«Содружество народов Евразии»
Автономная некоммерческая организация
по содействию в развитии сотрудничества
стран Содружества Независимых Государств

+7 (3532) 37-25-64

niiural@mail.osu.ru
avenali@mail.ru

«Некоторые вопросы академической и научной интеграции на евразийском пространстве»

Ерназаров Жаскайрат Тлеккабылович, проректор по учебной работе ЗКИТУ (г. Уральск)

Некоторые вопросы академической и научной интеграции на евразийском пространстве

Вопросами интеграции на евразийском пространстве замаются многие научные и научно-образовательные центры, что свидетельствует о большом интересе, которые проявляют исследователи к интеграционным процессам на постсоветском пространстве [1].

На современном этапе развития системы образования всеми признается необходимость интеграционных процессов на всем постсоветском пространстве. Это подтверждается большим количеством публикаций на данную тему в периодических изданиях и научных трудах. В целом, формирование общего образовательного пространства рассматривается как условие расширения и углубления всех форм отношений между постсоветскими государствами, ориентируясь на приоритеты таких объединений как СНГ, ШОС и ЕврАзЭс [2].

Системы образования стран СНГ хоть и имеют единый исторический корень, за годы реформирования системы образования в разных странах приобрели национальные особенности. Политика сближения государств ведёт к тому, что в скором времени придётся разрабатывать механизмы взаимного признания дипломов, что может усложнить научное сотрудничество. Предметом интеграции станет содержание образования, образовательные стандарты, связь образования с фундаментальной наукой, качество учебников, связь с работодателями и т. д. Общая цель интеграции заключается в ориентированности образования на достижение качества конечного продукта, т. е. уровня подготовки выпускников вузов. Это, в свою очередь, облегчит еще один важнейший аспект интеграции, академическую мобильность, и будет способствовать выработке решений по проблемам признания и эквивалентности дипломов.

В настоящее время, для создания общего образовательного пространства стран СНГ разработана необходимая нормативно-правовая база, создающая организационную основу для развития академической и научной интеграции [3]. 

Так, 15 мая 1992 г. в рамках СНГ было заключено Соглашение о сотрудничестве в области образования в целях реализации согласованной политики в области образования, разработки путей и механизмов практического осуществления совместных программ и проектов на многосторонней основе. А 17 января 1997 г. были подписаны Концепция и Соглашение о сотрудничестве по формированию единого образовательного пространства Содружества Независимых Государств. Для реализации Концепции был создан Совет по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ, в рамках которого стороны обязались осуществлять взаимодействие в разработке и применении образовательных стандартов.

Также, государствам содружества в качестве международного нормативного документа по вопросам интеграции образования были рекомендованы модельный закон «Об образовании», «Модельный Образовательный кодекс для государств-участников СНГ». 31 мая 2001 г. на заседании Совета министров иностранных дел Содружества были одобрены проекты двух соглашений: о координации усилий в области лицензирования образовательной деятельности, аттестации и аккредитации учебных заведений; о порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений на территории государств-участников СНГ. Министрами образования Армении, Беларуси, Казахстана, Таджикистана, России подписан Протокол о признании и эквивалентности документов государственного образца об образовании, ученых степенях и ученых званиях стран Содружества и утверждена Концепция информационного обмена в сфере образования. Утверждено Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов о среднем (общем) образовании, начальном профессиональном и среднем профессиональном (специальном) образовании (Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 декабря 2005 года N 1181), Постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 сентября 2010 года № 961 утверждено Соглашение о сотрудничестве государств-членов Евразийского экономического сообщества в сфере аттестации и/или аккредитации образовательных организаций/учреждений (образовательных программ).

Соглашением о сотрудничестве государств-членов Евразийского экономического сообщества в области образования от 11 декабря 2009 года и Соглашением о сотрудничестве государств-членов Евразийского экономического сообщества в сфере аттестации и/или аккредитации образовательных организаций/учреждений (образовательных программ) от 21 мая 2010 года, учитывая стремление Сторон к созданию общего образовательного пространства и общего рынка труда, желая способствовать дальнейшему развитию и углублению многостороннего сотрудничества в области образования и науки, стремясь к установлению норм взаимного признания и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях, принято Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 февраля 2013 года № 114 «О подписании Соглашения о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях в Евразийском экономическом сообществе»

