«Содружество народов Евразии»
Автономная некоммерческая организация
по содействию в развитии сотрудничества
стран Содружества Независимых Государств

+7 (3532) 37-25-64

niiural@mail.osu.ru
avenali@mail.ru

Алексей Чекрыжов: Демонтаж монополярности в приоритете ШОС

Современная система международных отношений подвержена неопределенности. Все сильнее разгораются глобальные экономический, энергетический и, конечно, геополитический кризисы. В этих условиях государства стремятся сформировать особые «подушки безопасности», и международные партнеры здесь играют далеко не последнюю роль. Отчасти этим объясняется возрастающий интерес многих мировых игроков к Шанхайской организации сотрудничества.

Как и ожидалось, сентябрьский саммит ШОС в Самарканде не стал протокольным. Наиболее ярким инфоповодом в медиаповестке саммита стало подключение к деятельности международной организации целого ряда новых стран. На прошедшей встрече глав государств был инициирован прием в число членов ШОС Республики Беларусь, а также подписан меморандум об обязательствах Ирана в рамках интеграции в организацию. Кроме того, ШОС теперь представлен новыми партнерами по диалогу, среди которых Саудовская Аравия, Египет и Катар. В дополнение, Бахрейн, Мальдивы, Эмираты, Кувейт и Мьянма стали кандидатами на этот статус.

Несмотря на то, что внимание общественности было приковано к интеграции в систему ШОС новых государств, саммит в Самарканде был наполнен и другими знаковыми событиями. Сегодня Шанхайская организация сотрудничества является политическим и экономическим союзом, и именно этих сфер касаются основные интересы стран-участниц.

Политическая повестка взаимодействия членов ШОС представлена фундаментальными векторами. События 2022 г. явно продемонстрировали, что глобальная политическая система окончательно переходит к парадигме формирования многополярного мира. Процессы этого переустройства в интересах все большего числа самых разных государств. При этом путь к многополярности уже сопровождается множеством локальных конфликтов. Отсюда и стратегическое стремление стран-участниц ШОС к обеспечению региональной безопасности. В Самаркандской декларации закреплены соответствующие пункты по вопросам урегулирования ситуации в Афганистане, разработке единого перечня террористических и экстремистских организаций и другие договоренности этой сферы.

Конечно, демонтаж существующего миропорядка сопровождается и тектоническими сдвигами в экономике. Большинство государств ШОС ждет от организации импульсов развитию экономического сотрудничества сторон. Одним из главных вопросов экономической повестки саммита стала торговля в национальных валютах. Увеличение доли собственной валюты в системе международной торговли сегодня является важным трендом для любого государства мира. Речь здесь идет о повышении экономической безопасности субъектов международных отношений. Кейс с беспрецедентными санкциями против России показал, что любые долларовые торговые процессы и зарубежные активы могут стать оружием в руках Запада. Государства мира серьезно относятся к этим рискам и стремятся нарастить доли национальных валют как минимум в трансграничных расчетах.

Стоит отметить, что формат Шанхайской организации сотрудничества не лишен справедливой критики. Стороны пока не пришли к детальным и структурно выверенным механизмам достижения поставленных целей. Инициативы в рамках организации соответствуют национальным интересам большинства государств-участников, однако алгоритмы решения задач предлагаются разные. В связи с этим ощутимо большая доля совместных решений в рамках ШОС все еще отводится на уровень двухстороннего взаимодействия государств.

Тем не менее, в активе Шанхайской организации остается главное – максимальная заинтересованность действующих партнеров и потенциальных новых членов ШОС в дальнейшем развитии организации. На это указывает и то, что участниками Самаркандского саммита стали главы многих государств, ранее не демонстрировавших интереса к этому международному союзу. К тому же, можно утверждать, что все стратегические решения в наднациональной среде уже приняты. На очереди второй шаг – реализация важных инициатив в реальном геополитическом и геоэкономическом поле.

Экспертное мнение