«Содружество народов Евразии»
Автономная некоммерческая организация
по содействию в развитии сотрудничества
стран Содружества Независимых Государств

+7 (3532) 37-25-64

niiural@mail.osu.ru
avenali@mail.ru

Современный Узбекистан на мировой арене

07 мая 2018

Активизация внешней политики Республики Узбекистан, в особенности в региональном ее направлении, стала предметом пристального внимания и, как следствие, изучения для широкого спектра экспертных кругов. Какие перспективы открываются перед центральноазиатским государством вслед за трансформацией внешнеполитической деятельности? Как оценивают и что ожидают региональные соседи и партнеры вне Центральной Азии от обновленной стратегии официального Ташкента?

Эти и многие другие вопросы стали предметом обсуждения в рамках прошедшего 7 мая 2018 г. в г. Ташкенте Международного круглого стола «Внешняя политика трансформирующегося Узбекистана на современном этапе: новые направления, возможности и вызовы». Организаторами мероприятия выступили:

  • Центр исследовательских инициатив «Ma’no» (г. Ташкент, Узбекистан);
  • Центр геополитических исследований «Берлек-Единство» (г. Уфа, Россия);
  • Евразийская Ассоциация международных исследований (г. Астана, Казахстан).

 

Сближение стран требует экспертного содействия

В докладе на тему «Узбекистан и Казахстан – в поиске новых форматов регионального сотрудничества в Центральной Азии», директор Центра исследовательских инициатив «Ma’no» Бахтиёр Эргашев отметил, что Узбекистан и Казахстан – это 2 крупнейшие экономики Центральной Азии. По мнению спикера, от состояния отношений между этими двумя странами во многом зависит состояние дел в регионе в целом:

«Экономики Узбекистана и Казахстана не конкурируют между собой, а во многих отраслях дополняют друг друга. У Казахстана и Узбекистана существует взаимозависимость в транспортной сфере. Транзит из Узбекистана в северном и восточном направлении идет через Казахстан, а значительная часть все более усиливающегося товаропотока из Казахстана в южном направлении проходит через Узбекистан.

Эксперт считает, что особое внимание необходимо уделить развитию торговых отношений стран:

«Важнейшей задачей на среднесрочную перспективу является диверсификация структуры внешней торговли между Узбекистаном и Казахстаном. И ключевым пунктом должны быть вопросы совершенствования торгово-экономической и инвестиционной политики, которые должны включать в себя поиск новых форматов более глубоких экономических связей, в частности, через создание условий для возникновения новых, несырьевых производств, формирование цепочек добавленной стоимости, к примеру, в том же автопроме и т. д.».

Ощутимый вклад в развитие двусторонних отношений центральноазиатских государств, по мнению Б. Эргашева, могут внести экспертные круги:

«Очень сильно ощущается необходимость формирования постоянно действующей узбекско-казахской экспертно-аналитической площадки, на постоянно действующей основе, с четкой среднесрочной программой совместных исследовательских проектов и публичных мероприятий в политической, экономической и социально-гуманитарной сферах».

 

Разноформатные изменения во внешней политике Ташкента

«Основные направления внешней политики Узбекистана на современном этапе» – этой теме свой доклад посвятила доктор политических наук, профессор Ташкентского государственного института востоковедения Назокат Касымова. Спикер, анализируя основные направления внешней политики центральноазиатского государства, в контексте  реализуемого курса реформ в стране, отметила, что можно выделить несколько подходов/направлений:

«Во-первых, «секторальный» подход, предполагающий использование внешней политики как инструмента активного продвижения экономических интересов и решения вопросов безопасности. Во-вторых, «региональный» подход, заключающийся в последовательной реализации принципа «Главный приоритет внешней политики Узбекистана – Центральная Азия» через формирование новой политической атмосферы, поиск решений вопросов водопользования, границ, возобновления и расширения транспортного сообщения; дальнейшее развитие взаимовыгодного сотрудничества с Россией и другими странами СНГ, сотрудничество с основными акторами в макро-регионе  (Китаем, США, Южной Кореей, Турцией, рядом государств Европы и Азии».

Н. Касымова также обратила внимание на взаимодействие компетентных узбекистанских структур с органами госвласти на местах:

«Третий – организационный/институциональный подход, нацеленный на формирование четкой и эффективной системы межведомственного взаимодействия МИД и его дипмиссий с причастными министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти на местах и организация системной и адресной информационно-пропагандистской работы, прежде всего, в зарубежных странах, а также продвижение позитивного имиджа страны».

 

Адаптация эволюционировала в союзничество

Руководитель Центра геополитических исследований «Берлек-Единство», кандидат политических наук Радик Мурзагалеев представил участникам свой доклад на тему «Узбекистан и  Россия – интенсификация  политического и экономического взаимодействия на современном этапе»:

«Переход российско-узбекского сотрудничества с внутрисоюзного на межгосударственный уровень имел свои особенности, происходил поэтапно, но прогрессивно. Уже в начале 90-х годов Российская Федерация и Республика Узбекистан сумели безболезненно и доверительно адаптировать свое взаимодействие к изменившимся после распада СССР политическим и экономическим реалиям, что определило дальнейший вектор российско-узбекского сотрудничества и партнерства».

Российский представитель обратил внимание на вклад в построение тесных межгосударственных связей стран, сделанный первым Президентом Узбекистана Исламом Каримовым:

«За четверть века было многое сделано для развития российско-узбекского сотрудничества в политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной, научно-технической и других областях, наработана солидная договорно-правовая база, насчитывающая более 200 документов.