В Статья 10 «Соглашения о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях в Евразийском экономическом сообществе» сказано «Дипломы кандидата наук и доктора наук, аттестаты доцента и профессора, выданные в государствах Сторон, дипломы доктора философии (PhD) и доктора по профилю, аттестаты ассоциированного профессора (доцента), выданные в Республике Казахстан, признаются каждой из Сторон в порядке, предусмотренном законодательством ее государства». И даже сейчас, например, привлекая специалиста с ученой степенью защитившегося после 1993 года за пределами Казахстана уже возникают трудности учета степени без процедуры признания эквивалентности степени, то же самое в отношении граждан Казахстана защитившихся в России, но только обучавшихся в аспирантуре по заочной форме обучения или же защитившихся после соискательства. В таких случаях, с процессуальной точки, зрения пройти признание практически невозможно.  

Процессы интеграции в образовании на постсоветском пространстве прослеживаются в создании научных сообществ, ассоциаций, союзов и др. Например, Евразийская Ассоциация университетов (ЕАУ), Союза молодых ученых и специалистов Евразии и др.

Будучи составной частью образовательного пространства, вузы имеют такие преимущества как: возможность расширения и увеличения контингента студентов, что означает увеличение финансовых ресурсов. Поэтому европейский опыт свидетельствует, что было расширено поле ответственности ВУЗов за развитие общего образовательного пространства. Межвузовское сотрудничество, в части программ совместных и двойных дипломов стали основным инструментом формирования общеевропейского пространства высшего образования и научных исследований. Также эффективной и широко развитой формой европейского сотрудничества являются программы академических и научных обменов и стажировок студентов и преподавателей [4].

Наиболее актуальными в плане академической и научной интеграции и представляют большой практический интерес для казахстанских вузов следующие направления:

- механизмы интернационализации высших учебных заведений Республики Казахстан и оценка качества процессов интернационализации;

- стратегическое планирование международной деятельности университетов;

- развитие академической мобильности как обучающихся, так и преподавателей;

- реализация совместных образовательных программ, в особенности двудипломных программ с зарубежными университетами.

Все страны СНГ проявили заинтересованность в участии в Болонском процессе, видя в этом возможность приближения своих систем высшего образования к мировым стандартам. Участие в Болонском процессе может сыграть положительную роль в развитии общего образовательного пространства на территории СНГ.

Глобализация высшего образования стимулирует активное международное сотрудничество образовательных организаций, как на институциональном уровне, так и на уровне образовательных программ. В настоящее время можно выделить два уровня: 1) глобальный уровень, представленный общемировыми образовательными организациями, главной целью деятельности которых является создание единого мирового образовательного пространства (ЮНЕСКО, Болонский процесс, Университет ШОС) и 2) региональный уровень, в который входит Совет по сотрудничеству стран СНГ в области образования (на данный момент в него входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдавия, Россия, Таджикистан). Вузы разных стран объединяют свои усилия в разработке и реализации международных совместных образовательных программ различного уровня и вида. В рамках разработки и реализации международных совместных образовательных программ стороны принимают на себя общие обязательства по отношению к целям и содержанию образовательных программ.

В соответствии с определением, данным директором Национального офиса Erasmus+ в России Олейниковой О.Н., совместная программа – это программа, в которой партнеры согласовали все ее основные элементы (такие как учебный план, методика преподавания, система обеспечения качества, включая европейскую систему переноса зачетных единиц (ECTS), правила и принципы оценки, требования к содержанию, преподавателям и набору студентов); предусмотрена мобильность с периодами обучения за рубежом (в университетах-партнерах), которые признаются автоматически; осуществляется совместное управление программой; в основе сравнимости лежат результаты обучения  и все университеты-партнеры признают присуждаемые дипломы/степени [5].

Международные совместные образовательные программы разрабатываются для повышения мобильности студентов и преподавателей, обмена опытом и сотрудничества.

Важным условием устойчивого роста и развития международных совместных образовательных программ является наличие эффективной системы обеспечения качества на институциональном уровне и уровне образовательной программы. В Берлинском коммюнике 2003 г. сформулирован принцип, согласно которому в совместных программах, где участвуют несколько университетов, ответственность за внутренние процедуры обеспечения и контроля качества остается за университетом, присваивающим степень. Качество образования в контексте международной совместной образовательной программы – это интегральная характеристика системы предоставления студентам образовательных услуг и ее результатов, выражающая меру их соответствия установленным требованиям и ожиданиям.

