«Содружество народов Евразии»
Автономная некоммерческая организация
по содействию в развитии сотрудничества
стран Содружества Независимых Государств

+7 (3532) 37-25-64

niiural@mail.osu.ru
avenali@mail.ru

Узбекистан-2016: потенциал и перспективы развития в контексте выборов

14 Окт 2016

Встречи экспертов России и государств Центральной Азии на площадке одного из ведущих региональных научных центров Российской Федерации стали уже традиционными. И традиционно их повестку дня составляют актуальные вопросы развития региона.

В этом смысле не стала исключением и тема нынешнего диалога – «Президентские выборы и перспективы политического развития Узбекистана» – значимая как с научной, так и с практической точки зрения.

Как отметила, приветствуя участников заседания, директор Института истории и международных отношений СГУ Татьяна Черевичко, для России Узбекистан является важным региональным партнером, отношения с которым – пример долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества. Поэтому для России важно, чтобы президентские выборы в Узбекистане прошли в спокойной обстановке, в соответствии с нормами законодательства и основными демократическими принципами.

Практический эффект полезности экспертной встречи также отметил модератор мероприятия – заместитель председателя Общественной палаты Саратовской области, заведующий кафедрой международных отношений и внешней политики России ИИМО СГУ Юрий Голуб. Предваряя дискуссию, он констатировал, что высказанные в ходе встречи оценки и прогнозы найдут отражение в конкретных рекомендациях для государственных органов власти, неправительственных организаций и бизнес-структур.

Тональность диалога определило эмоциональное выступление директора Института Демократии и прав человека, полковника юстиции Сайёры Ходжаевой. В содержательном докладе гостья из Ташкента представила развернутую картину динамики экономической ситуации и политического процесса в Узбекистане за годы независимости. В исторической ретроспективе были особо отмечены заслуги первого Президента Узбекистана Ислама Каримова, чья многолетняя деятельность на посту главы государства способствовала не только трансформации республики из «аграрной окраины» в государство с динамично развивающейся экономикой, но и сохранению стабильности в Центральной Азии, превращению региона в зону безопасности и устойчивого развития.

– Неожиданная смерть Ислама Каримова стала индикатором проверки общества на прочность. И это то, чего не ожидали многие. Каримов, даже уходя, сплотил народ Узбекистана. И это самое ценное, что он оставил после себя, – констатировала С. Ходжаева.

Также эксперт отметила, что начавшийся транзит власти уже ознаменовался мерами по реформированию экономики и административной системы республики. Временно исполняющий обязанности Главы государства Шавкат Мирзиёев обозначил ряд приоритетных задач, среди которых – повышение экспортного потенциала и создание конкурентоспособной продукции, поддержка предпринимательства, создание интегрированной международной транспортной сети, решение острой проблемы занятости населения.

В этом контексте особо был отмечен указ, изданный временно исполняющим обязанности Президента, от 5 октября текущего года о дополнительных мерах по ускоренному развитию предпринимательства, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата.

Указом устанавливается ряд принципиально новых механизмов государственного контроля, направленных на обеспечение надежных правовых гарантий от необоснованного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства, в частности внеплановых проверок.

Для повышения инвестиционной привлекательности республики вновь созданным производственным предприятиям с иностранными инвестициями предоставляется право применения в течение 5 лет ставок налогов и других обязательных платежей, действовавших на дату их регистрации.

В целях усиления форм парламентского контроля за исполнением законов в сфере защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства намечается создание института Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства при Олий Мажлисе Республики Узбекистан.

– В настоящее время в Узбекистане уже происходит ощутимая трансформация. Изменилась скорость принятия решений. Законы и поправки к ним, месяцами ожидавшие своей очереди, практически ежедневно пополняют правовые основы всех сторон жизни узбекского общества. За короткое время Ш. Мирзиёев осуществил заметные кадровые изменения в правительстве и регионах, создал общественную приемную, в которую уже поступило около 30 тысяч обращений граждан, – констатировала эксперт.

В позитивном ключе она отметила перезагрузку отношений с Кыргызстаном, перспективы улучшения экономических отношений с Таджикистаном, в том числе – начало диалога по болезненной теме строительства Рогунской ГЭС.

– Эта проблема пока еще далека от решения. Но сам факт ее конструктивного обсуждения на высоком уровне – явный сдвиг в лучшую сторону. Насколько велики эти перемены, пока трудно сказать, но о них уже заговорили правозащитники. На недавнем совещании ОБСЕ в Варшаве они выразили готовность к диалогу с Узбекистаном, – сказала С. Ходжаева.

