«Содружество народов Евразии»
Автономная некоммерческая организация
по содействию в развитии сотрудничества
стран Содружества Независимых Государств

+7 (3532) 37-25-64

niiural@mail.osu.ru
avenali@mail.ru

«Во взрослую жизнь шагнуло поколение казахстанцев не знавших, не нюхавших СССР»

Сулеев Джанибек, журналист (г. Алматы, Казахстан).

В канун праздника  работников коммуникации РК Джанибек Сулеев, руководитель «Аналитическо-информационного бюро «Политическая информация Казахстана», член Союза журналистов СССР, ответил на вопросы российских экспертов.

С. Рекеда (RuBaltic.ru): Россия и Казахстан уже два с половиной десятилетия живут отдельными государствами. Чего Казахстан достиг без России и что потерял?

Джанибек СУЛЕЕВ: - Думаю, не открою большого секрета, если скажу, что  Казахстан – плоть от плоти российской, а изначально советского проекта. Почему?

- сначала переход к оседлому образу жизни, а потом калькирование жизни союзного центра;

- также сегодня можно рассматривать властные структуры Казахстана как некий срез перехода бывших комсомольцев – в новых партийцев «нуротановцев»;

- и поэтому, все реформы 90-х можно определить неким «волевым решением» партии, которая не имела привычки что-либо объяснять населению, а уж тем более, спрашивать у него разрешения: реформа ЖКХ – яркий тому пример, из платежек стало ясно, что не только за свет, но и за воду  придется платить.

Четкое целеполагание в 90-е годы – это одна из главных заслуг Нурсултана Назарбаева, и в этом он явно обогнал Россию Бориса Ельцина.

А сейчас, есть вариант, при котором «свободное развитие» плавно переходит в «свободное падение», ведь даже виртуальный «вашингтонский обком» не спешит с указаниями по преодолению кризиса.

Сегодня во взрослую  жизнь шагнуло поколение не знавших, не нюхавших СССР – с них-то и начнется либо строительство, либо анти-строительство настоящего Казахстана, облик и наполненность которого себе даже трудно и сложно  представить. Пока же надо молиться, чтобы следующие поколения, впав в зуд очередного реформаторства под благими лозунгами, все же так не рушили бездумно то позитивное, что было в прошлом…

Е. Болдова (Пресс-Клуб «Содружество»): Российские эксперты и СМИ, оценивая риски, часто пишут, что в Казахстане активно процветает национализм, растет влияние ислама, в том числе его радикальных течений, набирают силы пантюркистские настроения. Так ли это? Или это очередной набор мифов?

Джанибек СУЛЕЕВ: - Сразу скажу: ни то и ни другое. Сам  по себе вопрос обширнейший, и, разумеется, я не могу объять весь спектр… Начну с конца вашего вопроса… касаемо, так называемого, «казахского национализма», в целом. Понятно, что есть определенная прослойка общественных деятелей, коммуникаторов, которые прямо заявляют и с гордостью, что они,  де, «националисты» и они, вполне объективно, имеют влияние на определенную часть казахского общества…  Да, такая характеристика звучит, возможно грозно, но на самом деле говорить о чем-то крайне обширном, о чем-то устойчивом, идеологически выверенном и имеющем далеко идущие планы, цели… ну как минимум рано…

Или вот вы говорите о  каких-то «пантюркистских настроениях». Это как бы оттеночек того же самого «казнационализма». Но это несерьезно, это очень слабый месседж для казахских масс. Это скорее лоббизм Турции, попытка сделать из этой страны в глазах общественности нечто большее, чем она есть в  реальности… У нас гораздо больше людей любят и почитают абстрактный Запад. Но тут надо обратить внимание на следующие моменты – в чем специфика, колор, лекаль, так сказать?

То есть национализм имеет какие-то уровни, оттенки, появляются, например, намеки на казахский бытовой национализм, который большей частью проистекает из пауперизации казахстанского общества на фоне демографических побед. Иными словами, «казахский национализм» при ближайшем рассмотрении являет собой стремление части общества к поиску подтверждений  собственной исключительности в плохо скрываемой т. н. «виктимизации общественного сознания».

