Бизнес-диалог стран Прикаспия – залог устойчивого развития региона: эксперты единодушны
29 июня 2022 г. в Астрахани состоялся Международный круглый стол «Каспийский бизнес-диалог. Навстречу Каспийскому экономическому форуму». Мероприятие было приурочено ко дню проведения VI Каспийского саммита в Ашхабаде.
Организаторами встречи выступили Центр международных исследований «Каспий-Евразия» (г. Астрахань, Россия) совместно с Политологическим центром «Север-Юг» (г. Москва, Россия) и Астраханским государственным техническим университетом.
В течение 2 часов представители органов государственного власти, руководители торговых домов и деловых центров прикаспийских стран, Торгово-промышленной палаты Астраханской области, эксперты стран Прикаспия, руководители НКО обсуждали интеграционные инициативы стран Каспийского макрорегиона, включая развитие международных транспортных коридоров во взаимосвязи с работой деловых центров и торговых домов, проанализировали условия для активизации экономических интеграционных процессов прикаспийских государств, наметили пути делового торгово-экономического взаимодействия государств Каспийского региона.
Встреча прошла в очень значимый для региона день – проведения IV Каспийского саммита и в период подготовки ко II Каспийскому экономическому форуму. «Сегодня Каспийский регион – один из основных развивающихся регионов Евразии», – сказала, открывая встречу, исполнительный директор Политологического центра «Север-Юг» Анжелика Трапезникова. В основе позитивной динамики лежит, прежде всего, экономическое сотрудничество между прикаспийскими странами и их взаимодействие друг с другом.
В приветственном слове Илья Торопицын, заместитель министра внешнеэкономических связей Астраханской области, подчеркнул, что тесные связи, сложившиеся между странами региона, не случайны. Этому предшествовала большая работа губернатора Астраханской области И. Ю. Бабушкина как на уровне межправкомиссий, так и на встречах двустороннего характера, в том числе на высшем уровне. Замминистра выразил уверенность, что VI Каспийский саммит подтвердит настрой стран Каспийского региона на более тесную интеграцию, в плане развития экономических контактов, транспортно-логистических структур, тесного политического диалога.
Михаил Суморж, дипломат Представительства МИД в г. Астрахани, заявил, что Министерство иностранных дел России уделяет много внимания Каспийскому региону, каспийской повестке, наращиванию торгово-экономических связей, в том числе, как на межрегиональном уровне, так и между хозяйствующими субъектами.
По мнению президента Общественного фонда «Мир Евразии» Эдуарда Полетаева (г. Алматы, Казахстан) в условиях нынешних реалий государствам Прикаспия необходимо ориентироваться на предотвращение изоляции, поиск новых транспортных коридоров, расширение номенклатуры экспортных и импортных товаров. Для этого, считает эксперт, должна быть активизирована работа госструктур и торгово-промышленных палат с бизнесом.
Экономические и политические факторы, способствующие развитию торгово-экономических связей в регионе, проанализировала журналист, медиаэксперт Гюльнара Мамедзаде. Эксперт из Баку согласилась с коллегой из Казахстана в том, что в современных условиях значение Каспийского региона возрастает.
«С учетом этого вопрос о создании Организации каспийского экономического сотрудничества приобретает важное значение», – сказала она.
Лидия Пархомчик, эксперт Института мировой экономики и политики, отметила, что, несмотря на негативные ожидания, общий товарооборот Каспийского региона в 2021 г. преодолел планку в 35 млрд. долларов. При этом две трети от общего объема приходится на торговлю между Россией и Казахстаном. На втором месте – показатели внешней торговли между Россией и Азербайджаном, на третьем – между Россией и Ираном.
«С развитием коридора «Север – Юг» взаимодействие между странами Прикаспия в сфере торговли будет расти, – считает эксперт. – Необходимо, чтобы к этому были готовы портовые мощности наших стран».
Лидия Пархомчик также выразила уверенность, что открытие круизного маршрута по Каспию станет «изюминкой» Каспийского региона. Но для этого, по ее мнению, странам региона необходимо подготовить инфраструктуру для приема и обслуживания пассажиров круизных рейсов.
Эльшад Мамедов, д. э. н., профессор, председатель Общественного совета при Министерстве труда и социальной зашиты населения Азербайджана (г. Баку, Азербайджан) констатировал кризис глобализации и подчеркнул роль СМИ на информационном поле.
Сергей Милушкин, генеральный директор АО «Особая экономическая зона «ЛОТОС» считает, что Астраханская область активно участвует в международной повестке, показывая пример, как может развиваться регион в тесной взаимосвязи с другими регионами. Уже много сделано: создана портовая особая экономическая зона, строятся причалы, планируется возведение контейнерного терминала, контейнерного завода, в особой экономической зоне инвесторы приступили к проектированию и сооружению своих объектов.
