«Содружество народов Евразии»
Автономная некоммерческая организация
по содействию в развитии сотрудничества
стран Содружества Независимых Государств

+7 (3532) 37-25-64

niiural@mail.osu.ru
avenali@mail.ru

Российские вузы ждут казахстанских студентов

23 Мар 2018

В Послании Федеральному собранию 1 марта 2018 г. президент Владимир Путин заявил о необходимости создания таких условий, чтобы в Россию с целью получения высшего образования приезжали талантливые молодые люди из других стран. В контексте этой рекомендации ректоры российских вузов особо выделяют потенциал Казахстана, приводя аргументы в пользу выбора российских университетов для реализации образовательных запросов казахстанцев.

Россия и Казахстан выступают лидерами процесса формирования единого образовательного пространства СНГ с 1997 г., когда между правительствами государств Содружества было подписано соответствующее соглашение, регламентирующее создание единой информационной системы по вопросам образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, меры по сближению норм национальных законодательств в области образования, а также предоставление гражданам государств-участников СНГ равных прав на получение образования с гражданами страны, на территории которых проходит обучение.

В настоящее время 39 ведущих российских университетов активно сотрудничают с 67 образовательными организациями Казахстана, успешно воплощая на практике совместные образовательные программы и научные исследования.

А из обучающихся в России 272 тысяч иностранных студентов 70 тысяч – граждане Казахстана.

Примечательно, что в последние годы привлекательность российского образования определяется не только традиционно высокими рейтингами вузов-флагманов Москвы и Санкт-Петербурга. Многие региональные научно-образовательные центры России год от года «набирают вес» по количеству студентов из Казахстана.

Как сообщили «IQ» в пресс-службе Проекта 5-100 (программа повышения конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров), лидерами по количеству студентов из Республики Казахстан среди вузов Проекта 5-100 являются Томский политехнический университет (ТПУ), где сегодня обучается более 2000 студентов из Казахстана; Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ) – более 1600 студентов из Казахстана; Томский государственный университет (ТГУ) –  более 1400 казахстанских студентов; Тюменский государственный университет (ТюмГУ) – около 1000 казахстанских студентов.

«Студентов из Казахстана традиционно привлекает доступное и качественное образование, ведь по итогам 2017 г. в топ-100 предметных рейтингов QS, THE, ARWU вошло 11 российских университетов, в том числе 6 университетов-участников Проекта 5-100», – подчеркнули в пресс-службе Проекта.

Интерес казахстанцев к названным вузам подтвердили и уполномоченные представители последних.

«Из 15 магистерских программ, реализуемых ТПУ совместно с зарубежными вузами-партнерами, в настоящее время 5 приходится на высшие учебные заведения Казахстана. Более 25 договоров заключены с другими образовательными организациями для организации профориентационной работы и привлечения в ТПУ талантливых абитуриентов. Договоры с промышленными предприятиями и научно-исследовательскими организациями являются основой для интеграции научно-исследовательской деятельности с интересами производств и подготовки специалистов», – отметил начальник Учебно-методического управления Томского политехнического университета Юрий Данейкин.

Программы двойных дипломов для магистрантов с казахскими образовательными учреждениями реализуются и в Томском государственном университете.

«Помимо традиционных образовательных программ бакалавриата, куда студенты из Казахстана активно поступают, в ТГУ действуют программы двойного диплома магистратуры. Это значит, что студент часть времени учится в своем вузе, а часть – в ТГУ, а по окончании получает дипломы двух университетов. К такой программе относится, в частности, курс «Евразийская интеграция» по направлению «Международные отношения», реализуемая совместно с Евразийским национальным университетом им. Л. Н. Гумилева и Казахским национальным университетом им. аль-Фараби», – отметил проректор Томского государственного университета по учебной работе Виктор Демин.

Он также сообщил о том, что в ближайшее время вуз планирует запустить ряд новых образовательных программ двойных дипломов.

