«Содружество народов Евразии»
Автономная некоммерческая организация
по содействию в развитии сотрудничества
стран Содружества Независимых Государств

+7 (3532) 37-25-64

niiural@mail.osu.ru
avenali@mail.ru

Алексей Чекрыжов: Новые следы внешнего вмешательства – Каракалпакстан

Начало июля в Узбекистане ознаменовалось трагическими событиями в Каракалпакстане. Несколько тысяч человек вышли на акцию протеста в Нукусе, связанную с поправками в Конституцию. Население автономии выступило против изменений, согласно которым Республика Каракалпакстан теряла статус «суверенной» и лишалась соответствующей возможности выхода из состава страны с помощью референдума.

Несмотря на то, что с целью деэскалации конфликта первичные требования протестующих были выполнены властями довольно быстро, беспорядки не прекратились. В течение нескольких дней организованные группы нападали на военные посты, административные здания и на международный аэропорт. Генеральная прокуратура Республики Узбекистан также сообщила о многочисленных повреждениях транспортной инфраструктуры. В результате для урегулирования ситуации в Нукус прибыл глава Узбекистана Шавкат Мирзиёев. Президент провел несколько встреч с местными депутатами и общественниками, в ходе которых пообещал не менять гарантирующие права автономии статьи Конституции Узбекистана.

Эксперты высказывают различные мнения о характере причин прошедших беспорядков. Изначально в ходе протеста звучали высказывания о том, что насильственные акции в Каракалпакстане спровоцированы отдельными парламентскими группами. Предлагаемые изменения в Конституцию Республики Узбекистан находились в зоне ответственности особой конституционной комиссии. Иными словами, именно парламентские структуры вносят предложения о поправках в Конституцию, чем могли воспользоваться различные недобросовестные интересанты.

Однако, наибольшая часть экспертов все же считает такой сценарий «теорией заговора». Политологи из Узбекистана и других государств Центральной Азии придерживаются мнения, что основная вина профильной комиссии заключается в отсутствии общих социальных исследований, которые должны были предварять вынесение поправок на обсуждение. Изменения в Конституцию должны были опираться на соответствующие научные изыскания в области социальных, политических, экономических отношений, что не было учтено.

В пользу этого аспекта критики конституционной комиссии говорит и то, что Нукус и без того не стал бы поднимать вопрос о потенциальном отделении автономии от Узбекистана. Каракалпакстан считается глубоко дотационным регионом, на содержание которого направляются ощутимо большие средства из бюджета страны. При том, что этот регион занимает более 40 % Узбекистана, на его территории проживет всего около 2 млн человек. Среди острых социальных проблем эксперты выделяют безработицу, особенно среди молодежи, нехватку пресной воды, а также ряд экологических проблем, связанных с обмелением Арала. В таких условиях сепаратистских настроений в Каракалпакстане не существовало. Однако жители региона всегда относились трепетно к своему статусу автономии, который для многих был тождественен защите языка и культуры.

Тем не менее, отсутствие намерений по отделению от Узбекистана не стало гарантом социального спокойствия. Выносимые поправки в Конституцию Республики Узбекистан, даже без учета всех ошибок и недоработок, стали бикфордовым шнуром. Теперь соответствующим органам безопасности Узбекистана предстоит выяснить кто поднес спичку. Президент Узбекистана уже озвучил, что беспорядки в Нукусе готовились в течение нескольких лет при участии иностранных сил. По словам главы государства, конечной целью этого являлось создание межэтнического конфликта и посягательство на территориальную целостность страны.

Все это в очередной раз подтверждает, что внешние игроки рассматривают Центральную Азию в качестве региона для насаждения и транзита нестабильности. Январские события в Казахстане и протесты в Нукусе в таком ключе вполне укладываются в единую параллель. В этом контексте важным становится купирование проблемных зон во всем регионе, и таких территорий довольно много. Среди очевидных рисков, которые, к несчастью, еще могут раскрыться в полную силу – спящие экстремистские ячейки (их наличие уже не отрицается всеми государствами региона), фактор соседнего Афганистана, с территории которого возможен массовый исход террористов, а также массированная работа Запада с подконтрольными некоммерческими организациями и «общественниками».

Экспертное мнение