«Содружество народов Евразии»
Автономная некоммерческая организация
по содействию в развитии сотрудничества
стран Содружества Независимых Государств

+7 (3532) 37-25-64

niiural@mail.osu.ru
avenali@mail.ru

Артур Сулейманов: Как трудовые мигранты ЕАЭС адаптируются к условиям пандемии

В мае 2020 года исполняется 6 лет с момента подписания договора о Евразийском экономическом союзе. За это время в рамках организации было реализовано множество интеграционных проектов, которые значительно упростили жизнь граждан стран-участниц ЕАЭС.

Серьезным достижением интеграционного объединения стало создание единого рынка труда, обеспечивающего равные права при трудоустройстве в любом государстве-члене Союза. Теперь трудовым мигрантам (из ЕАЭС) не требуется получать разрешительные документы на трудоустройство, в то время как гражданам других государств необходимо оформить патент.

Стоит отметить, что изменились в лучшую сторону и условия пребывания трудовых мигрантов: граждане и члены их семей могут находиться на территории стран ЕАЭС до 30 дней без регистрации.

По данным Аналитического портала RuBaltic.Ru: «Трудовая миграция в условиях единого рынка ЕАЭС стала стимулирующим фактором для экономик всех членов Союза. Особенно это сказалось на Кыргызстане и Армении. Правительства этих республик рассматривают трудовую миграцию как положительный фактор, уменьшающий уровень безработицы и снижающий социальную напряженность. Она позволяет гражданам, выезжающим из своей страны на заработки, поддерживать свои домашние хозяйства на Родине денежными переводами, которые в соотношении к ВВП для Кыргызстана составляют 32 %, а для Армении – 15 %. Главная принимающая страна для обоих государств – Россия».

 

От интенсивной стратегии к экстенсивному эффекту

В целом создание благоприятных условий для трудовых мигрантов следует отнести к интенсивной стратегии ЕАЭС, когда происходит углубление экономической интеграции за счет качественных изменений внутри организации (единый рынок труда, единое образовательное пространство), обеспечивающих равные права при трудоустройстве в любом государстве объединения.

Как отмечает Президент России Владимир Путин в интервью программе «Москва. Кремль. Путин»: «По поводу количества стран: мы не спешим ни к расширению, не спешим к тому, чтобы перепрыгивать через определенные этапы. Почему? Потому что мы смотрим на то, как развиваются интеграционные процессы в других регионах мира, скажем, в той же Европе возникло много сложностей. Поэтому нужно двигаться постепенно, не спеша».

В тоже время мы наблюдаем за тем, как интенсивная миграционная повестка заметным образом влияет и на перспективы географического расширения ЕАЭС (Таджикистан, Узбекистан и другие). То есть когда «качество» может перерасти в «количество». Хотя такой конкретной цели на сегодняшний момент ни кем и не ставится.

На данный момент одним из наиболее вероятных потенциальных участников ЕАЭС считается Республика Таджикистан. Заинтересованность Таджикистана евразийским объединением определяется тремя факторами: экономическим (в экономическом плане Таджикистан связан с российской экономикой); институциональным (Таджикистан является участником ряда евразийских структур); корпоративным (возможность оказывать влияние на экономическую и торговую политику большого региона, без ущерба суверенитету страны).

 

Вступление в ЕАЭС как взвешенное решение

Вступление в ЕАЭС рассматривается Таджикистаном взвешено. Ни страны Евразийского союза, ни Таджикистан не преследуют политической цели решить этот вопрос любой ценой. Более того, европейский опыт интеграционного развития доказывает, что искусственное вступление государства в интеграционный союз создает лишь дополнительные риски и проблемы и не способствует прогрессивному движению организации.

Поэтому важно четко понимать цель и последствия от интеграции, а также детали переговорной практики по переходному состоянию. Только посредством системной подготовки и работы всех институтов управления страны возможен позитивный итог интеграционного пути.

Таджикистан присматривается к ЕАЭС, оценивает практические выгоды и издержки от участия в интеграции, анализирует опыт других государств (прежде всего, Кыргызстана и Армении). 

При этом вопрос трудовой миграции занимает серьезное положение в экономической политике Республики Таджикистан, и сформированный единый рынок труда, безусловно, является для нее привлекательным.