Общеевропейское пространство высшего образования характеризуется многообразием подходов к обеспечению качества образования. Соответствие требованиям и ожиданиям потребителей и заинтересованных сторон в различных подходах обеспечивает «общую основу» – стандарты ESG. Данные стандарты и рекомендации применяются к процедурам обеспечения качества всех типов образовательных программ, в т.ч. международных совместных.

Стандарты ESG базируются на четырех принципах обеспечения качества в европейском образовательном пространстве: 

– высшие учебные заведения несут основную ответственность за качество предоставляемого образования и его обеспечение; 

– обеспечение качества отвечает потребностям разнообразных систем высшего образования разных стран;

– обеспечение качества поддерживает развитие культуры качества;

– обеспечение качества принимает во внимание потребности и ожидания студентов и других заинтересованных сторон.

Важное значение в реализации международных совместных образовательных программ имеет четкое определение уровней ответственности и обеспечение качества на каждом из них.

Контроль качества обучения по международным совместным образовательным программ в части ответственности конкретной организации образования осуществляется в установленном порядке. Представители вуза-партнера и внешние эксперты могут проводить мониторинг качества обучения по международным совместным образовательных программ, если это предусмотрено соглашениями между партнерами.

Конференция министров образования государств-участников СНГ приняла решение о выработке общих подходов к развитию системы дистанционного образования в СНГ, к сотрудничеству с Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.

Сотрудничество в области подготовки квалифицированных специалистов приобретает все большую актуальность в связи с увеличением межгосударственных контактов в разных областях.

Ярким примером реализации международных совместных образовательных программ является опыт сотрудничества Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилёва в Астане и филиала МГУ им. М. Ломоносова. С другой стороны ЕНУ является структурной единицей Университета ШОС и предоставляет научную базу для исследования идей евразийской интеграции. [6].

В 2010 году Казахстан стал полноправным участником Болонского процесса и активно внедряет его параметры.

На сегодняшний день в стране законодательно закреплена трехуровневая система высшего образования «бакалавр-магистр-доктор PhD» и в продвигаются следующие современные тренды:

Разработана казахстанская модель перезачета кредитов по типу ECTS с применением переводного коэффициента.

В рамках программы академической мобильности вузы отправляют на обучение студентов и ППС, привлекают зарубежных специалистов из стран Европы, США, Юго-Восточной Азии, России и др. Выпускникам вузов выдается Европейское приложение к диплому (Diploma Supplement).

Казахстан значительно продвинулся вперед в создании системы независимой аккредитации. Аккредитацию вузов проводят независимые агентства, внесенные в Национальный реестр аккредитационных агентств.

Ученые и исследователи Казахстана вовлекаются в Европейское исследовательское пространство благодаря Седьмой Рамочной Программе ЕС («Горизонт-2020»).

Утверждена Национальная рамка квалификаций, которая сопоставима с Европейской рамкой квалификаций. Разработаны и утверждены отраслевые рамки квалификаций и профстандарты.

Ведется работа по подготовке к самосертификации НРК.

Работа над реализацией обязательных, рекомендательных и факультативных параметров Болонского процесса способствует комплексному совершенствованию качества казахстанского образования, усилению интернационализации, а также развитию академической мобильности.

14-15 мая 2015 года в г. Ереван (Армения) прошла Девятая конференция министров образования Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) на котором принято обновленная версия Cтандартов и рекомендаций по обеспечению качества в ЕВПО (Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area – ESG) и IV Болонский политический форум. В мероприятии приняли участие делегации 48-ми стран-участниц Болонского процесса, а также 16-ти приглашенных стран из других регионов. Принятое министрами Ереванское коммюнике содержит ключевые приоритеты развития Болонского процесса, среди которых повышение качества образовательных услуг, содействие трудоустройству выпускников на протяжении всей их трудовой карьеры, доступ к высшему образованию (инклюзивность), реализация структурных реформ.

В рамках исполнения обязательств, принятых странами ЕПВО в ходе Ереванской конференции, Казахстан заинтересован в дальнейшей модернизации высшей школы и повышении экспортного потенциала образовательных услуг среди стран-участниц Болонского процесса.