В части приоритетов внешней политики было отмечено, что Узбекистан остается приверженцем курса многовекторности, развития конструктивных отношений со всеми странами и мировым сообществом, подтверждая свои обязательства по всем международным договорам.

При этом неизменной остается позиция неприсоединения страны к любым военно-политическим блокам, недопущения размещения на своей территории иностранных военных баз и иных военных объектов, а также пребывания военнослужащих Узбекистана за пределами страны.

Главными приоритетами внешней политики обозначены регион Центральной Азии, с которым непосредственно связаны национальные интересы Узбекистана, а также государства СНГ, и, в первую очередь, Россия.

Характеризуя начавшуюся электоральную компанию по выборам Президента Узбекистана, которые назначены на 4 декабря, С. Ходжаева подчеркнула, что она проходит на благоприятном социальном фоне в соответствии с нормами выборного законодательства страны.

Для участия в выборах выдвинуты кандидаты от четырех политических партий, в том числе и временно исполняющий обязанности Главы государства Ш. Мирзиёев. В настоящее время в республике работает ограниченная миссия наблюдателей БДИПЧ/ОБСЕ, на основании мониторинга внутриполитической ситуацией которой будет принято решение о целесообразности полноценного мониторинга президентских выборов со стороны ОБСЕ. О делегировании миссии наблюдателей на выборы уже заявил генеральный секретарь ШОС, также, уверена эксперт, в них примет участие и миссия наблюдателей от СНГ.

Анализ социально-экономической и внутриполитической ситуации в Узбекистане «гуманитарными штрихами» дополнила эксперт Ташкентского «Центра евразийского диалога» Светлана Кащаева, посвятившая выступление реалиям и перспективам культурно-гуманитарного сотрудничества Узбекистана и России.

Важность этого направления постоянно подчеркивается на высшем уровне контактов, и в последние годы гуманитарное сотрудничество, включающие в себя взаимодействие в области науки, культуры, искусства, религии, образования, заметно активизировалось.

Говоря об этом, С. Кащаева привела обнадеживающую статистику: в Узбекистане функционирует 676 школ с русским языком обучения, в которых получают знания более 250 тысяч учащихся. На русском языке в республике издаются 85 газет и 52 журнала. В Ташкенте работает представительство Россотрудничества и Русский культурный центр, при котором действуют советы старейшин и ветеранов, Совет по русскому языку и литературе, ассоциации молодежи.

В настоящее время в России обучается более 6000 студентов из Узбекистана, а в самой республике действуют филиалы трех престижных российских вузов: Российской экономической академии им. Плеханова, МГУ им. Ломоносова, Российского государственного университета нефти и газа им. Губкина.

Вместе с тем, считает эксперт, в гуманитарной сфере далеко не в полной мере используется имеющийся потенциал. Есть немало «резервов», активация  которых позволит обеим странам достичь большего социально-экономического роста и повышения благосостояния своих народов.

Информацию, изложенную узбекскими экспертами, дополнили выступления российских коллег.

Эксперт Фонда поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова Тимур Абидов, в частности, отметил, что новому руководству республики предстоит преодолеть сложные системные проблемы в экономике, которые, не находят отражения в официальной статистике. Среди таких системных проблем эксперт выделяет низкий уровень доходов населения, высокий уровень внешней трудовой миграции, сырьевую направленность экспорта и низкие темпы экономического роста. По мнению эксперта, выход экономики Узбекистана на конкурентный уровень невозможен без проведения серьезных реформ. В сфере валютного регулирования они, очевидно, предполагают устранение запрета на свободную конвертацию, отсутствие которой разрушает валютную среду.

С мнением коллеги о необходимости проведения системных реформ в Узбекистане согласен директор консалтинговой компании «Лоцман Консалтинг» Сергей Миронов. Анализируя резервы и возможности развития экономического диалога регионов России и Узбекистана, он констатировал крайне низкий инвестиционный интерес российских бизнесменов к развитию партнерских отношений с узбекскими коллегами. Основная проблема и главный сдерживающий фактор – пресловутая политика валютного регулирования, которая осложняет систему взаиморасчетов постоянными задержками платежей.

– Мы имеем массу примеров постоянного пересмотра документации по одним и тем же контрактам. Доходит до абсурда: к одному контракту прилагается с десяток допсоглашений, поскольку постоянно меняются не только сроки, но и условия оплаты, – привел пример эксперт.

Во второй части заседания, которую модерировал доцент кафедры международных отношений и внешней политики России ИИМО СГУ Денис Алексеев, были рассмотрены факторы внешнего воздействия и внутренние риски стабильного развития Узбекистана.

