«Содружество народов Евразии»
Автономная некоммерческая организация
по содействию в развитии сотрудничества
стран Содружества Независимых Государств

+7 (3532) 37-25-64

niiural@mail.osu.ru
avenali@mail.ru

Бахтиёр Эргашев: для улучшения двусторонних отношений пора ломать шаблоны

30 Мар 2018

Развитие двусторонних экономических связей России и Узбекистана может обрести новые стимулы и направления. В этом убеждён Бахтиёр Эргашев, директор Центра исследовательских инициатив «Ma'no» (г. Ташкент, Узбекистан). В рамках Международной экспертной площадки «Россия и Узбекистан: новые возможности экономического и гуманитарного сотрудничества» он поделился своим видением дальнейших взаимовыгодных контактов.

Смена модели экономического роста

– Бахтиёр Исмаилович, как можно в целом охарактеризовать экономическое развитие Узбекистана

– Узбекистан вступает в новую эпоху: ключевое направление в программе реформ Президента страны Шавката Мирзиёева –  обеспечение перехода от импортозамещающей к экспортоориентированной модели экономики. Предусматривается опора на активную промышленную политику, индустриализация страны, словом, завершение перехода от аграрно-индустриального к индустриальному укладу, начатому на предыдущем этапе постсоветского развития Узбекистана.

В переходный период экономическая политика Правительства Узбекистана была политикой импортозамещения с особым упором на серьезную поддержку отечественных товаропроизводителей и развитие собственных производств, прежде всего, прорывных – например, на автомобилестроение. Основными инструментами этой политики были жесткий протекционистский таможенно-тарифный режим с сильными элементами нетаможенного регулирования, а также валютная политика, опиравшаяся на завышенный официальный курс национальной валюты по отношению к доллару. Все это было направлено на поддержку отечественных производителей, имевших доступ к конвертации валюты по официальному курсу. И этот же курс был направлен на снижение импорта товаров народного потребления. В результате были построены десятки предприятий, сформированы новые отрасли с серьезным потенциалом развития.

Кроме вышеперечисленного, можно отметить что, Узбекистан, накопив опыт использования режимов свободных экономических зон, в 2017 г.  перешел к широкому использованию этого эффективного экономического инструмента в более широких масштабах (сегодня в стране работают 14 СЭЗ, из них 7 фармацевтических).

Новым инструментом стимулирования развития промышленных производств и привлечения инвестиций стало создание малых промышленных зон (МПЗ) на базе неиспользуемых производственных площадей и земельных участков.

Внешняя торговля в цифрах – без розовых очков

– Отношения Узбекистана и России в последнее время прошли несколько стадий. Как сейчас они складываются? Какие направления сотрудничества наиболее перспективны?

– В 2017 г. товарооборот России с Узбекистаном составил 3 651 797 772 долларов США, увеличившись на 33,96 % (925 789 233 долларов) по сравнению с 2016 г.

Экспорт России в Узбекистан в 2017 г. составил 2 625 390 625 долларов, увеличившись на 33,61 % (660 423 305 долларов) по сравнению с 2016 г.

Импорт России из Узбекистана в 2017 г. составил 1 026 407 147 долларов, увеличившись на 34,8 7% (265 365 928 долларов) по сравнению с 2016 г.

Главная проблема в российско-узбекской внешней торговле — это недиверсифицированность ее структуры. Грубо говоря, как сложилась много лет назад ситуация «текстиль и фрукты в обмен на лес и черный метал», так она во многом и сохраняется.  Однако от нее надо уходить, и тенденция к переменам заметна уже сейчас.

Судите сами: в структуре экспорта России в Узбекистан в 2017 г. (и в 2016 г.) основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров:

•        металлы и изделия из них – 19,30 % от всего объема экспорта России в Узбекистан (в 2016 г. – 17,98 %);

•        древесина и целлюлозно-бумажные изделия – 17,50 % от всего объема экспорта России в Узбекистан (в 2016 г. – 17,14 %).

