Креативные индустрии, криптоискусство и иные формы укрепления молодежной дипломатии
Развитие диалога гражданского общества в рамках межгосударственного сотрудничества приобретает особое значение в условиях глобальных кризисных явлений. В то же время далеко не всегда уделяется достаточное внимание укреплению горизонтальных связей между молодежью стран, что контрпродуктивно.
Поиску перспективных направлений активизации гражданского диалога была посвящена прошедшая 18 мая 2021 г. Экспертная видеоконференция «Новые форматы молодежной дипломатии: дорожная карта Россия – Центральная Азия». Организаторами мероприятия выступили Центр «Берлек-Единство» (г. Уфа, Россия) и Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева (г. Нур-Султан, Казахстан).
В рамках дискуссии обсуждались различные аспекты активизации диалога молодежи стран: вопросы развития дистанционного образования и международной просветительской деятельности, альтернативные формы участия молодежи в многостороннем взаимодействии международного уровня, а также альтернативные методики привлечения подрастающего поколения к повестке трансграничного формата.
Открывая мероприятие, директор Центра «Берлек-Единство» Радик Мурзагалеев обратил внимание участников на высокий потенциал развития молодежной дипломатии:
«В наши дни именно молодежь, а вернее уровень и крепость ее дружбы определяют то, насколько высокими в средне- и долгосрочной перспективе будут результаты различных межгосударственных инициатив. В данном контексте важно все: от выработки эффективной информационной политики для тех же интеграционных объединений, до создания новые форм и площадок развития диалога молодых людей.
Особо отмечу, что экспертно-аналитическое сообщество здесь сможет сыграть одну из ключевых ролей. К примеру, в сентябре в г. Нур-Султане состоит Российско-Казахстанский Форум гражданских инициатив. Полагаю, что предстоящее мероприятие станет одним из центров создания новых пониманий обсуждаемой нами сегодня проблематики».
Айгерим Оспанова, заведующая кафедрой регионоведения Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева, PhD в свою очередь сделала акцент на вопросах развития методики дистанционного преподавания:
«Дистанционное образование выдвигает новые требования к содержанию образования. Как показал кейс Казахстана, стриминговое обучение в формате онлайн-лекций не оправдало ожидания. Ученые отмечают низкое качество электронных учебников – простое сканирование имеющихся книг в электронный формат является недостаточным.
Записи видео-лекций и уроков с раздачей заданий стали хорошим подспорьем в образовательном процессе, однако, как отмечают многие педагоги и учащиеся, при этом страдает обратная связь, то есть если материал или задание не были поняты, у учащихся нет возможности в установленное для учебы время попросить дополнительных разъяснений».
Руководитель сектора изучения этнополитики и конфликтологии Центра «Берлек-Единство», кандидат политических наук Артур Сулейманов отметил одно из направлений развития диалога молодежи наших стран, имеющее высокий потенциал результативности:
«Форумные компании являются наиболее распространенным и популярным форматом молодежной дипломатии, но не единственным. Даже сейчас в условиях пандемии мы понимаем, что перевод мероприятий в онлайн не всегда эффективен. Но это вынужденная мера. Поэтому нужно искать новые формы коллаборации.
Креативные индустрии – это «ключ» к современной молодежи. Они им понятны, привлекательны и вызывают однозначное одобрение. Если такая тенденция продолжится, то в скором времени занятость молодежи в креативной индустрии будет превышать показатели занятости в реальном секторе. Учитывая, что креативные индустрии подпитываются цифровизацией, возможностями искусственного интеллекта, Data Science и смарт-технологиями, то все идет именно к этому.
Государствам СНГ нужны создатели, архитекторы, ремесленники, дизайнеры, творцы креативной продукции, проще говоря – молодые интеллектуалы в своей профессиональной нише. Если мы начнем работать вместе в этом направлении, то в будущем получим евразийский рынок креативных индустрий, построенный на основе имеющегося творческого, интеллектуального и экономического потенциала».