Примерно такой же стратегической тактики сегодня придерживается Узбекистан, миграционный фактор также важен для этой страны. Поэтому государством рассматриваются различные форматы участия в ЕАЭС. Помимо полноправного участия в интеграционном объединении, возможны варианты получения Узбекистаном статуса наблюдателя или партнера.

Единый рынок труда ЕАЭС дает реальный шанс на более сбалансированную миграционную и демографическую политику внутри интеграционной структуры. 

Все описанное выше можно было бы отнести к позитивным, а, главное, реальным сценариям развития евразийской интеграции в краткосрочной (или долгосрочной) перспективе, если бы не одно но.

 

Трудовые мигранты – как узники пандемии

Как и все мировое сообщество страны ЕАЭС столкнулись с глобальной угрозой – пандемией коронавирусной инфекции, которая внесла свои коррективы в стратегию развития трудовой миграции и евразийской интеграции. Интенсивный и экстенсивный сценарий развития ЕАЭС сменились адаптацией к текущим вызовам пандемии.

Сложная эпидемиологическая обстановка в мире заставила применять строжайшие меры всем странам ЕАЭС:  закрытие границ (Россия), введение чрезвычайного положения (Казахстан, Армения), изоляция (Кыргызстан, Беларусь), отмена или перенос праздничных (памятных) мероприятий.

В итоге тысячи людей оказались застрявшими в аэропортах стран ЕАЭС и не могли сразу вернуться домой. Большая часть из них – это трудовые мигранты из стран Центральной Азии.

По данным пресс-центра МВД РФ, с 1 марта по 8 апреля 2020 года Россию покинуло порядка 1,2 млн. иностранных граждан, и более 97,7 тысяч иностранцев обратились за продлением срока временного пребывания в стране.

В связи с этим нужны были более решительные меры в вопросе трудовых мигрантов и дальнейшей адаптации ЕАЭС к сложившейся ситуации.

 

За оформление трудового патента сейчас платить не нужно

Президент России Владимир Путин в целях предупреждения распространения коронавируса подписал указ, согласно которому, в период с 15 марта по 15 июня 2020 года мигрантам не нужно будет платить за оформление трудового патента. Согласно документу, в течение этого времени не будут учитываться сроки пребывания иностранцев, а, следовательно, не сможет истечь срок действия документов, в том числе трудового патента.

Теперь иностранцы, у которых истекает срок действия документов, смогут в течение 3 месяцев остаться в России. Кроме патента, им не нужно будет продлевать действие визы, вида на жительство и других документов, необходимых для разрешения трудоустройства в России.

 

О недопустимости остановки интеграции в условиях пандемии

14 апреля в режиме видеоконференции прошел саммит ЕАЭС, на котором лидеры России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Армении заявили о недопустимости остановки интеграции в условиях пандемии. «Борьба с пандемией COVID-19 не должна приводить к разрыву наработанных кооперационных связей, остановке международной торговли, прекращению инвестиционной деятельности», – говорится в совместном заявлении по итогам саммита ЕАЭС. Лидеры стран ЕАЭС на фоне пандемии коронавируса также призвали все государства прекратить вооруженные конфликты, торговые войны и односторонние санкции.

Кроме того, в заявлении отмечается, что меры оперативного и системного характера, принимаемые входящими в объединение государствами, направлены на смягчение воздействия пандемии на экономики стран и обеспечение функционирования единого экономического пространства. Со снятием угроз для жизни и здоровья людей они будут отменены.

Адаптивный сценарий развития трудовой миграции, сменивший интенсивно-экстенсивную стратегию развития ЕАЭС, себя полностью оправдывает и соответствует состоянию социально-экономической ситуации в мире. Но нужно понимать, что инфекционная пандемия когда-нибудь закончится и придется догонять темпы экономического роста в рамках ЕАЭС. В будущем же видится, что развитие миграционной ситуации по интенсивно-экстенсивному сценарию приведет к позитивным и благоприятным последствиям как для национальных экономик стран ЕАЭС, так и для единого рынка труда.

Сегодня страны ЕАЭС на деле демонстрируют свою способность оперативно принимать необходимые меры. Совместное противостояние общей угрозе проявляется как в принятых нормативных документах, так и в самих инициативах, исходящих от лидеров и правительств государств ЕАЭС. Только совместная слаженная работа позволит защитить жителей государств евразийского объединения, минимизировать ограничения для единого рынка труда на территории ЕАЭС.

Экспертное мнение