждом конкретном случае это зависит от многих обстоятельств: условий обучения в вузах-партнерах, качества профессорско-преподавательского состава, взвешенного и скрупулезного подхода к определению содержания образования, уровня мотивации и подготовленности обучающихся и т. д.
– Есть ли какие-то трудности на пути углубления взаимодействия высших школ России и Казахстана, в частности, в рамках двудипломного образования?
– 1. Законодательные нормы в сфере образовании у каждой страны свои, причем в некоторых пунктах нормативы расходятся достаточно существенно.
Например, сравнивая системы образования России и Казахстана, можно отметить следующие особенности:
- в Казахстане трехуровневая система подготовки кадров – бакалавриат – магистратура – докторантура (PhD), но нет подготовки специалистов;
- магистратура в Казахстане относится к уровню послевузовского образования, а в России это уровень высшего образования;
- в Казахстане в отличие от России отменена подготовка научных кадров в аспирантуре и докторантуре и т. д.
Вследствие этого, на практике порой нелегко находить возможности для согласования и реализации двудипломных образовательных программ, оставаясь в правовом поле обеих стран, или подобные программы начинают терять свою привлекательность.
2. Проблема трудоустройства будущих выпускников.
В государствах реализующих двудипломное образование, не продуман процесс трудоустройства выпускников. Государство, как правило, тратит на подготовку высококвалифицированных кадров огромные финансовые средства и вправе рассчитывать на их компенсацию.
И отсюда вытекает следующая проблема: выпускник вуза, синхронно получая легитимные дипломы двух стран, вправе сам выбирать страну для трудоустройства и последующей работы.
С одной стороны это хорошо, так как повышается мобильность выпускника, к которой мы так стремимся, расширяются возможности трудоустройства, обеспечивается реализация прав человека на выбор места жительства и т. д. Но, не предоставляя выпускнику работу, мы уже теряем потенциального специалиста, которого сами же и выучили.
И если двудипломное образование станет обычной массовой практикой, это может вылиться в серьезную социальную и экономическую проблему.
– В таком случае, что необходимо сделать, дабы нивелировать вышеозначенные угрозы? Какие сценарии следует реализовывать в первую очередь?
– Учитывая особенности законодательных баз Казахстана и России, реально существуют и вполне успешно функционируют или же могут иметь развитие следующие двудипломные образовательные траектории на базе бакалавриата:
· специалитет в российском вузе (срок обучения 5 лет) и профильная магистратура (срок обучения 1 год + 4 года бакалавриат) в казахстанском вузе;
· докторантура с присвоением академической степени доктор философии в казахстанском вузе (срок обучения 3 года) и аспирантура в российском вузе (срок обучения тоже 3 года);
· научно-педагогическая магистратура в вузах Казахстана (срок обучения 2 года) и аспирантура в российских вузах и др.
Понятно, что межгосударственное сотрудничество в сфере образования и стремление вузов-партнеров к взаимодействию будет взаимовыгодным лишь при условии гарантии качества образования.
Громадные перспективы двудипломного образования видятся в объединении образовательных проектов вузов нескольких стран постсоветского пространства по повышению квалификации профессорско- преподавательского состава с выдачей взаимопризнаваемых дипломов, сертификатов, удостоверений.
И, конечно же, совершенно необозримые возможности двудипломного образования на всех уровнях видятся в использовании средств и технологий дистанционного образования, преимущества которого в условиях все большей информатизации общества и системы образования невозможно оспорить.
– Спасибо за выделенное время, Айгерим Нуралиевна!
Геополитический центр «Берлек-Единство»