В структуре импорта России из Узбекистана в 2017 г. (и в 2016 г.) основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров:

•        текстиль и обувь – 53,17 % от всего объема импорта России из Узбекистана (в 2016 г. – 61,03 %);

•        продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 15,22 % от всего объема импорта России из Узбекистана (в 2016 г. – 15,01 %);

•        продукция химической промышленности – 13,98 % от всего объема импорта России из Узбекистана (в 2016 г. – 8,48 %);

•        машины, оборудование и транспортные средства – 9,93 % от всего объема импорта России из Узбекистана (в 2016 г. – 5,63 %);

•        металлы и изделия из них – 4,74 % от всего объема импорта России из Узбекистана (в 2016 г. – 4,40 %).

И в тоже время можно сказать, что для успешной индустриализации Узбекистану нужны российские технологии и оборудование. Стране необходимо иметь больший выбор партнеров в реализации программ модернизации, нам надо уйти от монополии китайского оборудования и технологий. Продукция российского машиностроения вполне конкурентоспособна, в том числе и по цене. После 2015 г., когда произошла серьезная девальвация российского рубля, экспорт российского оборудования стал конкурентоспособным по цене с китайским экспортом. Почти двойное падение рубля по отношению к доллару позволило российским экспортерам более или менее на равных конкурировать в ценовом отношении с китайским оборудованием и технологиями. Для предприятий России – и в том числе Новосибирской области – это отличный шанс, поскольку рынок Узбекистана огромен. Наши производители помнят российскую продукцию, знают ее с лучшей стороны и готовы закупать, учиться производить такие товары.

Узбекистан перспективен и с точки зрения развития меридианных транспортных маршрутов для экспорта российской продукции. Сейчас видно расширение возможностей транспортного коридора «Казахстан – Узбекистан – Афганистан», где узбекский участок между Ташкентом и Термезом полностью электрифицирован (февраль 2018 г.); интерес представляет и прикаспийский коридор «РФ – РК – Туркменистан – Иран» (2010 г.). В 2017 г. запущен туркменский участок «Атамырат – Имамназар – Акина»; открыт так называемый «Лазуритовый коридор», соединяющий железной дорогой Афганистан и Туркменистан, что может обеспечить доступ российских товаров к растущим рынкам Ирана, Афганистана, Пакистана, Индии.

При этом транспортные проекты в Центральной Азии (особенно транскавказская магистраль Европа – Кавказ – Центральная Азия – Китай) – это прямой конкурент для Транссиба, и это надо понимать.

А дальше что?

– Насколько сильные шансы имеет развитие прямых контактов регионов наших стран?

– Новое в отношениях России и Узбекистана – выход на прямые связи между регионами. В период подготовки визита Президента Узбекистана в РФ визиты делегаций во главе с хокимами Самаркандской, Андижанской, Наманганской областей в Санкт-Петербург, Новосибирскую и Челябинские области – это новый формат взаимодействия. Он обеспечивает прямые контакты регионов, поставки без посредников из Узбекистана той же сельскохозяйственной и текстильной продукции. Как представляется, российские регионы также получают возможность активизации работы в рамках соглашений между регионами.

– Неизбежно просится вопрос установления контактов на более тесной основе…

– Узбекистан в ближне- и среднесрочной перспективе не будет участвовать в интеграционных структурах, сформированных на сегодня на постсоветском пространстве. Но Узбекистан – ключевое государство в Центральной Азии. У него есть интерес в налаживании более глубоких связей со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). И одновременно странам ЕАЭС интересен самый крупный рынок в Центрально-Азиатском регионе.

В таких условиях представляется целесообразным формулирование новых инициатив в этом направлении, интересных и приемлемых как для ЕАЭС, так и для Узбекистана. В частности, одним из вариантов может быть формирование Зоны свободной торговли «ЕАЭС – Узбекистан». Формирование такой ЗСТ может стать серьезным фундаментом для углубления сотрудничества, постепенной гармонизации законодательно-нормативной базы, стандартов и норм ЕАЭС и Узбекистана.

Экспертное мнение