Эксперт: Регионы – драйверы межгосударственного партнерства России и Таджикистана
Развитие Евразийского экономического союза позитивно влияет на двусторонний формат взаимоотношений государств-участников объединения и государств, не входящих в ЕАЭС. При этом на авансцену сотрудничества выходит межрегиональный диалог. Эта тенденция, в частности, отчетливо прослеживается и открывает новые перспективы взаимодействия в отношениях России и Таджикистана, считает руководитель аналитического отдела Информационно-аналитического центра «Евразия-Поволжье», главный редактор Российско-казахстанского экспертного IQ-Клуба Юрий АРШИНОВ.
– Обращает на себя внимание, Юрий, что тема Таджикистана с момента начала функционирования Евразийского экономического союза постоянно присутствует в интеграционной повестке. Более того, она и определяет повестку многих мероприятий, инициируемых, в том числе, российскими неправительственными структурами, работающими на международном треке. Чем обусловлен этот интерес?
– Исходя из принципа «здорового прагматизма», которым теперь зачастую руководствуются эксперты в оценках содержания межгосударственных отношений, можно констатировать: с момента обретения независимости развитие торгово-экономических связей между Россией и Таджикистаном было приоритетным направлением двустороннего взаимодействия. И еще в 90-е годы под этот процесс была заложена законодательная база: межправительственные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве (о свободной торговле) от 10 октября 1992 г. и об углублении экономического сотрудничества и развития интеграционных связей от 27 февраля 1995 г.
К 2017 г. между странами подписано уже более 70 соглашений и меморандумов о сотрудничестве в экономической сфере. Их практический эффект – создание в Таджикистане более 100 российских и совместных предприятий.
Сегодня в экономической повестке двусторонних отношений наиболее актуальным является вопрос увеличения объема поставок таджикской плодоовощной продукции. Здесь у сторон взаимный интерес – Россия заинтересована в увеличении объемов экспорта качественной таджикской сельхозпродукции, Таджикистан – в наращивании объемов экспорта, что положительно отразится на уровне занятости и доходах населения.
Но, вместе с тем, одним из важнейших направлений экономического взаимодействия выступает инвестиционное сотрудничество, прямые российские инвестиции в экономику республики, в такие отрасли, как энергетика, промышленное производство, горно-металлургическая и строительная отрасль, авиационный и железнодорожный транспорт, сфера высоких технологий, сельское хозяйство.
К слову, в энергетической сфере Москва давно зарекомендовала себя надежным партнером Душанбе в процессе инвестирования гидроэнергетических проектов. В частности, Россия активно участвует в реализации долгосрочной программы развития малых электростанций Таджикистана на период 2007–2020 гг., а также в совместной программе по строительству Сангтудинской ГЭС-1, направленной на решение одной из важнейших задач экономического развития республики – выход из энергетического кризиса.
Еще один фактор инвестиционной привлекательности – перспективные газовые месторождения Таджикистана. Переломным моментом в развитии взаимодействия двух стран в этом направлении можно считать подписание соглашения о стратегическом партнерстве в газовой отрасли сроком на 25 лет, состоявшееся 15 мая 2003 г. во время визита в Республику Таджикистан председателя правления ОАО «Газпром» А. Миллера.
Соглашение предусматривает проведение сейсморазведочных, поисковых работ, разработку и эксплуатацию месторождений газа, строительство, реконструкцию и эксплуатацию газопроводов, других объектов инфраструктуры газового комплекса Таджикистана, организацию сети газозаправочных станций на сжиженном газе. Таким образом, документ открыл перспективы крупномасштабной промышленной разработки месторождений газа в Таджикистане.
Укреплению двусторонних экономических связей способствует налаживание взаимодействия по линии межбанковского сотрудничества, в частности, активная работа «Россельхозбанка».
Эти примеры подтверждают, что в течение всего периода взаимодействия наших стран Таджикистан последовательно проводил и проводит линию на поддержание стратегического партнерства. Но если ранее задачи на этом направлении ограничивались организацией торгово-экономических связей, то в настоящее время они качественно изменились. Сегодня на первый план выходят вопросы промышленной кооперации, совместного производства и межрегионального сотрудничества.