«Сейчас идет процесс подписания документов об организации программы двойного диплома магистратуры «Миграционные исследования» по направлению «Антропология и этнология» совместно с Восточно-Казахстанским государственным университетом имени С. Аманжолова. Набор на эту программу начнется в ближайшее время. Кроме того, ведутся переговоры с Павлодарским государственным университетом им. С. Торайгырова, с которым ТГУ обсуждает организацию совместной магистратуры по направлению «Финансы и кредит», – добавил Виктор Демин.

Совместные образовательные программы активно развивает и ЮУрГУ. В сотрудничестве с вузами Казахстана университет успешно реализовал проект программы TEMPUS, основанной на Европейской рамке квалификаций. Также вуз реализует совместную европейскую программу ERASMUS+, к практическому воплощению которой привлечены 2 казахстанских вуза.

На форуме ректоров России и Казахстана, который состоялся осенью 2017 г. в рамках XIV Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана (участвовали руководители 77 российских и 49 казахских университетов), были заключены 40 соглашений, направленных на развитие сотрудничества в образовательной и научной сферах.

 «Хотя магистральной темой форума стали образовательные инициативы, развитие человеческого капитала и внедрение в образовательный процесс современных цифровых технологий обучения, нам хотелось бы расширить взаимодействие с соседями еще в плане научно-исследовательской работы, обе стороны высказали предложения о создании российско-казахстанских грантов для научных исследований», – подчеркнул ректор ЮУрГУ Александр Шестаков.

Кроме того, важным событием для развития российско-казахстанского  образовательного сотрудничества стало создание Сетевого финансового института Евразийского экономического союза (ЕАЭС) при участии 6 вузов государств-участников ЕАЭС: Российско-Армянского университета (Армения), Белорусского государственного экономического университета (Беларусь), Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б. Н. Ельцина (Кыргызстан), Финансовой академии (Казахстан), Финансового университета при Правительстве РФ и Санкт-Петербургского государственного экономического университета (Россия).

Институт призван обеспечить тесные контакты в сфере образования и науки, поднять эффективность национальных финансовых систем в рамках ЕАЭС.

Как отмечают эксперты, успешному развитию сотрудничества России и Казахстана в сфере образования способствуют географическая близость двух государств, культурная и языковая общность, схожесть образовательных программ и стандартов.

Еще одним важным фактором сближения из области законодательного регулирования стало продление сроков временного пребывания иностранных студентов в России до окончания их обучения. Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и касаются они всех иностранных студентов, в том числе и тех, кто обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете государственной образовательной организации. Законодательные поправки распространяются на очную или очно-заочную форму по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию.

Иностранные студенты, которые были переведены в другую образовательную организацию для продолжения обучения, также смогут оставаться в России до окончания обучения. Кроме того, изменения, внесенные в федеральный закон, предусматривают продление срока временного пребывания в России иностранных граждан, которые завершили обучение на подготовительном отделении и были приняты в другую образовательную организацию. Теперь у них нет необходимости выезжать из Российской Федерации по истечении срока подготовительного этапа обучения. При этом обязанности принимающей стороны возлагаются на принявшую таких иностранных граждан образовательную организацию. То есть вуз сам представляет в территориальный миграционный орган ходатайство о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина. Принятие соответствующих законодательных поправок долгое время инициировали ректоры российских университетов.

Как отмечают российские эксперты в сфере высшего образования, потенциал взаимодействия и сотрудничества российских вузов с научно-образовательными организациями и промышленными предприятиями Казахстана далеко не исчерпан. Ректоры российских вузов заверяют, что намерены расширять различные направления такого взаимодействия, в том числе по реализации научно-исследовательских и образовательных проектов, подготовке кадров высшей квалификации, организации академических обменов студентами, преподавателями и научными сотрудниками, стажировок, а также реализации программ дополнительного профессионального образования.

Ольга Казанцева

Информационно-аналитическая деятельность «Российско-Казахстанского экспертного IQ-клуба» осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Экспертное мнение