Новые возможности открывает объединение двух особых экономических зон в Каспийский кластер. В кластер входят особая экономическая зона «Лотос» и новая портовая особая экономическая зона. Задача последней – способствовать развитию международного транспортного коридора «Север – Юг». МТК «Север-Юг» значительно сокращает время передвижения грузов, открывает возможность попадать на рынки азиатских стран, Китая. Индии, Африки, Латинской Америки.
Станислав Синченко, президент Союза «Астраханская торгово-промышленная палата» предлагает использовать возможности ТПП в качестве диалоговой площадки.
Равиль Арыкбаев, д. э. н., директор Института экономики Астраханского государственного технического университета, председатель Совета Астраханского регионального общества казахской культуры «Жолдастык» предложил уделять большее внимание гуманитарным проектам, считая образование фундаментом для дальнейшего развития экономики, внедрения в нее инновационных идей.
По мнению экспертов, в Каспийском регионе проводятся мероприятия по усилению экономического сотрудничества с целью кратного увеличения взаимного товарооборота.
Для реализации этой цели и активизации успешного экономического взаимодействия создаются не только особые экономические зоны, но и деловые центры, и торговые дома приграничных государств. Они становятся удобным местом для установления прямых контактов между российскими и зарубежными бизнесменами, а также служат местом продвижения экономических интересов России на пространстве прикаспийских государств.
Регина Файзулаева, руководитель Азербайджанского делового центра в г. Астрахани представила участникам круглого стола деятельность своей организации и симметричного Астраханского делового центра в Баку. Она подчеркнула, что эти 2 города Прикаспийского региона имеют прочные связи, построенные на Соглашении между Правительством Астраханской области (Российская Федерация) и Правительством Азербайджанской Республики о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве от 8 сентября 2011 г. Основной задачей оба деловых центра считают увеличение перевозок по МТК « Север-Юг», как морским, так и железнодорожным транспортом. Эксперты выразили уверенность, что активизация деятельности международного транспортного коридора «Север-Юг» может быть осуществлена путем транспортировки товаров для логистических хабов, торговых домов и деловых центров.
Впрочем, и внерегиональные игроки имеют интересы в Каспийском регионе. Дарья Матвеева, вице-президент по Астраханской области АНО «Международный альянс стратегических проектов БРИКС» считает, что «эта проблема может и должна решаться за счет создания специальных программ и проектов, экстраполирующих каждый положительный сдвиг в глобальной внутригосударственной и внешней политике на жизнь общества. Особенно важное – принципиальное – значение при этом имеет поддержка гражданских инициатив». Такой инициативой она считает деятельность Альянса БРИКС.
Проректор по приему в вуз и международной деятельности Астраханского государственного технического университета Сергей Виноградов считает, что в регионе уже существует один крупный интеграционный проект в области образования. Это Ассоциация государственных университетов и научно-исследовательских центров, которая уже более 25 лет координирует деятельность университетов Прикаспийского региона, входящих в нее. «Астраханский государственный технический университет все свои проекты связывает с Каспийским морем его природными и минеральными ресурсами», – отметил он.
Айгуль Естурлиева, к. э. н., ассоциированный профессор кафедры экономики Каспийского университета технологии и инжиниринга им. Ш. Есенова (г. Актау, Казахстан) предложила активнее работать над организацией морского круизного туризма, который позволил бы привлечь в регион инвестиции для создания его инфраструктуры. В этой связи она считает, что с хорошим решением было бы создание площадки по развитию модели морского туризма на базе университета.
С этими предложениями согласен Игорь Загребельный, доцент кафедры эксплуатации водного транспорта Астраханского государственного технического университета, председатель Ассоциации судовладельцев и экспедиторов Астраханской области, генеральный директор Транспортно-экспедиторской фирмы «Лакор». Рассуждая о перспективах и проблемах морских перевозок, он также высказал мнение о создании механизма экспертного обсуждения для решения проблем транспортного коридора, который позволил бы в дополнение к существующим площадкам учитывать мнение хозяйствующих субъектов. В условиях санкционного давления Россия усиливает роль ряда транспортных коридоров. Особый долгосрочный интерес – стратегический в истинном значении этого слова – представляет развитие прикаспийских транспортных коридоров.
На протяжении многих лет темы устойчивого развития привлекают внимание, как во внутренней повестке, так и в дву- и многосторонних контактах. Одной из задач, как считают эксперты, является достижение стабильного и устойчивого развития государств региона вне зависимости от рисков и вызовов, с которыми они сталкиваются.
Все участники диалога отметили, что итоги VI Каспийского саммита, прошедшего 29 июня 2022 г. в Ашхабаде, положительно скажутся на развитии региона, а предстоящий Каспийский экономический форум станет важным звеном в процессе осуществления договоренностей и дальнейшего укрепления сотрудничества на Каспии.