«Содружество народов Евразии»
Автономная некоммерческая организация
по содействию в развитии сотрудничества
стран Содружества Независимых Государств

+7 (3532) 37-25-64

niiural@mail.osu.ru
avenali@mail.ru

Российско-Казахстанский студенческий семинар «Горизонт 2018: единое пространство самореализации России и Казахстана»

06 Июн 2018

Возможности обучения, профессионального роста и самореализации для молодежи в условиях развития евразийской интеграции исследовали участники Российско-Казахстанского студенческого семинара «Горизонт 2018: единое пространство самореализации России и Казахстана», который состоялся 4–6 июня 2018 г. в Саратове, на площадке Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевскогo (СГУ).

Мероприятие, которое стало логическим продолжением интеграционной повестки Российско-казахстанского экспертного IQ-Клуба, организовали Информационно-аналитический центр «Евразия-Поволжье», Научно-образовательный центр сотрудничества со странами СНГ и Балтии Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевскогo (г. Саратов, Россия) и Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова (г. Уральск, Казахстан). Участие в работе форума приняли студенты вузов Саратова и Уральска – приграничных региональных центров Российской Федерации и Республики Казахстан, имеющих устойчивые экономические и гуманитарные связи.

Повестку дня семинара составили различные аспекты развития евразийской интеграции и гуманитарного сотрудничества России и Казахстана, перспективы реализации студенческих инициатив, проблемы современного образования и формирования профессиональных компетенций молодого поколения Евразии.

Как отметила директор Института истории и международных отношений СГУ Татьяна ЧЕРЕВИЧКО, российско-казахстанский студенческий семинар – инициатива, которая создает возможность передачи эстафеты по развитию евразийского пространства от чиновников и экспертов – молодежи. Евразийская интеграция уже стала экономической реальностью, и молодежь должна профессионально ориентироваться в тех возможностях, которые открываются в связи с этим, адаптируя собственные знания и компетенции к новой экономической модели.

– Цель нашего семинара – активизация у молодежи интереса к евразийской интеграции и двусторонним отношениям, а также обучение основам работы по использованию естественных конкурентных преимуществ на интеллектуальном и информационном поле Евразийского экономического союза, – подчеркнула Т. Черевичко.

Доцент ЗКГУ Карманай НАУАНОВА, отметив наличие тесных исторических связей и традиционно дружественный, партнерский характер взаимоотношений между Россией и Казахстаном, констатировала существенный интерес современной молодежи двух стран друг к другу.

– Интерес к России у студентов нашего университета чрезвычайно высок. В рамках страноведения мы изучаем историю и культуру вашей страны, кроме того, по различным дисциплинам – внешнюю политику России. Наши страны взаимно влияют друг на друга, и, я надеюсь, это влияние всегда будет исключительно позитивным, – сказала К. Науанова.

О том, какие «драйверы» определяют сегодня внешнюю политику России, участникам семинара рассказал Денис АЛЕКСЕЕВ – доцент кафедры международных отношений и внешней политики России СГУ, выделив следующие направления: процесс интеграции на постсоветском пространстве; внутриполитическую повестку в самой России, которая во многом определяет социальный запрос на реализацию целей во внешней политике; а также экономический драйвер – возможность адекватного позиционирования страны в конкурентной среде мировой хозяйственной системы на основе регионализации.

– Для того, чтобы эффективно развивать экономики постсоветских государств, необходимо формировать некую идею общих экономических условий и правил, которые будут объединять эти экономики. Проблемы, с которыми сталкиваются наши национальные экономики, схожи и решать их нужно совместными усилиями в едином экономическом пространстве, но без идеологической подоплеки. Думаю, это прекрасно понимают и в России, и в Казахстане, – констатировал Д. Алексеев.

Отдельным пунктом повестки были рассмотрены отношения России с «коллективным» Западом, которые характеризуется наличием сложных проблем, в том числе различиями в подходах к пониманию, что собой представляет современное евразийское пространство.