На нечто большее, соответствующее мифу в значении «почти что правда» – все эти «националистические» интенции, в массе своей, не тянут. Следовательно, ждать от всего этого какой-то продуктивности, всплеска продвинутости, причем исключительно в позитивном ключе, думаю, не стоит. А при каком-то совсем уж негативном сценарии, скажем, резком падении и без того шаткого социально-экономического развития, нынешние уровни и виды националистической  ориентированности, безусловно, могут получить дополнительный импульс, но в целом это принесет только деструктив, усиленный коллективно-депрессивным разочарованием…

Отсюда же переход из «рутинного» повседневного ислама с соблюдением норм шариата к более «продвинутым» радикальным течениям: скучно ежедневно читать молитвы и воспитывать смирение, когда можно, отрастив бороду и надев укороченные штанишки, выделиться из толпы своей готовностью получить все и сразу в роли шахида. Это одна крайность. Ей сопутствует следующий парадокс. Это когда морально-нравственная атмосфера начиная с 1990-х гг., когда стало ясно, что обладание денежно-материальными ценностями, властным ресурсом автоматически делают человека первым сортом по отношению к другим – мало в чем изменилась (если не сказать – заматерела!), тогда как  количество неофитов «упавших» на намаз растет не по дням, а по часам, как и строительство новых мечетей… Как бы праведных должно стать больше, а на самом деле все выглядит, мягко говоря,  иначе.

Кстати, наверное, точно таким же стремлением выделиться, как и в случае с «шахидством», можно объяснить тяготение к позиционированию себя последователем «веры предков».

О чем речь?  Пока все остальные, поддавшись «моде исламистов», исповедуют традиционный для казахов ислам, нувориши строят мечети имени своих пращуров, так называемые «тенгрианцы» пытаются выдавать свои неоязыческие «сходки» за «возвращением к истокам»… Но как обычно бывает, заканчивается все это попойками и выяснением кто родовитее.

И, конечно же, новая мифология «неономадов» пытается переписывать историю: любой исторический материал, фильм, книга подвергаются нещадной критике, так как сколько носителей мифов – столько же вариантов квазиисторических изысканий, по большей части с отсылкой на «старики сказывали», к тому же, стоит особо подчеркнуть – «наши старики», «нашего рода», которые, как всем известно, только «правду говорят».

 В. Ромащенко (Центр «Север-Юг»): Какова в таком случае реальная идеология Астаны? На форумах и съездах постоянно говорится о евразийстве, согласии, стабильности, Ассамблее народа Казахстана. И говорится уже много лет. Это лозунги или они наполнены реальным содержанием?

Джанибек СУЛЕЕВ: - «Идеология стабильности» – так можно было бы обозначить «национальную идею», при отсутствии таковой. Ничего, кроме «стабильности», которая при ближайшем рассмотрении являет собой некое «согласие по умолчанию». Хотя такая ситуация сложилась не только в  Казахстане. С другой стороны это и пугает – будто кто-то все этим бедламом специально дирижирует из космоса и мстит всем постсоветским странам за «былое мировое величие».

Таким же «согласием по умолчанию» является «евразийство» в его сегодняшнем виде: все понимают, что без Москвы как арбитра, трудно будет унять, если вдруг что, всех, кого нужно унять. Всем давно понятно, что «Китай» (Чина-отец?) в качестве «матушки» – как-то не то… Хотя на данный момент, ожидавшихся экономических коврижек от «евразийства», по крайней мере, в Казахстане, никто не вкусил. 

Еще пример, Ассамблея народов Казахстана – для того и создавалась, чтобы быть таким «заменителем» «родимых национальных пятен» новой исторической общности людей – советский народ. Но те же проблемы – мы все «казахи» или «казахстанцы»? – со всеми вытекающими национальными реноме с поправкой на сегодняшние реалии казахи уже не совсем скотоводы, уйгуры не только торговцы, русские еще якобы пролетарии, а корейцы уже не луководы, а финансисты…

 Ну, а лозунг на сегодняшний день один – Лидер Нации. И тут никакой иронии.   

Знаете, есть такое выражение в единоборствах – «заглядывать за плечо». Это когда боец, которому еще предстоит бой с определенным соперником, а он уже разглагольствует о том, как он будет бить чемпиона, на которого он выйдет, выиграв предстоящий бой с таким же претендентом, как и он сам. Понимаете? Но человеку, общественно-политически заточенному, свойственно заглядывать за плечо осязаемой действительности и строить планы на будущее, на самом-то деле, в  неведомое будущее.

Другими словами, безусловно, есть процесс, а содержание во многом еще впереди. Другой вопрос, подойдут ли мехи для нового вина, само то вино, возможно, еще в только в гроздьях. Будем надеяться, что не гнева…

Экспертное мнение

Каражанов Замир, политолог (г. Алматы, Казахстан).
Дадабаева Зарина Абдурахмановна, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН (г. Москва, Россия).
Трапш Николай Алексеевич, директор автономной некоммерческой научно-исследовательской организации «Центр междисциплинарных гуманитарных исследований» (г. Ростов-на-Дону, Россия).
Трапезникова Анжелика Сергеевна, исполнительный директор Политологического центра «Север-Юг» (г. Москва, Россия)
Калинин Александр Евгеньевич, зам. министра культуры и внешних связей Оренбургской области (г. Оренбург, Россия)
Рябых Сергей Валерьевич, руководитель Управления Россельхознадзора по Оренбургской области (г. Оренбург, Россия)