Кроме того, Казахстан ведет работу по укреплению позиций в рамках образовательного пространства стран СНГ и Центральной Азии. Наша страна выступила с инициативой о создании Центрально-Азиатского Бюро по Болонскому процессу. Такой образовательный хаб позволит странам региона гармонизировать национальные системы образования и найти пути решения общих проблем.

Современная образовательная политика Казахстана во многом зависит от дальнейшей интеграции страны в международное научно-образовательное пространство. При этом Болонский процесс стал ключевой вехой для трансформации системы образования Казахстана.

В этой связи изучение международного опыта и дальнейшая работа над внедрением в систему высшего образования Казахстана основных принципов и параметров Болонского процесса должна быть продолжена.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что интеграция в образовательной сфере является актуальным процессом на евразийском пространстве.

Таким образом, описанные процессы свидетельствуют о начавшихся положительных тенденциях в развитии процесса интеграции на разных уровнях, взаимосвязанных и взаимопроникаемых между собой. Межвузовское сотрудничество может стать ключевым фактором в создании и развитии общего образовательного пространства на территории стран-участниц СНГ.

 

Примечание

1. См.: Пивовар Е.И. Постсоветское пространство: альтернативы интеграции. СПб., 2010; Маныкин А.С., Бородаев А.В., Власов А.В., Гущин А.В., Левченков А.С., Пивовар Е.И., Наумова Н.Н., СидоровА.А. Модели региональной интеграции: прошлое и настоящее: Учеб. пособие. М., 2010; Безбородов А.Б., Дробижева Л.М., Елисеева Н.В., Зимина В.Д., Красовицкая Т.Ю., Павленко О.В. Отечественная история новейшего времени: 1985–2008 гг.: Учебник. М., 2009; Безбородов А.Б., Елисеева Н.В., Красовицкая Т.Ю., Павленко О.В.История России в новейшее время: 1985–2009 гг.: Учебник. М., 2013; Горизонтов Л.Е. Историческое сознание и национальная идентификация в постсоветстких Украине и Белоруссии: Тезисы к постановке проблемы // Национальное самосознание славянских народов в современном мире. М., 2004; Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века: Почему не интегрируются страны СНГ. М., 2001; Косикова Л.С. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве: идеи и практика. М., 2008; Чаевич А.В. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве и их влияние на национальную безопасность Российской Федерации. М., 2005; Косикова Л.С. Итоги 15-летнего развития государств СНГ и их взаимного сотрудничества // К каким альянсам ведет «цивилизованный развод»: Рациональное иррациональное в российской политике в СНГ: Материалы «круглого» стола, посвященного 15-летию образования СНГ. М., 2007; Халевинская Е.Д. Интеграция, сотрудничество и развитие на постсоветском пространстве. М., 2012; Быков А.Н. Постсоветское пространство: стратегии интеграции и новые вызовы глобализации. - СПб., 2009.

2. Реализация Болонского процесса в Казахстане: модернизация подходов в контексте современных трендов. – Алматы, 2015. – 63 с.; Лапин К. А. Развитие образовательного пространства на территории стран СНГ и ближнего зарубежья // Вестник Кузбасской государственной педагогической академии 1(26), 2013; Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы: аналитический обзор.- М.: ГУ-ВШЭ, 2003; Студенчество стран ШОС: социокультурное измерение: коллективная монография / Под ред. Ю.Р.Вишневского. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. – 288 с.; Садовничий В.А. Приветственная речь на X съезде Евразийской Ассоциации университетов.- М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 19 апреля 2007.; Абдраимов Б.Ж. Межвузовское сотрудничество как ключевой фактор развития общего образовательного пространства: евразийское измерение [Электронный ресурс]. - Режим доступа. URL: http://www. ia-centr.ru. (дата обращения: 16.02.2016).

3.Лапин К. А. Развитие образовательного пространства на территории стран СНГ и ближнего зарубежья // Вестник Кузбасской государственной педагогической академии 1(26), 2013.

4. Садовничий В. А. Приветственная речь на X съезде Евразийской Ассоциации университетов.- М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 19 апреля 2007.

5. Руководство по качеству международных совместных образовательных программ (уровень магистратуры). - Москва, 2015

6. Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилёва [Электронный ресурс]. -  Режим доступа. URL: http://www. enu. kz

Экспертное мнение