Значительная заслуга в этом принадлежит первому Президенту Узбекистана Исламу Абдуганиевичу Каримову, при котором был заложен прочный фундамент двусторонних связей, и намечены ключевые направления межгосударственного партнерства. Во взаимодействии с Россией Ислам Каримов придерживался восточной стратегии, взвешенной, сбалансированной, но всегда уважительно-доверительной.

В итоге адаптационная политика после распада СССР эволюционировала в союзническое взаимодействие».

 

Потенциал развития российско-узбекистанских отношений только начинает раскрываться

Затем Р. Мурзагалеев перечислил основные факторы, подтверждающие предыдущий тезис:

«Во-первых. Наши государства сегодня тесно контактируют и в двустороннем формате, и на международных площадках. Можно сказать даже больше. Российская Федерация и Республика Узбекистан имеют очень близкие позиции по многим глобальным и региональным проблемам (борьба с терроризмом в Сирии, Афганистане), что позволяет нам мобильно, а главное эффективно координировать общие усилия в международных организациях, таких как ШОС. Стоит отдельно отметить, что с приходом к власти Шавката Мирзиёева возросла роль Узбекистана по ряду направлений сотрудничества в рамках СНГ.

Во-вторых. По итогам последних лет Российская Федерация была и остается одним из ведущих экономических стран-партнеров Узбекистана, на нее приходится около 20 % внешнеторгового оборота республики. Объем российских инвестиций в  экономику Узбекистана за последние 5 лет превысил 6 миллиардов долларов. На территории республики успешно ведут бизнес более 900 компаний с участием российского капитала.

В-третьих. Приоритетным направлением российско-узбекского взаимодействия является сотрудничество в культурно-гуманитарной сфере. Значительный интерес обе стороны демонстрируют к развитию сотрудничества в области образования».

 

Присутствие Китая в Центральной Азии должно быть ограниченным

Светлана Кожирова, доктор политических наук, профессор Института дипломатии Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, председатель Евразийской Ассоциации международных исследований выступила следующей с докладом на тему «Китайский фактор во внешней политике Республики Казахстан». В частности, спикер отметила, что с китайским фактором в Центральной Азии «уже нельзя не считаться»:

«Это – реальность, с которой нам нужно научиться не только жить, но и адекватно реагировать на нее. Именно поэтому, во-первых, для стран региона выгодна та стратегия, которая предусматривает, с одной стороны, использование растущего интереса (прежде всего, экономического) Китая к региону  в интересах национальных экономик, а с другой – создание условий, обеспечивающих в стратегической перспективе ограниченное присутствие Китая.

Эксперт убеждена, что в данном контексте возрастает роль исследовательской деятельности:

«Государствам Евразийского пространства, как ближайшим соседям и стратегическим партнерам Китая, необходимо «держать руку на пульсе». А это возможно лишь при комплексном и постоянном изучении тех процессов, которые происходят в современном Китае. С сожалением приходится констатировать, что ни в одном из государств региона такие исследования в полном объеме и на должном качественном уровне не проводятся».

 

Развитие взаимодействия с ЕАЭС имеет ряд преимуществ для Узбекистана

Следующим выступил представитель Беларуси Алексей Дзермант – научный сотрудник Института философии Национальной Академии наук Беларуси, редактор портала СОНАР-2050. Свой доклад спикер посвятил теме «Евразийский интеграционный проект и Узбекистан на современном этапе и в перспективе»:

«Евразийский экономический союз доказал свою эффективность, товарооборот между странами-участниками ЕАЭС показывает стабильный рост. Идет постоянная работа по снятию существующих барьеров и ограничений. В этой связи, ЕАЭС может быть интересен для Узбекистана и как большой рынок для его продукции, и как рынок труда в рамках реализации свободы перемещения рабочей силы. В связи с планами Узбекистана развивать ИТ-технологии ЕАЭС может также предложить совместное развитие цифровых платформ и в целом ИТ-сектора, как, например, это сделано в белорусском Парке высоких технологий».

Эксперт также затронул инфраструктурные преимущества диалога с интеграционным объединением:

«В ЕАЭС разрабатывается единая транспортная стратегия, которая может быть интересна Узбекистану, в том числе, в контексте китайского проекта «Один пояс – один путь». Страны-участники ЕАЭС намерены выстраивать общую стратегию в этом отношении. Эта стратегия необходима для отстаивания национальных интересов перед КНР и ЕС».

 

С заключительным словом выступили - представитель Казахстана Зиябек Кабульдинов – доктор исторических наук, директор Института истории Академии наук Республики Казахстан,  а также представитель от  России – Радик Мурзагалеев, который на узбекском языке поблагодарил соорганизаторов  и участников за плодотворную работу международного круглого стола.

В целом, мероприятие достигло поставленных целей – произошел профессиональный обмен мнениями между политологами стран постсоветского пространства по вопросам реализации внешней политики Узбекистана на современном этапе, его направлений, целей, подходов и возможностей. Помимо этого, участники смогли обсудить ряд актуальных вопросов международной и региональной повестки дня.

Участники международного круглого стола уверены в том, что проведение таких экспертно-аналитических мероприятий, с участием специалистов – международников, политологов, политэкономистов, журналистов различных стран способствуют формированию постоянно действующих экспертно-аналитических площадок межгосударственного и регионального характера, что создает основу для серьезных дискуссий и обсуждений по важнейшим  вопросам межгосударственных отношений.

Экспертное мнение