«Содружество народов Евразии»
Автономная некоммерческая организация
по содействию в развитии сотрудничества
стран Содружества Независимых Государств

+7 (3532) 37-25-64

niiural@mail.osu.ru
avenali@mail.ru

В Астрахани обсудили перспективы МТК «Север-Юг» в контексте региональной интеграции

24 Янв 2020

24 января 2020 г. в Астрахани состоялось очередное заседание Каспийского экспертного клуба. На встрече был презентован доклад ученых МГИМО, посвященный вызовам, стоящим на пути реализации Международного транспортного коридора «Север-Юг». Эксперты-международники, логисты, промышленники, представители органов государственной власти и экономисты разделились на 2 лагеря: тех, кто считает этот проект жизнеспособным, и тех, кто сомневается в его успехе.

Основной доклад на данную тему представил старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО, кандидат политических наук Алексей Токарев (соавтор доклада – аналитик ИМИ МГИМО Адлан Маргоев). По мнению эксперта, перед МТК «Север-Юг» сегодня существует ряд вызовов – бюрократических, экономических, политических, инфраструктурных. Однако все они решаемы.

К бюрократическим барьерам можно отнести необходимость доработки отдельных документов российского стратегического планирования в части приоритизации МТК. Это и «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г.», определяющая основные приоритеты в соответствующей сфере, и федеральный проект «Морские порты России» на 2019–2024 годы в котором заложены параметры увеличения мощности портов, в том числе Волго-Каспийского бассейна.

Среди инфраструктурных вызовов эксперты выделяют изношенность железной дороги Астара-Ялама в Азербайджане и низкий уровень электрификации железных дорог в Иране, а также отсутствие путей до порта Энзели и до Астары от Решта. Токарев упомянул санкции против Ирана и вылазки, периодически организуемые пакистанскими террористами возле иранского порта Чабахар – одной из стартовых точек МТК в качестве ключевых международных вызовов, стоящих перед «Севером-Югом». Также он подчеркнул, что торговля Индии сегодня ориентирована на страны Центральной Азии. По оптимистичным оценкам экспертов международного клуба «Валдай», грузооборот по коридору может достигнуть 5 млн. т, хотя 20 лет назад, когда проект существовал только на бумаге, заявлялись цифры в 30–50 млн. т. Для сравнения годовой оборот Суэца – 1 млрд. т.

Однако,  несмотря на существующие вызовы, эксперт предполагает, что преодолев их, МТК «Север-Юг» может стать крупным международным прорывом. «Надо работать, надо модернизировать транспортную систему, повышать уровень интеграции железных дорог России и Азербайджана, использовать Каспий для транзита контейнеров из Ирана и развивать астраханские порты», – говорит Токарев.

Международный транспортный коридор «Север-Юг» призван обеспечить связь между Индией и Европой через Иран и Азербайджан. Межправительственное соглашение о создании МТК было подписано Россией, Индией и Ираном в сентябре 2000 г. в ходе второй Евроазиатской конференции. Об этом напомнила руководитель проектов Каспийского экспертного клуба, заместитель директора Международного экспертного совета BakuNetwork, аналитик Гюльнара Мамедзаде.

Весьма эмоциональным оказалось выступление директора транспортно-логистической компании «Лакор» Игоря Загребельного:

«В стране пока нет единой стратегии развития МТК «Север-Юг». Для справки: по маршруту «Мумбай – Новороссийск» привезти 20-тифутовый контейнер стоит 1250 долларов. При желании мы до Астрахани не довезем по этой цене».

 Многие из присутствующих выступили в противовес пессимистичному настрою. К примеру, генеральный директор ОЭЗ «Лотос» Сергей Милушкин: «Коридор «Север-Юг» – это большая перспектива. Так считает В. В.Путин, который при подписании раздела дна Каспийского моря заявил о том, что у нас 25 млн. т грузов должны идти. Мы не можем оспаривать мнение Президента и согласны с ним».

«Есть поручение Президента от мая прошлого года, в котором совершенно четко указано Правительству России совместно с Правительством Астраханской области создать особую портовую экономическую зону. Документы мы все сдали, и в течение февраля ОЭЗ в районе порта Оля будет создана, что создаст первый этап предпосылок развития и льготы для перевозчиков, логистов, производителей, чтобы наполнить грузовой базой», – подчеркнул генеральный директор ОЭЗ «Лотос».

Он также поднял вопрос скорости грузоперевозок, которая актуальна в связи с ростом популярности интернет-торговли: «Авиация не выгодна экономически. По морю быстро не получится. Отсюда возникает некое конкурентное преимущество нашего коридора, которое видят даже в Европе», – говорит Милушкин.

Зам. министра промышленности региона Андрей Налимов также выразил надежду на развитие этого проекта: «В ближайшее время ситуация изменится. У нас есть хорошие условия в порту Оля – удобная транспортная составляющая и все необходимое для эффективной работы. Мы делаем большие ставки на участие в МТК «Север-Юг».

В целом заседание Каспийского экспертного клуба носило прикладной характер. В обсуждении приняли участие председатель Межрегионального профсоюза работников промышленности, транспорта и сервиса Владимир Босов, зам. начальника Астраханского агентства фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД», начальник железнодорожной службы АО «Морской торговый порт Оля» Сергей Бунин, проректор по приему в вуз и международной деятельности Астраханского государственного технического университета Сергей Виноградов, генеральный директор ООО «Автопаромный грузовой терминал» Вадим Кузнецов,  транспортный инженер ООО «ВТГ Проектная логистика» Алексей Рожко, президент ТПП Астраханской области Татьяна Шатеева.

Организаторами встречи выступили Центр международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия» и Астраханский государственный технический университет.

Экспертное мнение