«Содружество народов Евразии»
Автономная некоммерческая организация
по содействию в развитии сотрудничества
стран Содружества Независимых Государств

+7 (3532) 37-25-64

niiural@mail.osu.ru
avenali@mail.ru

«Эра независимости»: о миротворчестве, многовекторности и моральном праве Казахстана

19 Фев 2018

В конце прошлого года в Казахстане была издана книга Нурсултана Назарбаева «Эра независимости», в которой от первого лица излагается 26-летний исторической путь республики. Это уникальное издание оказалось в центре экспертных обсуждений и дискуссий. Недавно на площадке Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан состоялся круглый стол, в котором видные казахстанские эксперты обсудили грани миротворческой миссии Казахстана, нашедшие отражение в книге Главы государства. В своем материале мы приводим наиболее яркие выступления участников дискуссии:

Санат Кушкумбаев, заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан:

– В книге «Эра независимости» отражены важные, знаковые и переломные этапы развития нашей страны. Уже по первым откликам представителей академической среды, образовательных учреждений можно сказать, что эта книга имеет высокую образовательную и научную ценность.

Главное достоинство книги заключается в том, что в ней очень просто рассказывается о крайне сложных вещах. Причем повествование ведется от лица самого активного участника всех описанных исторических событий и процессов – Главы нашего государства.

Книга охватывает период от обретения независимости до нынешних дней. И хотя книга была завершена и опубликована в конце 2017 г., можно сказать, что текущая политическая повестка – как казахстанская, так и международная – отслеживается в книге в интерактивном режиме.

Следует отметить несколько важных моментов в книге, относящихся к миротворческой миссии Казахстана. Это 1992 г., первое выступление Президента Казахстана с трибуны ООН, озвученная им идея создания Совещания по мерам доверия в Азии – первая, по сути, макрорегиональная инициатива нашей страны.

В книге можно найти оценку противоречивым, сложным и конфликтным процессам, которые протекали в тот период на постсоветском пространстве – межэтнические конфликты, гражданские войны, противостояния. Безусловно, это был тяжелый период становления независимости нашей и соседних стран.

Из книги мы можем узнать об этапах становления многовекторности как главного дипломатического инструмента казахстанской внешней политики. Об отказе – достаточно сложном и мучительном – от старых концепций коллективной безопасности, которые были характерны для середины ХХ века. И о признании концепции кооперативной безопасности, которая подразумевает инклюзивность и сотрудничество между странами. В последствие эта концепция легла в основу других международных структур – в частности, Шанхайской организации сотрудничества.

Эти и ряд других моментов вы можете почерпнуть в книге Нурсултан Назарбаева.

Нашли в ней отражение и драматические события, которые произошли относительно недавно – в 2010 г. в Кыргызстане. В книге детально описано, как конфликтующие стороны находились на грани гражданской войны, какие меры предпринимались Казахстаном по дипломатическим и политическим каналам для урегулирования ситуации в соседней стране, какую роль в переговорном процессе сыграл Президент Назарбаев.

И, конечно же, в книге отражен этап, связанный с избранием Казахстана непостоянным членом Совета безопасности ООН, представлен взгляд Казахстана на международную безопасность на среднесрочную перспективу.

Тимур Шаймергенов, заместитель директора Библиотеки Первого Президента – Елбасы:

– Книга вышла в знаменательный период – мы завершаем свое председательство в Совете безопасности ООН, имея ряд конкретных результатов деятельности на этой глобальной площадке. Прежде всего, это министерские консультации по Афганистану и Кодекс поведения по достижению мира, свободного от терроризма, который широко обсуждался и вызвал большой резонанс в международном пространстве.

Наша страна последовательно проводит в жизнь миссию миротворчества – это отнюдь не новое для нас направление. По сути, с первых дней обретения независимости этот вектор стал неотъемлемым элементом нашей политики.

Достаточно вспомнить один из первых опытов, когда в 1994 г. Президент Назарбаев, используя свой авторитет и дипломатические способности, успешно содействовал прекращению огня в Нагорном Карабахе.

Затем в нашем профайле успешных кейсов было записано разрешение кризиса между Индией и Пакистаном во время саммита Совещания по мерам доверия в Азии (СВМДА) в Алматы в 2000 г. Тогда премьер-министры Индии и Пакистана на казахстанской земле впервые договорились о неприменении вооруженных сил друг против друга.

Сама идея СВМДА является миротворческой платформой для развития доверительного диалога между азиатскими странами, которая позволяет снять многие потенциально конфликтные вопросы в нашем регионе. В частности, сейчас эту площадку в глобальном диалоге успешно продвигает Китай, что свидетельствует о том, что идеи Нурсултана Абишевича Назарбаева имеют очень большой международный потенциал.

