«Содружество народов Евразии»
Автономная некоммерческая организация
по содействию в развитии сотрудничества
стран Содружества Независимых Государств

+7 (3532) 37-25-64

niiural@mail.osu.ru
avenali@mail.ru

Искандер Гилязов: Созидательный потенциал культуры тюркских народов

В ходе прошедшего в сентябре 2022 г. Конгресса тюркологов «Юрта» в г. Уфе специалисты самых разных областей науки обсудили вопросы исторического развития и современного положения тюркских народов России и стран Центральной Азии. В числе российских ученых участие в Конгрессе принял директор Института татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан, профессор Гилязов Искандер Аязович. В ходе мероприятия спикер ответил на вопросы экспертов Центра «Берлек-Единство»: 

Нашу страну населяет множество тюркских народов. Однако можно утверждать, что сегодня в отечественной науке не так много ученых-тюркологов. Как привлечь в тюркологию новых специалистов? 

– Феномен тюркизма меня заинтересовал в то время, когда я изучал проблемы проявления коллаборационизма представителей тюркских народов в годы Второй мировой войны. Постепенно этот интерес стал целенаправленным, и в результате мной был подготовлен спецкурс «Тюркизм: становление и развитие (характеристика основных этапов)» для студентов Казанского университета, а также монография «Тюркизм и пантюркизм. Единство в языке, делах и мыслях». Возможно, и молодых ученых можно привлечь через интерес к истории нашей страны, в которой тюркские народы неотчуждаемо присутствуют. 

На прошедшем Конгрессе тюркологов в г. Уфе многие эксперты поднимали вопросы трансформации отношения к тюркским народам в истории стран Евразии. Правда ли, что тюркский фактор активно использовался политическими силами уже в XIXXX веках?

– В первую очередь хочу отметить постоянное, на протяжении десятилетий своеобразное восприятие идеологии тюркизма извне и изнутри. Основатели этой идеологии (Гаспринский, Хусейнзаде, Акчура) вкладывали в нее главным образом культурно-просветительский смысл, считая действенным инструментом в росте национального самосознания и культуры тюркских народов.  Впоследствии были попытки его использования в политической борьбе, и даже в военных акциях (пример, Османская империя в период Первой мировой войны и авантюристская деятельность Энвера-паши). Тем не менее основные апологеты тюркизма все-таки представляли именно культурно-просветительское направление.

Если же смотреть со стороны, то представителями нетюркских народов, политиками и дипломатами, тюркизм, во-первых, практически всегда воспринимался как нечто сложное, непонятно, и даже враждебное. Примеры: Россия начала ХХ в., СССР в 1920–30-е годы и борьба с пантюркизмом, который рассматривался как родственная фашизму идеология.

Во-вторых, в ХХ в. мы видим несколько больших попыток политической инструментализации тюркского фактора и идеологии тюркизма. Примеры: вновь Османская империя в период Первой мировой войны и в особенности показательная попытка нацистской Германии в период подготовки и после начала войны против СССР (1939–1942 гг.). Нацистские теоретики воспринимали идеологию тюркизма именно как идеологию расистскую, родственную, способную вдохновить представителей тюркских народов, проживающих в СССР, а также способствовать включению в войну Турции как потенциального союзника Германии.

Учитывая современные геополитические риски, как избежать повторения попыток спекуляции на тюркском факторе в России и Центральной Азии?

– На мой взгляд, сегодня необходимо уходить от таких в общем бесполезных попыток инструментализации идеологии тюркизма и тюркского фактора, а обратить больше внимания именно на созидательную его сторону.

Если говорить о перспективах тюркизма, то их лучше видеть в культурно-просветительской сфере. О каком-либо потенциальном политическом объединении тюркских государств и народов в будущем вряд ли можно говорить серьезно. За десятилетия жизни врозь, в условиях коммунистического режима, когда связи в политической сфере были просто невозможны, когда обвинение в национализме считалось одним из самых тяжких грехов, за то время, когда возникли независимые тюркские государства в Центральной Азии, тюркские народы прошли разный путь, который не сближал, а во многом отдалял их друг от друга.  Поэтому и возможным, и плодотворным является в настоящее время аспект культурно-просветительский, связи в сфере культуры, просвещения, науки и искусства, в которых у тюркских народов есть немало точек соприкосновения и которые призваны по-настоящему сближать духовную жизнь этих народов. И в сфере культурно-просветительской есть реальный интерес тюркских народов друг к другу, понимание исторической и культурной близости. Этот созидательный потенциал, безусловно, может и должен быть использован. Причем Россия как родина многих тюркских народов должна перехватывать инициативу у Турции – она вполне может стать центром их притяжения и культурного сближения (в качестве некоего образца вспомним деятельность группы стратегического видения «Россия – исламский мир»).

И это должно основываться как на традиции, так и на скрупулезном и максимально объективном осмыслении пройденного тюркскими народами исторического пути. Вполне можно инициировать многие совместные проекты в научной и культурной сферах: проведение научных исследований в области истории, языкознания, этнографии, археологии, культуры и др., совместные публикации, организация форумов наподобие Первого тюркологического съезда 1926 г., совместные периодические издания – таких точек соприкосновения, думается можно найти немало.

Проект «Конгресс тюркологов «Юрта» реализуется Центром геополитических исследований «Берлек-Единство» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Экспертное мнение