«Содружество народов Евразии»
Автономная некоммерческая организация
по содействию в развитии сотрудничества
стран Содружества Независимых Государств

+7 (3532) 37-25-64

niiural@mail.osu.ru
avenali@mail.ru

Сотрудничество России и Казахстана в сфере высшего образования. Взгляд в будущее

12 Дек 2019

Обсуждение исследования «Казахстанские студенты в вузах Российской Федерации: взгляд в будущее», какие есть общие вызовы и проблемы в сфере высшего образования для России и Казахстана, каковы перспективы и сценарии развития российско-казахстанского сотрудничества в сфере высшего образования? Эти вопросы были внесены в повестку экспертного заседания, прошедшего 12 декабря 2019 г. в г. Нур-Султане, на площадке Центра «Евразийский мониторинг».

Соорганизаторами мероприятия выступили Российско-Казахстанский экспертный IQ-Клуб и Информационно-аналитический Центр по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ. Модератор дискуссии, директор Центра «Евразийский мониторинг» Алибек Тажибаев предложил участникам поделиться своей оценкой общих вызовов и проблем в сфере высшего образования для России и Казахстана, а также прогнозами и рекомендациями относительно развития сотрудничества между Россией и Казахстаном в сфере образования.

Центр аналитических исследований «Евразийский мониторинг» (г. Нур-Султан, Казахстан), Российско-Казахстанский экспертный IQ-Клуб при поддержке Информационно-аналитического Центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ (г. Москва, Россия) в период с 25 октября по 15 ноября 2019 г. провели исследование, целью которого было определение мотивации казахстанских студентов, обучающихся в российских вузах, выбора страной обучения Российской Федерации, анализ их предпочтений при получении знаний и компетенций, а также ожиданий относительно перспектив дальнейшего трудоустройства.

Исследование проводилось путем анкетирования студентов, обучающихся в разных регионах Российской Федерации. В нем приняли участие 250 студентов. Из них 60 % составили студенты, обучающиеся в городе Москва, и 40 % – студенты региональных высших учебных заведений: Астрахани, Екатеринбурга, Казани, Новосибирска, Омска, Оренбурга, Санкт-Петербурга, Томска и даже Югры.

Согласно статистике, опубликованной на сайте Посольства Республики Казахстан в Российской Федерации (https://www.kazembassy.ru/rus/studenty/vuzy/), по данным на 2018 г. в России обучалось более 65 тысяч студентов из Казахстана.

На пути становления эффективного сотрудничества в сфере высшего образования реализованы существенные шаги по увеличению доступности российского высшего образования на территории Республики Казахстан. Посол Российской Федерации в Республике Казахстан А. Н. Бородавкин в своем интервью в преддверии Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России отметил, что двустороннее образовательное и научное сотрудничество наших стран постоянно подпитывается новыми инициативами на государственном уровне, в этом году Казахстан ратифицировал важное двустороннее межправительственное соглашение, регулирующее деятельность в Нур-Султане филиала МГУ им. М. В. Ломоносова, который уже дал Казахстану сотни высококлассных специалистов в различных отраслях знаний.

По итогам исследования, самые популярные ответы казахстанских студентов, обучающихся в Российской Федерации, на вопрос, почему вы выбрали образование в России:

  • в российских вузах дают лучшее образование;
  • в российских вузах легче получить бюджетное место;
  • удобно обучаться на русском языке;
  • из российских вузов легче трудоустроиться в крупную международную компанию уже в студенческие годы;
  • престижное российское образование поможет мне более выгодно трудоустроиться в Казахстане.

«Традиционно высокий авторитет российских вузов стал важным фундаментом для двустороннего сотрудничества в образовательной сфере, дающего возможность сохранять и приумножать те конкурентные преимущества, которые были заложены в системах образования еще в советский период, а также повышать уровень конкурентоспособности наших стран на мировой арене», – отметил в ходе своего выступления директор Центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг» Алибек Тажибаев.

Директор ИАЦ МГУ Дарья Чижова поделилась, что кафедра истории стран ближнего зарубежья МГУ им. М. В. Ломоносова непосредственно занимается подготовкой российских студентов по профилю евразийского пространства, в том числе и изучению Казахстана. Именно поэтому тема данного исследования показалась им близка, и они с удовольствием оказали поддержку Центру аналитических исследований «Евразийский мониторинг». Действительно, данные задачи являются актуальными. По мнению эксперта, основная задача – выяснить, в чем заключается мотивация ребят, почему они уезжают и почему хотели бы вернуться назад.

«По данным 2018/19 учебного года в Уфимском государственном нефтяном техническом университете учились около 700 студентов из Казахстана. Из них 6–7 % это студенты бюджетного отделения, это хорошие цифры для нефтяного, технического вуза», – отметил руководитель сектора изучения мировой экономики и евразийских интеграционных процессов Центра «Берлек-Единство» Алексей Чекрыжов.

«Когда абитуриенты уезжают в зарубежные вузы получать образование по программе магистратуры и докторантуры, они понимают, что едут за знаниями и есть определенные академические цели. Поэтому целесообразно акцентировать внимание на развитии сотрудничества между Россией и Казахстаном именно на этих двух ступеней высшего образования», – подчеркнула председатель РОО «Жас улан» Динара Садвакасова.

Заведующая кафедрой регионоведения Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева Айгерим Оспанова рассказала, что их кафедра впервые в Казахстане начала реализовывать двухдипломную программу совместно с Томским государственным университетом. Они 3 года работали над этим проектом – прошли все этапы бюрократических согласований, подписали меморандум между университетами, между факультетами: «В 2019 г. на нашей кафедре состоялся первый выпуск международников со специализацией страны ЕАЭС». Эксперт отметила, что пришлось столкнуться с рядом трудностей при разработке учебных программ, поскольку после распада СССР образовательные системы России и Казахстана несколько разошлись – это притормаживает интеграцию в сфере образования, ее углубление. В Казахстане, как известно, был сделан акцент на присоединение к Болонскому процессу, в России – нет, это вызывает определенные трудности. Однако А. Оспанова убеждена, что они преодолимы.

Резюмируя итоги экспертного заседания, Алибек Тажибаев подчеркнул, что результаты исследования могут быть рассмотрены как рекомендации по итогам совместной работы казахстанских и российских исследовательских и аналитических центров. Данное исследование является первым шагом в воплощении идеи реализации экспертного потенциала ведущих аналитических и общественных центров наших стран на пути формирования обоснованных рекомендаций и структурированных решений в области повышения эффективности культурного и гуманитарного сотрудничества стран Евразийского экономического союза.

Открытие и успешное функционирование представительств и филиалов российских вузов в Казахстане позволит удовлетворить потребность казахстанских абитуриентов в получении высококлассного, престижного высшего образования на русском языке. Как показывают результаты опроса, именно эти факторы являются определяющими в процессе принятия решения об обучении в Российской Федерации. Также это позволит положительно решить стратегическую задачу переориентирования потока русскоязычных студентов в учебные заведения, находящиеся на территории Республики Казахстан.

«Мы искренне надеемся на то, что результаты этого исследования позволят сформировать в глазах экспертного сообщества, академических и государственных функционеров более глубокое понимание молодых казахстанцев, которые занимают первое место среди иностранных студентов, обучающихся в ведущих вузах Российской Федерации», – заключил директор Центра «Евразийский мониторинг» Алибек Тажибаев.

Экспертное мнение