«Содружество народов Евразии»
Автономная некоммерческая организация
по содействию в развитии сотрудничества
стран Содружества Независимых Государств

+7 (3532) 37-25-64

niiural@mail.osu.ru
avenali@mail.ru

Современный Узбекистан на мировой арене

07 мая 2018

Активизация внешней политики Республики Узбекистан, в особенности в региональном ее направлении, стала предметом пристального внимания и, как следствие, изучения для широкого спектра экспертных кругов. Какие перспективы открываются перед центральноазиатским государством вслед за трансформацией внешнеполитической деятельности? Как оценивают и что ожидают региональные соседи и партнеры вне Центральной Азии от обновленной стратегии официального Ташкента?

Эти и многие другие вопросы стали предметом обсуждения в рамках прошедшего 7 мая 2018 г. в г. Ташкенте Международного круглого стола «Внешняя политика трансформирующегося Узбекистана на современном этапе: новые направления, возможности и вызовы». Организаторами мероприятия выступили:

  • Центр исследовательских инициатив «Ma’no» (г. Ташкент, Узбекистан);
  • Центр геополитических исследований «Берлек-Единство» (г. Уфа, Россия);
  • Евразийская Ассоциация международных исследований (г. Астана, Казахстан).

 

Сближение стран требует экспертного содействия

В докладе на тему «Узбекистан и Казахстан – в поиске новых форматов регионального сотрудничества в Центральной Азии», директор Центра исследовательских инициатив «Ma’no» Бахтиёр Эргашев отметил, что Узбекистан и Казахстан – это 2 крупнейшие экономики Центральной Азии. По мнению спикера, от состояния отношений между этими двумя странами во многом зависит состояние дел в регионе в целом:

«Экономики Узбекистана и Казахстана не конкурируют между собой, а во многих отраслях дополняют друг друга. У Казахстана и Узбекистана существует взаимозависимость в транспортной сфере. Транзит из Узбекистана в северном и восточном направлении идет через Казахстан, а значительная часть все более усиливающегося товаропотока из Казахстана в южном направлении проходит через Узбекистан.

Эксперт считает, что особое внимание необходимо уделить развитию торговых отношений стран:

«Важнейшей задачей на среднесрочную перспективу является диверсификация структуры внешней торговли между Узбекистаном и Казахстаном. И ключевым пунктом должны быть вопросы совершенствования торгово-экономической и инвестиционной политики, которые должны включать в себя поиск новых форматов более глубоких экономических связей, в частности, через создание условий для возникновения новых, несырьевых производств, формирование цепочек добавленной стоимости, к примеру, в том же автопроме и т. д.».

Ощутимый вклад в развитие двусторонних отношений центральноазиатских государств, по мнению Б. Эргашева, могут внести экспертные круги:

«Очень сильно ощущается необходимость формирования постоянно действующей узбекско-казахской экспертно-аналитической площадки, на постоянно действующей основе, с четкой среднесрочной программой совместных исследовательских проектов и публичных мероприятий в политической, экономической и социально-гуманитарной сферах».

 

Разноформатные изменения во внешней политике Ташкента

«Основные направления внешней политики Узбекистана на современном этапе» – этой теме свой доклад посвятила доктор политических наук, профессор Ташкентского государственного института востоковедения Назокат Касымова. Спикер, анализируя основные направления внешней политики центральноазиатского государства, в контексте  реализуемого курса реформ в стране, отметила, что можно выделить несколько подходов/направлений:

«Во-первых, «секторальный» подход, предполагающий использование внешней политики как инструмента активного продвижения экономических интересов и решения вопросов безопасности. Во-вторых, «региональный» подход, заключающийся в последовательной реализации принципа «Главный приоритет внешней политики Узбекистана – Центральная Азия» через формирование новой политической атмосферы, поиск решений вопросов водопользования, границ, возобновления и расширения транспортного сообщения; дальнейшее развитие взаимовыгодного сотрудничества с Россией и другими странами СНГ, сотрудничество с основными акторами в макро-регионе  (Китаем, США, Южной Кореей, Турцией, рядом государств Европы и Азии».

Н. Касымова также обратила внимание на взаимодействие компетентных узбекистанских структур с органами госвласти на местах:

«Третий – организационный/институциональный подход, нацеленный на формирование четкой и эффективной системы межведомственного взаимодействия МИД и его дипмиссий с причастными министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти на местах и организация системной и адресной информационно-пропагандистской работы, прежде всего, в зарубежных странах, а также продвижение позитивного имиджа страны».

 

Адаптация эволюционировала в союзничество

Руководитель Центра геополитических исследований «Берлек-Единство», кандидат политических наук Радик Мурзагалеев представил участникам свой доклад на тему «Узбекистан и  Россия – интенсификация  политического и экономического взаимодействия на современном этапе»:

«Переход российско-узбекского сотрудничества с внутрисоюзного на межгосударственный уровень имел свои особенности, происходил поэтапно, но прогрессивно. Уже в начале 90-х годов Российская Федерация и Республика Узбекистан сумели безболезненно и доверительно адаптировать свое взаимодействие к изменившимся после распада СССР политическим и экономическим реалиям, что определило дальнейший вектор российско-узбекского сотрудничества и партнерства».

Российский представитель обратил внимание на вклад в построение тесных межгосударственных связей стран, сделанный первым Президентом Узбекистана Исламом Каримовым:

«За четверть века было многое сделано для развития российско-узбекского сотрудничества в политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной, научно-технической и других областях, наработана солидная договорно-правовая база, насчитывающая более 200 документов.