Также можно вспомнить переговоры по Ирану, состоявшиеся в 2013 г. в Алматы, которые способствовали возобновлению переговоров «группы шести» и Ирана и в конечном итоге подписанию Совместного всеобъемлющего плана действия относительно иранской ядерной программы. Сегодня этот документ находится на стадии неопределенности, но все равно успех переговоров записан на страницах нашей дипломатии.

Нужно вспомнить и содействие Казахстана в разрешении кризиса вокруг Украины в 2014 г., когда к нашему Президенту обращались лидеры Соединенных Штатов, Германии, Великобритании и России. По сути, наша республика и Глава государства выступили медиаторами в диалоге между глобальными державами.

Сегодня в СМИ можно встретить неоднозначную реакцию в Беларуси и в России на предложение Нурсултана Назарбаева, сделанное им во время визита в Вашингтон, перенести переговоры по украинскому кризису из Минска в Астану. Однако если вспомнить события четырехлетней давности, станет понятно, почему Казахстан имеет моральное право на такие инициативы.

Наконец, необходимо вспомнить 2016 г., когда наш президент сумел разрешить конфликт между Турцией и Россией, и состоявшиеся в Астане в 2017 г. успешные переговоры о прекращении огня в Сирии.

Многие зарубежные эксперты и журналисты недоумевали, зачем Казахстану нужна площадка по сирийскому мирному урегулированию, когда есть Женева. Подчеркну, что в Астане решались именно вопросы прекращения вооруженного противостояния, а в Женеве – достижения внутрисирийского политического диалога и примирения. Исходя из того, что в результате Астанинского процесса в Сирии было создано несколько зон деэскалации конфликта, что, по сути, стало основой для прекращения огня, можно сказать, что Астана свою миссию выполнила. Сейчас процесс вышел за рамки этих договоренностей, но астанинская площадку в целом уже доказала свою эффективность.

Сегодня в Совете Безопасности ООН Казахстан продвигает идею относительно экономического содействия постконфликтного урегулирования в Афганистане. Да, идея, возможно, не новая, но новым является сам подход, а именно тот факт, что, пожалуй, впервые соседние с Афганистаном государства решили подключиться к более тесному торгово-экономическому сотрудничеству с этой страной и содействовать развитию ее экономики и сферы безопасности.

Напомню, что ранее страны Центральной Азии, мягко говоря, держали большую дистанцию от Афганистана. Достаточно вспомнить, что в свое время важным условием для участия стран региона в диалоге C5+1 – США и центральноазиатские республики – было невключение Афганистана в этот формат.

Все перечисленные кейсы – это большой опыт в копилке нашей дипломатии. Думаю, что, благодаря ему, мы можем делать большой акцент в обучении наших дипломатов на урегулировании кризисов, медиации, создании переговорных площадок.

Мне также хотелось бы выделить косвенные меры, предпринятые Казахстаном, связанные с построением «культуры мира». Речь идет не о непосредственном участии нашей страны в урегулировании кризисов, а в презентации модели внешней политики, которая позволяет избежать возникновения кризиса. Назовем это «косвенным миротворчеством».

Нельзя не упомянуть в этой связи отказ Казахстана от ядерного оружия. Хотя этот поступок был позитивно воспринят 20 лет назад, но, думаю, что он был не до конца изучен в отечественной и зарубежной политической и дипломатической науке. Сегодня пример Казахстана стал главным аргументом к тому, что государство может успешно развиваться без обладания ядерным потенциалом.

Этот фактор сыграл большую роль в установлении доверительных отношений Акорды и Белого дома на фоне кризиса с КНДР. В частности, американский истеблишмент приводит Казахстан как пример того, что можно обладать полной международной правосубъектностью, не располагая ядерным оружием.

Напомню, что во время недавнего визита Главы нашего государства в США наша столица был предложена как площадка для переговоров по КНДР. Убежден, что имеем на полное моральное право на то, чтобы призвать руководство Северной Корее к денуклеаризации.

Наконец, необходимо отметить казахстанскую модель межнационального и межэтнического согласия, которая была широко презентована во время нашего председательства в ОБСЕ в 2010 г. Это стало нашим козырным ходом для презентации достижений нашей страны в сфере миротворчества.

Пример Казахстана, на территории которого проживает свыше 100 этносов и представители 46 конфессий, наглядно демонстрирует, что мультикультурные общества жизнеспособны и эффективны. Механизмы мира и согласия, апробированные в Казахстане, представляют большой ресурс для продвижения нашей страны на мировой арене.

Таким образом, за 26 лет нам удалось очень многое. Ни одна из стран постсоветского пространства не имеет такого послужного списка в миротворчестве, как наша республика, что является большим достижением молодой казахстанской дипломатии.

Записала Жанар Тулиндинова

Информационно-аналитическая деятельность «Российско-Казахстанского экспертного IQ-клуба» осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Экспертное мнение