– Сегодня комплекс разногласий перерос в отсутствие взаимного доверия между Россией и коллективным Западом. Именно этот факт во многом определяет то, каким образом реагирует Россия на различные инициативы западных стран, касающиеся постсоветского пространства, и то, как реагирует Запад на действия России. Тот конфликт, который существует в настоящее время, вынуждает стороны действовать в рамках коридора ограниченных возможностей. И это оказывает негативное влияние на процесс евразийской интеграции, поскольку волей-неволей в этот процесс оказываются втянутыми соседние государства. Они стоят перед необходимостью делать непростой выбор, и не все постсоветские государства готовы принять на себя такие риски, – считает эксперт.

Тема цикличности в отношениях РФ и Запада получила развитие в лекции доцента кафедры международных отношений и внешней политики России СГУ Дмитрия РЕДЧЕНКО. На примере ключевых сюжетов современной истории он продемонстрировал, как менялись взаимоотношения России, США и государств Европейского союза в течение последних десятилетий, как периоды «потеплений» сменялись периодами противостояния, какими событиями эта смена определялась.

Д. Редченко согласился с мнением коллеги Алексеева о том, что нынешний период взаимоотношений России с коллективным Западом создает определенные проблемы в продвижении евразийской интеграции, однако резюме его лекции было оптимистичным.

– Напряженность отношений России с Западом не изменит курс Москвы и Астаны на развитие Евразийского экономического союза, – заключил спикер.

В ходе семинара подчеркивалось: эффективность интеграционного процесса в Евразии будет зависеть от способности к самореализации и взаимодействию в едином пространстве молодежного авангарда – нынешних студентов.

Формы, методы и направления приложения потенциала новой волны евразийцев были рассмотрены на мастер-классе, который провел председатель Экспертного совета Фонда научных исследований «Мастерская евразийских идей» (г. Москва) Григорий ТРОФИМЧУК.

Говоря о важности начала формирования пула молодых экспертов ЕАЭС, спикер констатировал императив их «миссии на опережение», дабы «не плестись в хвосте у мировых процессов». Для этого, по его мнению, необходимо не только понимание прагматичной сути евразийской интеграции, но также искренний интерес партнеров друг к другу.

– Фактическая интеграция внутри ЕАЭС начинается с появления неформального, не по призыву чиновников, интереса друг к другу. Важность обмена студенческими делегациями, как и таких мероприятий по инициативе вузов России и Казахстана, состоит в возможности видеть своими глазами то, что необходимо принять и полюбить, – считает Г. Трофимчук.

В повестке семинара, наряду с перспективами совместного будущего государств Евразии, обсуждались и темы общего исторического прошлого, а именно – проблемы сохранения исторической правды о Великой Отечественной войне как о важном объединяющем факторе и ценностном фундаменте на постсоветском пространстве.

Профессор кафедры международных отношений и внешней политики России СГУ Виталий ЦЫПЛИН, один из учредителей Союза саратовских курсантов, рассказал о деятельности общественной организации и провел интерактивную лекцию «Герои Великой Отечественной войны в электронных документах», представив практические рекомендации по работе с архивными документами, размещенными на различных веб-ресурсах. Продолжением лекции стали экскурсии участников семинара в Саратовский Парк Победы и в Музей боевой и трудовой славы.

В плотной программе мероприятия нашлось время для конструктивного общения сверстников. Студенты-международники СГУ Софья СЕЙРАНОВА и Тогром ЗАТИКЯН поделились личным опытом работы в Евразийской экономической комиссии и в дипломатических учреждениях России.

Подводя итоги российско-казахстанского студенческого семинара, директор ИАЦ «Евразия – Поволжье» Марина ЛАПЕНКО акцентировала внимание на приоритетности фактора общения «равных с равными».

– Участие студентов в международном обмене, безусловно, важно для получения знаний и поиска потенциальных работодателей. Но не менее ценный фактор – возможность общения с ровесниками-единомышленниками, чей личный опыт, чьи достижения, вдохновляют, побуждают к действию, к поиску собственных путей и перспектив профессиональной самореализации, – резюмировала М. Лапенко.

Мероприятие осуществлено с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Экспертное мнение