Жанылсын Киюбек, докторант 1 года обучения кафедры регионоведения Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева в рамках своего выступления подробно рассказала об особенностях применения цифровых технологий в сфере образования Казахстана и России:
«В Казахстане и России при использовании цифровых технологий в качестве необходимого дополнения к традиционному образованию в высшей школе требуется использовать образовательные сайты, имеющие большую базу учебных материалов, позволяющие выполнять презентацию учебных материалов, а также проводить фронтальные опросы в группе.
В Казахстане одной из наиболее популярных образовательных онлайн-платформ является Bilim Land. Однако статистика посещаемости платформы демонстрирует, что на данный момент основной акцент образовательные учреждения зачастую делают на количестве просмотров, а не на качестве передачи знаний».
Студентка кафедры «Международные отношения, история и востоковедение» Института экосистем бизнеса и креативных индустрий Уфимского государственного нефтяного технического университета Вероника Федорова в качестве примера эффективного метода налаживания международных контактов привела международные стажировки:
«Международная стажировка – это отличный способ опробовать жизнь и работу за границей без больших временных и денежных вложений. Волонтерство, профессиональные стажировки и студенческий обмен куда менее популярны, чем высшее образование за рубежом.
При этом участники таких программ даже за короткий период получают ценный опыт межкультурной коммуникации, востребованные навыки и возможность заработать. Требования к кандидатам далеко не всегда высокие – попробовать себя может каждый».
Жаслан Нурбаев, доцент кафедры регионоведения Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева, кандидат исторических наук в своем выступлении основной акцент сделал на проблематику развития преподавания в сельских районах:
«Не секрет, что и в доковидный период различные нововведения в системе образования до городских и сельских общеобразовательных учреждений доходили разными темпами. Равно как и понимание новых форматов работы с учениками разнилось в силу тех или иных различий, обусловленных, в том числе, отличающейся повседневной жизнедеятельностью.
В этой связи считаю перспективным реанимирование, к примеру, практики шефства городских школ над сельскими. Таким образом, в особенности в условиях ковидных ограничений и повсеместного увеличения практики дистанционного обучения, можно будет ощутимо нивелировать разноуровневость степени подготовки выпускников школ».
Студенты кафедры «Международные отношения, история и востоковедение» Института экосистем бизнеса и креативных индустрий Уфимского государственного нефтяного технического университета Амир Хаирнасов и Анастасия Иванова обратили внимание аудитории на иной перспективный формат популяризации межгосударственного сотрудничества:
«Далеко не вся молодежь сегодня интересуется международными отношениями как таковыми. Поэтому понимание трансграничной дружбы и добрососедства имеет смысл передавать не только фактически заинтересованной аудитории, но и другой части наших сверстников. К примеру, тем, кто занимается или интересуется киберспортом.
Не секрет, что с каждым годом киберспорт обретает все большее признание мирового сообщества как отдельные соревновательные дисциплины. В странах Азиатского региона зачастую киберспортсмены популярней, нежели профессиональные футболисты – эта тенденция, возможно, со временем будет актуальна и во всем мире. Таким образом, использование этого ресурса видится перспективным».
Результаты проведенного исследования уровня компетентности в рамках использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) участников образовательного процесса представила докторант 2 года обучения кафедры регионоведения Евразийского национального университета имени имени Л. Н. Гумилева Улжан Оспанова:
«Наши страны в настоящий момент только начали активизацию работы по повышению ИКТ-компетенций среди тех же учителей. Проведенный анализ показывает, что за последние 2 года более трети респондентов не проходили никакого обучения по ИКТ, тогда как только немногим более 4 % опрошенных обучались более 40 часов.
Это обуславливает для нас необходимость формирования общей стратегии внедрения и развития ИКТ-компетенций среди учащихся и учителей. При этом особое внимание стоит уделить участию самой целевой аудитории в выработке этого документа, а сама цифровая среда обучения должна быть открыта для всех желающих».
Айдар Гафаров – еще один из выпускников образовательных инициатив Центра «Берлек-Единство» – свое выступление посвятил цифровизации, определив ее естественной среди для современной молодежи:
«Позиция многих представителей научного сообщества исходит из того, что цифровизация – это тренд развития человечества. Цифровые технологии облегчают коммуникации, но требуют определенного уровня образованности, а также освоения цифровых форматов взаимодействия. Происходит формирование цифрового сознания и установок, а изменения в определенной степени касаются и системы ценностей.