Значительная заслуга в этом принадлежит первому Президенту Узбекистана Исламу Абдуганиевичу Каримову, при котором был заложен прочный фундамент двусторонних связей, и намечены ключевые направления межгосударственного партнерства. Во взаимодействии с Россией Ислам Каримов придерживался восточной стратегии, взвешенной, сбалансированной, но всегда уважительно-доверительной.

В итоге адаптационная политика после распада СССР эволюционировала в союзническое взаимодействие».

 

Потенциал развития российско-узбекистанских отношений только начинает раскрываться

Затем Р. Мурзагалеев перечислил основные факторы, подтверждающие предыдущий тезис:

«Во-первых. Наши государства сегодня тесно контактируют и в двустороннем формате, и на международных площадках. Можно сказать даже больше. Российская Федерация и Республика Узбекистан имеют очень близкие позиции по многим глобальным и региональным проблемам (борьба с терроризмом в Сирии, Афганистане), что позволяет нам мобильно, а главное эффективно координировать общие усилия в международных организациях, таких как ШОС. Стоит отдельно отметить, что с приходом к власти Шавката Мирзиёева возросла роль Узбекистана по ряду направлений сотрудничества в рамках СНГ.

Во-вторых. По итогам последних лет Российская Федерация была и остается одним из ведущих экономических стран-партнеров Узбекистана, на нее приходится около 20 % внешнеторгового оборота республики. Объем российских инвестиций в  экономику Узбекистана за последние 5 лет превысил 6 миллиардов долларов. На территории республики успешно ведут бизнес более 900 компаний с участием российского капитала.

В-третьих. Приоритетным направлением российско-узбекского взаимодействия является сотрудничество в культурно-гуманитарной сфере. Значительный интерес обе стороны демонстрируют к развитию сотрудничества в области образования».

 

Присутствие Китая в Центральной Азии должно быть ограниченным

Светлана Кожирова, доктор политических наук, профессор Института дипломатии Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, председатель Евразийской Ассоциации международных исследований выступила следующей с докладом на тему «Китайский фактор во внешней политике Республики Казахстан». В частности, спикер отметила, что с китайским фактором в Центральной Азии «уже нельзя не считаться»:

«Это – реальность, с которой нам нужно научиться не только жить, но и адекватно реагировать на нее. Именно поэтому, во-первых, для стран региона выгодна та стратегия, которая предусматривает, с одной стороны, использование растущего интереса (прежде всего, экономического) Китая к региону  в интересах национальных экономик, а с другой – создание условий, обеспечивающих в стратегической перспективе ограниченное присутствие Китая.

Эксперт убеждена, что в данном контексте возрастает роль исследовательской деятельности:

«Государствам Евразийского пространства, как ближайшим соседям и стратегическим партнерам Китая, необходимо «держать руку на пульсе». А это возможно лишь при комплексном и постоянном изучении тех процессов, которые происходят в современном Китае. С сожалением приходится констатировать, что ни в одном из государств региона такие исследования в полном объеме и на должном качественном уровне не проводятся».

 

Развитие взаимодействия с ЕАЭС имеет ряд преимуществ для Узбекистана

Следующим выступил представитель Беларуси Алексей Дзермант – научный сотрудник Института философии Национальной Академии наук Беларуси, редактор портала СОНАР-2050. Свой доклад спикер посвятил теме «Евразийский интеграционный проект и Узбекистан на современном этапе и в перспективе»:

«Евразийский экономический союз доказал свою эффективность, товарооборот между странами-участниками ЕАЭС показывает стабильный рост. Идет постоянная работа по снятию существующих барьеров и ограничений. В этой связи, ЕАЭС может быть интересен для Узбекистана и как большой рынок для его продукции, и как рынок труда в рамках реализации свободы перемещения рабочей силы. В связи с планами Узбекистана развивать ИТ-технологии ЕАЭС может также предложить совместное развитие цифровых платформ и в целом ИТ-сектора, как, например, это сделано в белорусском Парке высоких технологий».

Эксперт также затронул инфраструктурные преимущества диалога с интеграционным объединением:

«В ЕАЭС разрабатывается единая транспортная стратегия, которая может быть интересна Узбекистану, в том числе, в контексте китайского проекта «Один пояс – один путь». Страны-участники ЕАЭС намерены выстраивать общую стратегию в этом отношении. Эта стратегия необходима для отстаивания национальных интересов перед КНР и ЕС».

 

С заключительным словом выступили - представитель Казахстана Зиябек Кабульдинов – доктор исторических наук, директор Института истории Академии наук Республики Казахстан,  а также представитель от  России – Радик Мурзагалеев, который на узбекском языке поблагодарил соорганизаторов  и участников за плодотворную работу международного круглого стола.

В целом, мероприятие достигло поставленных целей – произошел профессиональный обмен мнениями между политологами стран постсоветского пространства по вопросам реализации внешней политики Узбекистана на современном этапе, его направлений, целей, подходов и возможностей. Помимо этого, участники смогли обсудить ряд актуальных вопросов международной и региональной повестки дня.

Участники международного круглого стола уверены в том, что проведение таких экспертно-аналитических мероприятий, с участием специалистов – международников, политологов, политэкономистов, журналистов различных стран способствуют формированию постоянно действующих экспертно-аналитических площадок межгосударственного и регионального характера, что создает основу для серьезных дискуссий и обсуждений по важнейшим  вопросам межгосударственных отношений.

Экспертное мнение

Кочелаева Лариса, председатель Комитета по ВЭД Саратовского регионального отделения Общероссийской организации «Деловая Россия»
Келимбетов Кайрат, управляющий директор Международного финансового центра «Астана» (Казахстан)
Келимбетов Кайрат, управляющий директор Международного финансового центра «Астана» (Казахстан)