Евразийская школа общественной дипломатии: день второй
20 апреля 2018 г. в Бердске (Новосибирская область) продолжила работу Евразийская школа общественной дипломатии и международных отношений. Ее участники – студенты и молодые специалисты из России, Казахстана и Кыргызстана – изучали образование как фактор экономической интеграции, различные виды мягкой силы, возможности журналистики для нужд международных связей и особенности межгосударственных контактов молодежи. Занятия проводили специалисты из России и Германии.
Кандидат исторических наук, доцент кафедры мировой политики Томского госуниверситета, руководитель магистерской программы «Евразийская интеграция» Сергей Юн обратил внимание на важность выстраивания процессов управления образованием и научными исследованиями. Для этого в рамках Евразийского экономического союза необходима координация работы вузов и научных структур. Несмотря на наличие барьеров, опыт показывает реальность расширения и укрепления контактов в этой сфере. Главное – готовность услышать друг друга и работать над согласованием юридической и технической документации. Сергей Юн также рассказал об образовательных проектах, уже сейчас работающих в этом направлении.
Доктор политических наук, заведующая отделом философии Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук (г. Екатеринбург) Ольга Русакова на конкретных примерах показала различные трактовки понятия soft power и соответствующие политические практики. В ряде стран сформированы устойчивые традиции применения soft power через экономические рычаги, образовательные программы, позицию деятелей шоу-бизнеса и спорта, популярную культуру. При этом инструментом soft power может быть не только формирование привлекательного образа одной страны, но и демонизация другой. Знание этих особенностей для будущих профессионалов поможет находить актуальные формы применения «мягкой силы».
Журналист-международник с многолетним опытом сотрудничества с немецкой медиа-корпорацией DW, эксперт Центра исследований кризисных ситуаций CSRC (Германия) Виталий Волков затронул тему изменений в современных СМИ, когда журналист может оказаться жертвой ложной информации. От его позиции, умения находить источники, сопоставлять и анализировать информацию может зависеть судьба страны, а то и более крупного региона. Особенно актуально это в условиях информационных войн, падения интереса к серьезной журналистике и усиления пропаганды. Журналист может выступить фактически миротворцем, решившись публиковать или не публиковать те или иные сведения.
Специалист Управления молодежной политики Министерства региональной политики Новосибирской области Александр Ерин подробно рассказал о различных аспектах молодежной международной политики и образовательных программах в этой сфере. Существует множество совместных проектов в рамках ЕАЭС, которые позволяют молодым людям устанавливать контакты, получать дополнительные навыки и необходимые для этого знания.
Александр Ерин также провел деловую игру, направленную на обучение стратегии и тактике ведения переговоров. Задача состояла в умении выработать навыки восприятия и анализа информации и максимально понятного формулирования своей позиции.
Характерная черта занятий в рамках Евразийской школы общественной дипломатии и международных отношений — диалоговая форма: участники не только слушали выступления, но и активно задавали вопросы.
Напомним, что Евразийская школа общественной дипломатии и международных отношений работает в течение 4-х дней. Ее организаторы: Экспертный клуб «Сибирь-Евразия», Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Новосибирское отделение Российской ассоциации политической науки, Управление молодежной политики Министерства региональной политики Новосибирской области. Занятия проводятся в санатории «Сибиряк», расположенном в сосновом бору за городом Бердском Новосибирской области.
Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.