Профессор Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского Сергей Шенин осветил позиции интеллектуальных центров США относительно процесса транзита власти в Узбекистане.

По его мнению, этот процесс в определенной степени застал американский политический истэблишмент врасплох, представители различных групп интересов не пришли к консенсусу по поводу того, как реагировать на ситуацию. Однако, в целом, в настоящее время серьезных попыток вмешательства Соединенных Штатов в развитие политического процесса в Узбекистане не наблюдается.

Между тем, сложно предположить, что США и иные крупные игроки в регионе, в частности Россия и Китай, недооценивают роль и значение Узбекистана в минимизации рисков устойчивости и безопасности в Центральной Азии.

Эту тему исследовал заместитель руководителя НОЦ изучения стран СНГ и Балтии ИИМО СГУ Юрий Аршинов.

Прежде всего, он выделил «эндогенные» риски Центральной Азии, такие, как внутриполитическая, экономическая и социальная нестабильность, усугубляющаяся межэтнической и межклановой напряженностью, разрывом в уровне доходов населения, высоким уровнем безработицы и, как следствие, ростом радикализма.

Немаловажное значение имеют межгосударственные противоречия – размежевание государств, обусловленное соперничеством из-за водных и энергетических ресурсов, неурегулированными пограничными спорами.

Наиболее серьезным внешним вызовом для Центральной Азии сегодня наряду с трансграничной преступностью и терроризмом выступает, по мнению эксперта, «афганский фактор» с потенциалом расширения влияния ИГИЛ (запрещенная в России международная террористическая организация).

На этом фоне в регионе существуют «фобии» коллективной безопасности: не все страны, в их числе Узбекистан, хотят связывать проблему обеспечения национальной безопасности с ОДКБ и ее структурами. Такая позиция объясняется политикой многовекторности  и уверенностью определенной части политических элит в «имперских амбициях» России.

– Россия определилась со своими внешнеполитическими приоритетами. Ее действия направлены, в числе прочего, на создание на постсоветском пространстве новой реальности, которая, как полагают в России, позволит минимизировать многие риски и угрозы. В том числе те, что исходят из Афганистана. Эта стратегия распространяется и на Центральную Азию. С точки зрения экономики предлагаемая Россией и ее соседями идея интеграции строится на очевидном понимании того, что на сохранении постсоветскими странами исторических связей можно выиграть больше, чем от призрачных надежд попасть на содержание к кому бы то ни было.

По его мнению, в Узбекистане, очевидно, продолжится последовательное стремление к геополитической и экономической самодостаточности, равно как и «лавирование» между присутствующими в регионе игроками. Но подобная линия во внешней политике отнюдь не исключает тесных двусторонних связей с такими влиятельными региональными игроками, как Китай, Казахстан и Россия.

Этот тезис разделяет директор ИАЦ Евразия-Поволжье Марина Лапенко.

Эксперт отметила, что в развитии отношений России и Узбекистана в постсоветский период наблюдалась в целом позитивная динамика. Государства активно взаимодействовали не только в двустороннем формате, но и в рамках международных структур – ООН, ОБСЕ, ШОС и других.

За последние 5 лет объем российских инвестиций в узбекскую экономику превысил 6 млрд. долларов. Объем денежный переводов из РФ в Узбекистан во втором квартале текущего года составил 474 млн. долларов.

Между странами подписано около 200 межгосударственных, межправительственных и межведомственных документов, которые формируют солидную базу для развития двусторонних отношений.

– В последние годы наблюдалась такая тенденция, что большинство этих документов носили декларативных характер. А вот при условии их практической реализации сотрудничество России и Узбекистана может действительно выйти на уровень стратегического партнерства, – считает М. Лапенко.

Новые перспективы открываются в связи с запланированными конкретными мероприятиями по реализации уже упомянутого указа Ш. Мирзиёева.

– Реализация этих инициатив может положить начало новому этапу расширения торгово-экономического партнерства России и Узбекистана, – уверена М. Лапенко.

Подводя итоги встречи, эксперт еще раз подчеркнула: досрочные президентские выборы в Узбекистане – важный шаг не только в плане укрепления национальной государственности, сохранения политической стабильности, но также в контексте развития двусторонних, региональных и многосторонних отношений Республики Узбекистан.

Участники заседания выразили надежду на то, что, независимо от итогов выборов, тренд на укрепление российско-узбекских отношений будет определяющим в курсе нового руководства Узбекистана.

Экспертное мнение