– Особенно интересны перспективы в контексте межрегионального сотрудничества. Обладают ли регионы России и Таджикистана достаточным уровнем компетенций и полномочий для налаживания прямых контактов? Приведенные выше примеры взаимодействия наводят на мысль о необходимости и неизбежности участия в процессе субъектов, скажем так, «центральной власти»…
– Это заблуждение. Действительно, говоря о двусторонних связях, мы чаще всего имеем в виду партнерство на высшем, общефедеральном уровне, недооценивая факт: локомотивами сотрудничества между государствами всегда и прежде всего выступают регионы. Это, кстати, подтверждает статистика: в настоящее время торгово-экономические отношения с Республикой Таджикистан поддерживают 70 субъектов Российской Федерации. Основной объем внешнеторгового оборота формируется за счет поставок в Таджикистан из Центрального, Сибирского, Приволжского федеральных округов, на долю которых приходится около 80 % общего объема товарооборота двух стран. Наиболее активно проявляют себя в республике Москва, Санкт-Петербург, Республика Башкортостан, Алтайский, Краснодарский, Красноярский края, Оренбургская, Челябинская, Ивановская, Самарская и Саратовская области.
Среди перспективных направлений межрегионального сотрудничества – возможность создания совместных предприятий с полным циклом переработки хлопка-волокна – от хлопковой пряжи до хлопчатобумажных швейных изделий, а также по переработке плодоовощной продукции.
Существуют проекты и по сотрудничеству в совместном освоении природных ресурсов, в области связи, информатизации и транспорта. В последнем сегменте, кстати, отмечу стартовавший в августе 2013 г. первый в Центральной Азии проект по созданию в Душанбе совместного предприятия по сборке троллейбусов, до 100 единиц ежегодно.
В стадии разработки сейчас находятся региональные проекты в области водного хозяйства и охраны окружающей среды, в сфере образования, науки и здравоохранения.
Другие емкие направления использования потенциала регионов – подготовка квалифицированных кадров для нужд экономики и социальной сферы Таджикистана, развитие сотрудничества между регионами в сфере туризма.
Здесь нужно отметить еще один важный момент. До недавнего времени вопросы двустороннего торгово-экономического сотрудничества в основном относились к компетенции Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, профильных министерств и торговых представительств двух государств. Но в апреле 2016 г. был создан, на мой взгляд, дополнительный и весьма эффективный для активизации экономического сотрудничества «инструмент» – Деловой совет по сотрудничеству с Таджикистаном (ДССТ) при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (ТПП РФ) под председательством Сергея Ключарева, формат которого обеспечивает возможность диалога между государством, бизнесом и экспертным сообществом, поскольку в заседаниях ДССТ традиционно принимают участие не только руководители ТПП, министерств и ведомств, но также руководители крупных финансовых и промышленных холдингов, субъектов среднего бизнеса и организаций некоммерческого сектора.
Такой формат позволяет всесторонне и предметно обсудить проблемы, определить перспективы работы на таджикском направлении.
За 2 года работы структуры существенно расширилась ее членская база, сформирован реестр приоритетных совместных проектов, среди которых, в частности – создание российско-таджикского оптово-распределительного центра в Таджикистане, организация специализированных скоростных товарных поездов, запуск совместных предприятий в пищевой отрасли.
– В экономическом взаимодействии России и Таджикистана притча во языцех – вопрос трудовой миграции. Не секрет, что денежные переводы мигрантов до сих пор составляют значимую долю ВВП Таджикистана и стимулируют внутренний спрос. То есть обеспечивают положительный эффект как на микро- (домашние хозяйства), так и на макроэкономическом уровне. Однако понятно, что для развития страны этот фактор сложно назвать перспективным…
– Безусловно. Тем более что в период с осени 2014 г., с момента начала экономического спада в России, наблюдается отток таджикских трудовых мигрантов и сокращение объемов денежных переводов. Дополнительно возвращению мигрантов «способствует» ужесточение миграционных правил в Российской Федерации с января 2015 г.
Тем не менее, анализ среднесрочного развития рынков труда России и Таджикистана свидетельствует о том, что трудовая миграция между двумя странами сохранит свою значимость. Поэтому столь остро стоит вопрос перехода к более современным форматам миграционного взаимодействия, разработки комплекса мер, направленных на легализацию трудовых мигрантов и их адаптацию на российском рынке, на защиту их социальных прав.
Российской стороной принимаются значимые усилия для решения этих задач. Но, как показывает практика, регулирования внешней трудовой миграции на национальном уровне недостаточно, чтобы создать эффективный механизм управления миграционными процессами. В этом вопросе должны работать согласованные стратегии двух стран, межправительственные соглашения о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся с учетом развития интеграционных процессов и глобализации экономики.