Отмечается и тенденция изменения характера взаимодействия между поколениями. Если раньше старшие поколения были носителями информации, сегодня современные цифровые поисковые системы позволяют молодежи знать больше преподавателей. В таких условиях педагоги должны выступать не столько носителями информации, сколько инициаторами процесса самообучения молодежи, усиления ее интереса к образовательному процессу».
Магистрант 2 года обучения кафедры регионоведения Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева Таир Нигманов остановился подробнее на одном из традиционных форматов развития молодежной дипломатии – образовательной миграции:
«По оценкам Международной организации по миграции, в 2019 г. около 272 млн. человек в мире являются мигрантами. Для сравнения, численность населения только трех стран (Китай, Индия и США) превышает эту цифру. Однако даже сама организация признает, что реальное число мигрантов может быть гораздо больше из-за проблем с учетом беженцев, а также нелегальной миграции.
Как правило, причиной для миграции является поиск лучших условий для жизни. Вместе с тем образовательная миграция в данном случае выступает как способ получения навыков и компетенций в более квалифицированной среде, нежели в месте жительства. В то же время, в условиях развития дистанционных форматов обучения данный процесс может быть значительно облегчен».
По итогам состоявшейся дискуссии Центр «Берлек-Единство» сформировал следующие выводы и рекомендации для усиления процессов развития молодежной дипломатии:
1. В условиях интенсификации дистанционных форматов образования организация начального этапа налаживания контактов молодых людей значительно упрощается. Вместе с тем необходимость очного взаимодействия и общения людей сохраняется и даже усиливается.
Многие из спикеров особенно акцентировали внимание на том, что «дистант» хорош именно как альтернатива классическому учебному процессу и создает возможности саморазвития в рамках внеобразовательной деятельности: курсы, тренинги, форумные кампании и пр.
Поэтому профильным образовательным министерствам, вузам стран СНГ может оказаться полезным следующее:
- подписание соглашений о сетевом сотрудничестве в рамках студенческих академий и иных дополнительных майноров, преподаваемых в дистанционном формате;
- разработка евразийского реестра онлайн-курсов по различным дисциплинам и научным направлениям, доступного для всего студенческого сообщества постсоветских стран.
2. Представляется необходимым привлечение внимания фактически интересующейся части молодежи к межгосударственным проектам, программам и инициативам. В то же время нельзя забывать о том, что существенная доля молодежи интересуется иным.
Поэтому перспективным представляется инициации «игры на их поле». В данном случае показателен пример киберспорта. Организация чемпионатов и турниров от имени того же СНГ по популярным в молодежной среде киберспортивным дисциплинам – это инструмент, имеющий высокий потенциал популяризации деятельности Содружества среди молодежи.
Для решения этой задачи видится архиважным интенсификация участия представителей молодежи в поиске идей аналогичным тому же киберспортивному турниру. Главным образом необходимо учитывать, что инициация таких соревнований должна идти от имени межгосударственных организаций. Это не только позволит сформировать новый инструмент коллаборации молодых умов, но и положительно скажется на имидже интеграционных объединений.
3. В дополнение к классическим и/или ставшим уже традиционными направлениям объединения молодежного потенциала России и стран Центральной Азии следует формировать новые. Здесь необходимо также учитывать тенденции цифровизации, например, NFT-сделки или криптоискусство.
4. При поддержке Россотрудничества, Росмолодежи и некоммерческого сектора удачным решением может стать запуск молодежных студий (как в очном, так и в дистант-форматах), на площадках которых представители молодых поколений будут получать возможности и ресурсы для воплощения различных идей. В перспективе это может создать общий евразийский рынок креативных индустрий.
Создание условий для эффективного трансграничного взаимодействия молодых специалистов, стимуляция такого сотрудничества в рамках государственных и межгосударственных программ поспособствует формированию положительного имиджа как СНГ в целом, так и отдельно взятых двусторонних контактов стран.