«Содружество народов Евразии»
Автономная некоммерческая организация
по содействию в развитии сотрудничества
стран Содружества Независимых Государств

+7 (3532) 37-25-64

niiural@mail.osu.ru
avenali@mail.ru

Роль позитивного нейтралитета Туркменистана по обеспечению устойчивого развития транспортно-логистической сферы в Каспийском регионе

19 Ноя 2020

19 ноября 2020 г. в режиме видео-конференцсвязи состоялся Международный круглый стол «Роль позитивного нейтралитета Туркменистана по обеспечению устойчивого развития транспортно-логистической сферы в Каспийском регионе».

В работе конференции приняли участие руководство Агентства «Туркмендениздеряёллары» (речного и морского транспорта), Консульства Туркменистана в Российской Федерации (г. Астрахань), Ассоциации «Туркмен Логистика», Института инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана, Агентства международных связей Астраханской области, Министерства промышленности и природных ресурсов Астраханской области, Региональной ассоциации судовладельцев и экспедиторов Астраханской области, АО «Особая экономическая зона «Лотос», Астраханского государственного технического университета, Каспийского института морского и речного транспорта им. генерала-адмирала Ф. М. Апраксина.

В ходе состоявшейся встречи, прошедшей в атмосфере взаимопонимания и доверия, сторонами обсуждены различные аспекты взаимовыгодного сотрудничества Туркменистана и России в Каспийском регионе, в первую очередь, в транспортно-логистической сфере.

Высоко отмечена при этом позитивная роль политики Нейтралитета Туркменистана, ее эффективность и соответствие интересам мирового сообщества по обеспечению регионального мира, безопасности и развития. В этой связи высоко оценены инициативы глубокоуважаемого президента Туркменистана Г.  Бердымухамедова, предложенные им в рамках 75-й сессии Генассамблеи ООН, направленные на укрепление мира, стабильности и международного сотрудничества.

Сторонами особо подчеркнуто, что Туркменистан и Россия занимают активную позицию в вопросе взаимодействия прикаспийских государств с целью превращения Каспия в один из крупнейших транспортно-транзитных узлов международного значения, играющего важную роль в создании нового геоэкономического пространства в Евразии и отвечающего современным глобальным запросам. Подчеркнуто, что Туркменистан и Астраханская область располагают выгодным географическим положением на пересечении транспортных путей между Азией и Европой, в связи с чем обладают высоким потенциалом для взаимовыгодного сотрудничества.

В ходе встречи обсуждены последовательные шаги наших стран по модернизации своей транспортной инфраструктуры в Каспийском регионе. В частности, Туркменистаном проводится целенаправленная политика по интеграции своей логистической сети в мировую транспортную систему, дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры по направлениям Восток-Запад и Север-Юг, а также снижение транспортной составляющей в конечной стоимости продукции. В этих целях Ашхабадом предпринимаются шаги по созданию новых транспортных узлов для мультимодальных перевозок, ведется реализация национального проекта по развитию морского порта «Туркменбаши» и строительству конкурентоспособного морского торгового флота.

Российской Федерацией проводится работа по созданию на Каспии портово-промышленного кластера, основой которого станет создаваемая на территории Астраханской области портовая особая экономическая зона. Стороны подчеркнули, что планируемое строительство в рамках ПОЭЗ современного контейнерного терминала для обработки грузов и формирование в последующем регулярной контейнерной линии между портами «Астрахань» и «Туркменбаши» являются одним из наиболее перспективных направлений сотрудничества в Каспийском регионе. В этом контексте озвучена заинтересованность немецких компаний по организации транспортировки грузов из Европы в Центральную Азию через территории Астраханской области и Туркменистана, что существенно сократит временные рамки грузоперевозок.

Одним из ключевых вопросов повестки стало рассмотрение мер по повышению грузооборота между странами.

Так, в качестве первоочередной меры обозначен запуск паромного сообщения между российским портами «Оля», «Махачкала» и туркменским «Туркменбаши». В настоящее время обсуждение указанного вопроса ведется на высшем уровне. В целях обеспечения загрузки паромов товарами предложено рассмотреть возможность захода судов в казахстанские порты «Курык» и «Актау». При этом отмечено, что в целях создания удобства для грузовладельцев и пассажиров, следование паромов стоит сделать регулярным и обеспечить их работу согласно строгому расписанию.

Также подчеркнута необходимость активизации работы по созданию в г. Астрахани торгового дома Туркменистана и логистического центра, через который туркменские товары смогут попадать на российский и европейский рынки. В качестве меры по увеличению товарооборота предложено рассмотреть вопрос транзита через Туркменистан и Астраханскую область автомобильных грузов из Пакистана, Афганистана и обратно.

Кроме того, предложено обсудить на экспертном уровне возможность упрощения таможенных процедур при следовании торговых грузов для всех видов транспорта, в том числе, организацию зеленого коридора при следовании через порты каспийского бассейна для всех внешнеторговых грузов.

Для обсуждения указанных мер в практической плоскости предложено активизировать сотрудничество на уровне бизнес-структур и общественных организаций Туркменистана и Астраханской области. Агентством «Туркмендениздеряёлары» выражена готовность взаимодействовать с партнерами от российской стороны. Подчеркнуто, что сотрудничество наших регионов вызывает взаимный интерес на самом высоком уровне.

Кроме того, отмечено, что создание эффективной транспортно-логистической системы невозможно без формирования серьезного кадрового потенциала. В связи с этим сторонами обозначено несколько направлений взаимодействия между учебными заведениями Туркменистана и Астраханской области. Среди них создание учебно-методических комплексов, организация семинаров, проведение практических занятий для студентов, а также курсов профессиональной переподготовки для преподавателей с использованием дистанционных образовательных технологий, издание совместного интернет-журнала для публикаций научных трудов, открытие летней логистической школы прикаспийских государств, реализация проекта транзитного образования, включающего в себя цепочку «средняя школа – вуз», совершенствование порядка прохождения производственных практик.

Участники положительно оценили итоги состоявшегося международного круглого стола, а также выразили надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество по указанным направлениям.

Экспертное мнение