Одновременно, повторюсь, целесообразно содействовать формированию условий для привлечения российских капиталовложений в таджикскую экономику, создания новых, в том числе совместных, предприятий, которые могли бы выпускать конкурентоспособную на региональном и евразийском рынках продукцию.
В целом, считаю, придание дополнительной динамики российско-таджикским отношениям, несомненно, будет способствовать совершенствованию регулирования миграционной сферы. Вместе с тем, и Россия, и Таджикистан должны готовиться к переменам. Период стихийной, нерегулируемой миграции подходит к завершению. Россия переходит к отбору трудовых мигрантов, отдавая предпочтение квалифицированным специалистам, владеющим русским языком. Кроме того, развитие Евразийского экономического союза предполагает формирование в недалеком будущем реально действующего единого рынка труда ЕАЭС. Безусловно, все это повлияет и на двусторонний формат взаимоотношений Российской Федерации и Республики Таджикистан в сфере миграции.
– Проблема формирования кадров «нового качества» закономерно обуславливает необходимость сотрудничества в гуманитарной и образовательной сферах. Как показывает практика, при всей подавляющей приоритетности экономической прагматики без работы на этом направлении реальная интеграция невозможна. Каков здесь ресурс межрегионального взаимодействия?
– Для нас очевидно, что интеграционные процессы не сводятся исключительно к вопросам экономики. Именно поэтому в последние годы в регионах России появилось немало неправительственных структур, деятельность которых направлена на развитие гуманитарных связей, прежде всего, с государствами-соседями, с партнерами по ЕАЭС и СНГ.
Особый интерес на этом важнейшим направлением представляет собой молодежное международное и межрегиональное сотрудничество на евразийском пространстве, которое позволяет молодежи через участие в международных образовательных и культурных программах, двухсторонних обменах, познакомиться с культурой и обычаями других стран, поделиться своими наработками и перенять опыт работы сверстников, пригласить зарубежных партнеров к участию в собственных проектах.
При этом сегодня повестка молодежного межрегионального сотрудничества невероятно широка. Это и формирование благоприятного межнационального и межконфессионального климата в молодежной среде. Это развитие молодежного туризма на примерах успешных региональных проектов. Это взаимодействие молодежных общественных движений с органами государственной власти, молодежные проекты в области инноваций и высоких технологий, перспективы трудоустройства молодежи и многое другое.
И, нужно сказать, Таджикистан активно откликается на подобные импульсы. Самый свежий пример – состоявшееся буквально на днях в Душанбе первое заседание Дискуссионного клуба «Голос молодежи», инициатором создания которого выступил российский Фонд социально-экономического развития «Евразийское содружество» (г. Челябинск).
Новая дискуссионная площадка определяет целью расширение сотрудничества молодежи Таджикистана и России, развитие культурных связей и инициатив, формирование позитивных ценностных ориентиров молодежи и активизацию ее вклада в развитие евразийской интеграции.
Разделяя эти цели, Информационно-аналитический центр «Евразия-Поволжье» (г. Саратов) поддержал инициативу коллег – вместе с Фондом социально-экономического сотрудничества «Содружество» (г. Челябинск) и Центром геополитических исследований «Берлек-Единство» (г. Уфа) мы вступили соорганизаторами мероприятия. Весомый вклад в реализацию инициативы внес также Российский центр науки и культуры в Душанбе.
Клуб «Голос молодежи» предполагает развитие уже существующего молодежного проекта Фонда «Содружество» («Евразийский экспресс: Россия – Казахстан – Таджикистан»), а также инициирование новых совместных мероприятий. Это диалоговая площадка для молодежных активистов, экспертов и представителей власти, где мнение каждого будет услышано и принято во внимание.
Но это, повторюсь, лишь один пример серьезной работы, которую осуществляют региональные российские НКО на интеграционном треке в сотрудничестве с крупными научными и образовательными центрами, общественными организациями, национально-культурными центрами и бизнес-партнерами.
В завершение отмечу: евразийское пространство – это не только уникальный перекресток культур, но и естественная диалоговая площадка для регионов, призванных стать драйверами запуска совместных проектов и продвижения межгосударственного партнерства по всем стратегическим направлениям.
Беседовала Ольга Казанцева
Информационно-аналитическая деятельность «Российско-Казахстанского экспертного IQ-клуба» осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.